Ударные микроциклы Характеризуются болыпцм суммарным объемом работы и высокими нагрузками. Их основной задачей является стимуляция адаптационных процессов в организме спортсмена. В силу этого ударные микроциклы составляют основное содержание специально-подготовительного этапа подготовительного периода. Широко применяются ударные микроциклы и в соревновательный период.
Общий объем работы, соотношение работы на суше и в воде, количество занятий с большими нагрузками и другие показатели, отражающие суммарную нагрузку и преимущественную направленность тренировочного процесса должны соответствовать полу и специализации пловца (табл. 19.2).
Суммарный объем работы и основные характеристики нагрузок у женщин на 10-15% ниже чем у
Мужчин. У спринтеров общий объем работы меньше на 10- 15 %, а объем плавания на 20 - 25 % по сравнению со стайерами. У спринтеров и занятия с большими и значительными нагрузками планируются реже. В тоже время они по сравнению со стайерами, выполняют больший объем работы силовой направленности на суше, что абсолютно понятно, если учесть значимость силовых качеств для достижения высоких результатов на коротких дистанциях. Примером довольно эффективного построения ударного микроцикла на первом (общеподготовительном) этапе подготовительного периода может быть программа олимпийского чемпиона 1992 г. М. Тьюксбери (табл. 19.3).
Микроцикл построен на материале занятий комплексной направленности с разнообразной программой, что обеспечило совершенствование различных компонентов подготовленности (аэробные и анаэробные возможности, скоростные
ГЛАВА 19 Построение Программ Микроциклов
Качества, совершенствование техники и др.) и одновременно позволило выполнить большой объем работы в каждом занятии.
Следует указать, что отдельные ударные микроциклы с акцентом на развитие скоростных качеств требуют заметного снижения суммарного объема работы, который может быть существенно ниже, представленного в таблице 19.2.
Ударные микроциклы, по сравнению с микроциклами других типов, характеризуются особо большим как общим количеством тренировочных занятий (2 - 3 - в день, 12-14 - в неделю - в воде и 3 - 6 занятий на суше), так и занятий с большими и значительными нагрузками (до 5 -6 в неделю). Поэтому, с одной стороны, они являются мощным стимулом развития адаптационных реакций и повышения подготовленности пловцов, а, с другой, при неправильном построении, способны привести к переутомлению,
Перенапряжению важнейших функциональных систем и, в первую очередь, центральной нервной и сердечно-сосудистой. Поэтому очень важно построить микроцикл так, чтобы он позволял эффективно решать все основные задачи, соответствующие тому или иному этапу подготовки.
Методика построения тренировочных микроциклов зависит от ряда факторов, но в первую очередь от особенностей протекания утомления и восстановления в результате нагрузок отдельных занятий. Чтобы правильно построить микроцикл, необходимо знать, какое воздействие на спортсмена оказывают различные по величине и направленности нагрузки, какова динамика и продолжительность процессов восстановления после них. Не менее важными являются сведения и о кумулятивном эффекте нескольких занятий с различными по величине и направленности нагрузками,
ЧАСТЬ 4 Построение Процесса Подготовки Пловцов
ЧАСТЬ 4
Построение Процесса Подготовки Пловцов
О возможностях использования малых и средних нагрузок для интенсификации у спортсменов процессов восстановления после занятий с большими и значительными нагрузками. При планировании в течение дня двух, трех и более занятий с различными нагрузками необходимо знать закономерности колебаний специальной работоспособности в течение дня и их обуславливающие механизмы.
Чередование нагрузок и отдыха в микроцикле может привести к реакции трех типов: а) максимальному росту тренированности; б) незначительному тренировочному эффекту или полному его отсутствию; в) переутомлению спортсмена. Реакция первого типа характерна для всех случаев, когда в микроцикле применяется оптимальное количество занятий с большими и значительными нагрузками при рациональном их чередовании как между собой, так и с занятиями с меньшими нагрузками. Если в микроцикле незначительное количество занятий с нагрузками, способными служить стимулом к росту тренированности, то возникает реакция второго типа. И, наконец, злоупотребление большими нагрузками или же их нерациональное чередование могут привести к переутомлению спортсмена, т. е. вызвать реакцию третьего типа.
Знание в каждом конкретном случае особенностей утомления пловцов в результате выполнения программы занятий, а также характера и продолжительности процессов восстановления позволяет обеспечить сочетание занятий в микроцикле, при котором создаются оптимальные условия для совершенствования различных сторон подготовленности пловца.
Направленность занятий в значительной мере обусловливает особенности утомления спортсменов и продолжительность их восстановления. Одни занятия оказывают локальное воздействие на организм, предъявляя высокие требования к отдельным функциональным систе-
Мам, другие - достаточно широкое, определяемое участием в обеспечении работы ряда функциональных систем организма.
Протекание процессов утомления и восстановления после занятий с большими нагрузками различной направленности имеет много общего: во всех случаях отмечается волнообразное изменение возможностей функциональных систем преимущественно определяющих эффективность выполняемой работы и четко прослеживаются фазы снижения работоспособности, ее восстановления и суперкомпенсации.
Продолжительность восстановительных процессов во многом зависит от направленности занятий. Функциональные возможности спортсменов наиболее быстро восстанавливаются после занятий скоростной направленности и направленных на повышение координационных и скоростно-силовых качеств. Период восстановления после занятий такой направленности с большими нагрузками у пловцов высокой квалификации обычно завершается в течение 2 - 3 дней. Занятия, способствующие развитию различных видов выносливости, характеризуются более длительным протеканием восстановительных процессов. Например, после напряженных занятий, направленных на повышение аэробных возможностей и вызывающих глубокое исчерпание углеводных ресурсов организма, период восстановления может затянуться на 5 -7 дней.
Следует также отметить влияние индивидуальных возможностей спортсменов на интенсивность и продолжительность их восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок.
Последействие занятий со значительными нагрузками существенно отличается от влияния занятий той же направленности с большими нагрузками. Период восстановления после занятий со значительной нагрузкой более чем вдвое короче
ЧАСТЬ 4 Построение Процесса Подготовки Пловцов
Рис. 19.3
Последействие двух занятий скоростной направленности с большими нагрузками, проведенных с интервалом 24 Ч (схема): С - Повышение скоростных возможностей; 1 - скоростные возможности, 2 - выносливость при работе анаэробного характера, 3 - выносливость при работе аэробного характера
Вости к работе алактатного и лактат-ного анаэробного характера, выносливости к работе аэробного характера), тем более широкий, но менее выраженный характер носит утомление. Сужение круга задач (например, развитие скоростных качеств и специальной выносливости) локализует утомление, делает его более выраженным, а восстановительные процессы более длительными.
Таким образом, утомление после тренировочных занятий различной направленности, имеет конкретный характер. Отмечается резкое угнетение тех качеств и способностей, которые обеспечивали выполнение тренировочных программ. В то же время спортсмены способны проявлять высокую работоспособность при двигательной деятельности, обеспечиваемой преимущественно другими системами. Это требует постоянного учета специфики воздействия на организм пловца программ каждого конкретного занятия, а также особенностей воздействия сочетания занятий с различными по величине и направленности нагрузками, проводимых через различные интервалы времени.
Рассмотрим наиболее характерные примеры, позволяющие составить представление об общих закономерностях суммарного воздействия на организм спортсменов нескольких тренировочных занятий. Эти сведения помогут составить программы ударных микроциклов так, чтобы обеспечить высокую работоспособность пловцов, эффективное выполнение ими программ отдельных занятий, а также предупредит переутомление.
Прежде всего остановимся на воздействии двух занятий одинаковой направленности в случае, когда второе проводится при недр-восстановлений функциональных возможностей после первого. Например, два занятия скоростной направленности с большими нагрузками, проведенные с интервалом в 24 час, приводят к такому же по характеру утомлению, как и одно занятие (рис. 19.3). Однако после двух занятий оно значительно сильнее. Через сутки после двух занятий, направленных на повышение скоростных возможностей, пловец не в состоянии достигнуть своей максимальной скорости. Выносливость при работе анаэробного характера угнетена в меньшей мере, а выносливость при работе аэробного характера остается на уровне, часто даже превышающем исходный. Таким образом, повторное занятие с большой нагрузкой усугубляет утомление, не изменяя его характера. Работоспособность спортсмена при выполнении программы второго занятия значительно снижена: при одних и тех же внешних показателях утомления он, обычно не в состоянии выполнить более 75 - 80 % работы, предложенной накануне. Особенности воздействия двух однотипных занятий с большими нагрузками практически не зависят от направленности занятий, периода подготовки и квалификации спортсмена.
Учитывая это, планировать в микроцикле подряд два занятия одинаковой направленности с большими нагрузками следует осторожно и лишь при подготовке квалифицированных и хорошо тренированных пловцов, и только в случае, когда ставится задача повышения выносливости различных видов.
Суммарное воздействие двух занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности, проведенных с интервалом 24 ч, принципиально отличается от влияния одинаковых по
ГЛАВА 19 Построение программ микроциклов
Рис. 19.4
Последействие двух занятий различной преимущественной направленности, проведенных с интервалом 24 ч (схема): С — повышение скоростных возможностей; А — повышение выносливости при работе аэробного характера; 1 — скоростные возможности, 2 - выносливость при работе анаэробного характера, 3 - выносливость при работе аэробного характера
Рис. 19.5
Один из возможных вариантов сочетания в микроцикле занятий с большими нагрузками различной направленности (схема): С — повышение скоростных возможностей; Ан — повышение выносливости при работе анаэробного характера; А — повышение выносливости при работе аэробного характера;
1 — скоростные возможности,
2 — выносливость при работе
Анаэробного характера,
3 — выносливость при работе
Аэробного характера
Направленности занятий. Большая нагрузка на фоне утомления после предыдущего занятия, не усугубляет утомление, а угнетает другую сторону работоспособности спортсмена. Например, если после занятия, направленного на повышение скоростных возможностей, проводится занятие, способствующее повышению выносливости при работе аэробного характера, то происходит значительное угнетение последней. В то же время второе занятие существенно не снижает скоростных возможностей (рис. 19.4). С аналогичным явлением мы встречаемся и при анализе суммарного воздействия на организм пловцов иных сочетаний занятий с большими нагрузками различной преимущественной направленности.
Таким образом, в рациональном чередовании в микроцикле занятий с большими нагрузками различной направленности таятся большие резервы оптимизации тренировочного процесса (рис. 19.5).
В связи с большим количеством занятий в ударных микроциклах интересно рассмотреть особенности взаимодействий в течение дня занятий с различными по величине и направленности нагрузками.
Интенсификация восстановления после занятий с большими нагрузками наблюдается в том случае, если дополнительные занятия с ма-
Лыми или средними нагрузками предполагают работу принципиально иной направленности (рис. 19.6). Например, если после занятия с большой нагрузкой, направленного на повышение скоростных возможностей, проводится занятие со средней или малой нагрузкой, предполагающее развитие выносливости при работе аэробного характера, то уже через сутки после занятия с большой нагрузкой скоростные возможности восстанавливаются почти до исходного уровня. Проведение дополнительных занятий такой же направленности со средними нагрузками усугубляет утомление, вызвМнное занятием с большой нагрузкой, не изменяя его конкретного характера.
Таким образом, интенсификация восстановления после занятий с большими нагрузками наблюдается лишь тогда, когда в дополнительных занятиях применяется работа иной направленности, при выполнении которой работоспособность определяется преимущественным функционированием иных систем и механизмов, чем при занятиях с большими нагрузками. Например, работоспособность в занятиях, направленных на повышение скоростных возможностей или выносливости при работе анаэробного характера, обусловлена, в первую очередь, состоянием нервно-мышечного аппарата, содержанием в мышцах макроэргