Подготовка к огэ по информатике. Решение задач огэ в среде кумир Решение 20 задания огэ по информатике

Тема: «Короткий алгоритм в среде формального исполнителя»

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её правого конца.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота(Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным.
Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера прохода внутри стены.

РЕШЕНИЕ

Итак, сначала создаем стартовую обстановку. Переходим в меню: Робот — > Редактировать обстановку

После того, как стартовая обстановка построена переходим снова в меню: Робот — > Редактировать обстановку. Фон сменится на зеленый.

Итак, определим путь движения Робота:

В задании сказано, что

Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого количества ступеней

Это означает, что Робот должен передвигаться только с помощью цикла «Пока». Пишем код программы

Для проверки результата обязательно необходимо изменить в стартовой обстановке стены, сделать либо меньше, либо больше. Правильно написанная программа должна работать независимо от размера стены и величины прохода. Например, вышенаписанный код, будет отлично работать с измененной стартовой обстановкой.

Самостоятельная работа

На бесконечном поле имеется горизонтальная стена. Длина стены неизвестна. Робот находится сверху от стены в левом ее конце. На рисунке приведено расположение робота относительно стены (робот обозначен буквой «Р»):


Сабитова Д. А., учитель информатики

ГБОУ «Крымская гимназия – интернат для одаренных детей»

Решение заданий открытой части ОГЭ по информатике

Открытый банк заданий ФИПИ

(страница 145)

#Задача 20.1

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием « eсли », имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и , или , не , например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл « пока », имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

Выполните задание.

На бесконечном поле имеется лестница. Высота подъема лестницы неизвестна . Сначала лестница поднимается вверх, затем спускается вниз. Высота спуска также неизвестна . Высота и ширина каждой ступени – одна клетка. Робот находится под нижней ступенькой у левого края лестницы.

На рисунке указан один из возможных способов расположения лестницы и Робота. Робот обозначен буквой «Р».

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные под ступенями лестницы. Требуется закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок):

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения лестницы. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.

Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

Решение:

влево

вниз

вправо

нц пока (не сверху свободно) и (справа свободно)

закрасить

вправо

вверх

кц

нц пока (не справа свободно) и (снизу свободно)

закрасить

вниз

вправо

кц

закрасить

Кумир:

использовать Робот

алг

нач

. влево

. вниз

. вправо

. нц пока (не сверху свободно ) и (справа свободно )

. . закрасить

. . вправо

. . вверх

. кц

. нц пока (не справа свободно ) и (снизу свободно )

. . закрасить

. . вниз

. . вправо

. кц

. закрасить

кон

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ 20.2 ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

В данной статье приведен универсальный алгоритм решения задач 20.2 ОГЭ по информатике. В статье приведен универсальный шаблон решения задачи. Показано как пользоваться данным шаблоном для решения задач с, казалось бы, разными условиями.

Вспомним задачи, которую мы еже решали:

Выше приведена задача и «скрин» ее решения.

Рассмотрим еще один пример:

«Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное число, кратное 5. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 5. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – максимальное число, кратное 5».

Решение задачи:

Program Z _20_2;

var N,i,a,max: integer;

begin

max:=0;

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 5 = 0 then

if a>max then max:=a;

end;

writeln(" ответ :",max);

end.

Объяснение решения:

Program Z _20_2; {Заголовок программы}

var N , i , a , max : integer ; {Описание переменных. Переменная N -количество чисел последовательности, i – счетчик цикла, a –число последовательности, max – для хранения максимума}

begin {начало раздела операторов}

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N); {вводим N }

max :=0; {обнуляем максимум, так как числа натуральные}

For i:=1 to N do { начало чикла }

Begin {начало составного оператора}

write ("Введите число:"); readln ( a );{вводим a }

if a mod 5 = 0 then {если число кратно пяти то}

if a > max then max := a ; {если число больше максимума, обновляем максимум}

end ; {конец составного оператора}

writeln ("ответ:", max ); {выводим ответ}

end. {конец программы}

Какие еще варианты задач могут встретиться? Возьмем, к примеру, реальные кимы ГИА по информатике 2015 г. Все задачи можно свести к следующим типам, найти:

    максимальное число кратное 5;

    сумму чисел кратных 6;

    количество чисел кратных 4;

    минимальное число кратное 3;

    сумму чисел кратных 3;

    количество чисел кратных 6;

    сумму чисел оканчивающих на 4;

    количество чисел оканчивающих на 3;

    максимальное число оканчивающееся на 3;

    минимальное число оканчивающееся на 6;

    сумму чисел оканчивающихся на 3;

    количество чисел оканчивающихся на 6;

    и т.п.

Как из этих элементов в кимах ГИА по информатике составлялась задача, пример смотрите ниже:

«Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел . Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – сумму чисел, оканчивающихся на 4». (задачи из реального кима ГИА по информатике)

Можно ли составить универсальные алгоритм, чтобы вне зависимости от того какая задача типа 20.2 попадется на ГИА по информатике 2014 вы могли ее решить? Можно, и ниже мы покажем этот алгоритм.

Немного теории.

Разберем оператор языка Паскаль – mod .

mod остаток от деления.

Например:

5 mod 2 – вернет остаток от деления 5 на 2 и равняется это 1.

4 mod 2 – вернет 0.

6 mod 2 – вернет это 0.

7 mod 2 – вернет 1.

8 mod 2 – вернет 0.

15 mod 10 – вернет остаток от деления 15 на 10 и равняется это 5.

19 mod 6 – вернет остаток от деления 19 на 6 и равняется это 1.

Ниже, приведено пояснение этих примеров. Обычное деление столбиком.

Какие выводы мы можем из этого сделать, как эти пользоваться:

    Вводиться переменная A , определить кратно ли она 5: A mod 5 = 0

    A mod 6 =0 – кратно ли шести, т.е. если остаток от деления A на 6 равен нулю, то кратно.

    Вводиться переменная A, определить оканчивается ли оно на 4: A mod 10 = 4.

Например, значения переменной A=125, тогда 125 делим на 10 получим 12,5. Видим, что остаток от деления равен 5.

Другой пример. Допустим A=224, разделим 224 на 10 получим 22,4. Видим, что остаток от деления равен 4. Т.е. 224 mod 10 – равняется 4.

Делаем вывод: проверить оканчивается введенная переменная на 4 можно

формулой: A mod 10=4.

Если понадобиться проверить оканчивается переменная на 6, то запишем: A mod 10 =6.

Теперь вы знаете, как использовать оператор mod , но это еще не все, остается в теории рассмотреть:

    как найти максимум или минимум;

    как найти количество чисел, удовлетворяющих условию;

    как найти сумму чисел, удовлетворяющих условию.

Рассмотрим их на конкретных задачах.

Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, оканчивающихся на 4 . Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – сумму чисел, оканчивающихся на 4. (задачи из реального кима ГИА по информатике)

Для решения этой задачи, немного поправим программу, приведенную в начале статьи, жирным шрифтом выделим новое в программе:

Program Z _20_2;

var N , i , a , sum : integer ; { sum – переменная для накопления суммы}

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

sum:=0; { обнуляем переменную }

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 10 = 4 then sum := sum + a ; {если число оканчивается на четыре, то в переменную сумма sum прибавляем само число a }

end ;

writeln ("ответ:", sum ); {выводи ответ}

end.

Для лучшего понимания смотрите видео объяснение этой задачи (задачи из реального кима ГИА по информатике) !!!

Решим подобную задачу с измененным условием: найти количество чисел оканчивающихся на 4;

Копируем вышеприведенное решение, буквально исправим ОДИН символ (выделим его красным шрифтом):

Program Z _20_2;

var N,i,a, sum : integer;

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

sum:=0;

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 10 = 4 then sum := sum + 1 ; {прибавляем единицу, т.е. если есть число удовлетворяющее условию то увеличиваем счетчик на единицу. Например если в последовательности было пять чисел удовлетворяющих условию, то к переменной sum прибавиться единица пять раз, и в итого sum будет равно пяти!!! }

end ;

writeln ("ответ:", sum ); {выводи ответ}

end.

Решим еще подобную задачу: количество чисел кратных 4;

Копируем вышеприведенное решение и меняем один символ:

Program Z_20_2;

var N,i,a, sum : integer;

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

sum:=0;

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 4 = 0 then sum:=sum+1 ; { изменили условие a mod 4 = 0 , все задача решена }

end;

writeln(" ответ :", sum ); { выводи ответ }

end.

Решим последний тип задач: на нахождения максимума или минимума.

Например, ЗАДАЧА: максимальное число кратное 4;

Копируем текст задачи, добавляем переменную и изменим в нем одну строчку:

Program Z_20_2;

var N,i,a, max : integer; { добавляем переменную max }

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

max :=0; {начальное значение переменной, т.к. числа по условию задачи натуральные т.е. положительные.}

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 4 = 0 then if a>max then max:=a ; { если число кратно 4 и если число a больше max }

end;

writeln(" ответ :", max ); { выводи ответ }

end.

Смотрите видео чтобы лучше понять решение задачи

Как изменить задачу, чтобы программа находила минимум?

Program Z_20_2;

var N , i , a , min : integer ; {изменяем имя переменной на min }

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

min :=30001; {начальное значение переменной, т.к. числа по условию задачи не превышают 30000 – это условие дается во всех задачах 20.2 ГИА по информатике.}

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 4 = 0 then if a min:=a ; { если число кратно 4 и если число a меньше min }

end;

writeln(" ответ :", min ); { выводи ответ }

end.

В приведенных выше двух задачах мы использовали конструкции:

    if a min:=a;

    if a>max then max:=a ;

это стандартные конструкции для нахождения максимума, минимума!

Чтобы лучше понять конструкцию смотрите видео!

Итак, мы рассмотрели все возможные варианты вопросов ГИА по информатике задачи 20.2. Как это использовать для решения задач покажем на примере решения нескольких задач из ГИА.

Попробуйте самостоятельно решить предложенные ниже задачи, и сверить с решением, которые тут же приведены.

Задача. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 3. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – количество чисел, кратных 3. (задачи из реального кима ГИА по информатике)

Ищем подобную задачу выше, копируем ее, и изменяем несколько символов (в программе они выделены красным цветом) получим решение:

Program Z_20_2;

var N,i,a, sum : integer;

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

sum:=0;

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 3 = 0 then sum:=sum+1 ;

end;

writeln(" ответ :", sum ); { выводи ответ }

end.

Задача. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, кратных 5. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 5. Количество чисел не превышает 100. Введённые числа не превышают 300. Программа должна вывести одно число – сумму чисел, кратных 5. (задачи из реального кима ГИА по информатике)

Program Z_20_2;

var N,i,a, sum : integer;

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

sum:=0;

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 5 = 0 then sum:=sum+ a ;

end;

writeln(" ответ :", sum ); { выводи ответ }

end.

Задача. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, оканчивающееся на 6. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 6. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число – минимальное число, оканчивающееся на 6.

Решение:

Program Z _20_2;

var N,i,a, min : integer;

begin

writeln("Введите количество чисел:"); Readln(N);

min:=30001;

For i:=1 to N do

begin

write(" Введите число :"); readln(a);

if a mod 10 = 6 then if a min:=a ;

end;

writeln(" ответ :", min ); { выводи ответ }

end.

Итак, решили три задачи из кимов ГИА по информатике, причем все решение сводилось к исправлению нескольких символов в шаблонных задачах.

Для того чтобы на ГИА по информатике вы могли с легкостью решить любую задачу № 20.2. Необходимо иметь заготовки четырех вышеописанных шаблонных задач.

Определяете, к какому типу шаблона относиться задача. Пишете задачу по этому шаблону, изменим несколько символов - получаете решение.

Дополнительно вы можете скачать: Заготовки шаблонов задачи 20.2 ГИА по информатике в виде шпаргалки .

Решение 20.1 задания ОГЭ 2017 по информатике из демоверсии. Это задание второй части с развернутым ответом, высокого уровня сложности. Примерное время выполнения задания 45 минут. За это задание можно максимально набрать 2 балла. Задание выполняется на компьютере.

Проверяемые элементы содержания:
— умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя.

Описание элементов содержания, проверяемых в ходе экзамена:
— алгоритм,
— свойства алгоритмов,
— способы записи алгоритмов,
— блок-схемы,
— представление о программировании,
— алгоритмические конструкции,
— логические значения,
— операции,
— выражения,
— разбиение задачи на подзадачи,
— вспомогательный алгоритм,
— обрабатываемые объекты (цепочки символов, числа, списки, деревья).

20.1 задание ОГЭ 2017 по информатике

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.
У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:
вверх
вниз
влево
вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх , вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
верху свободно
снизу свободно
слева свободно
справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли », имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие – одна из команд проверки условия.
Последовательность команд – это одна или несколько любых команд-приказов.
Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и , или , не , например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока », имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц

Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны . В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её правого конца.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным.
Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера прохода внутри стены.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.
Сохраните алгоритм в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

Решение 20.1 задания ОГЭ 2017 по информатике

Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии – курсивом . Начало комментария будем обозначать символом «|» (во время выполнения работы записывать комментарии не обязательно ).

|Двигаемся влево, пока не дойдём до вертикальной стены.
нц пока слева свободно
влево
кц

|Двигаемся вверх, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.
нц пока не слева свободно
закрасить
вверх
кц

|Двигаемся вверх до конца стены и закрашиваем клетки.
нц пока не слева свободно
закрасить
вверх
кц

|Обходим стену.
влево
вниз

|Двигаемся вниз, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц

|Двигаемся вниз до конца стены и закрашиваем клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц

Возможны и другие варианты решения.
Допускается использование иного синтаксиса инструкций исполнителя, более привычного для учащихся.
Допускается наличие отдельных синтаксических ошибок, не искажающих замысла автора решения.

2 балла за задание дается если
Алгоритм правильно работает при всех допустимых исходных данных.
1 балл за задание дается если
При всех допустимых исходных данных верно следующее:
1) выполнение алгоритма завершается, и при этом Робот не разбивается;
2) закрашено не более 10 лишних клеток;
3) остались незакрашенными не более 10 клеток из числа тех, которые должны были быть закрашены.
0 баллов за задание дается если
Задание выполнено неверно, т. е. не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла.

Решение 20.1 задания ОГЭ 2018 по информатике из демонстрационного варианта. Проверяемые элементы содержания: Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя.

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В вертикальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её правого конца.

На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным.

Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера прохода внутри стены.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.

Сохраните алгоритм в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

Решение 20.1 задания ОГЭ 2018 по информатике

Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|».
|Двигаемся влево, пока не дойдём до вертикальной стены.
нц пока слева свободно
влево
кц
|Двигаемся вверх, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.
нц пока не слева свободно
закрасить
вверх
кц
|
нц пока слева свободно
вверх
кц
|Двигаемся вверх до конца стены и закрашиваем клетки.
нц пока не слева свободно
закрасить
вверх
кц
|Обходим стену.
влево
вниз
|Двигаемся вниз, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц
|Двигаемся дальше до вертикальной стены.
нц пока справа свободно
вниз
кц
|Двигаемся вниз до конца стены и закрашиваем клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц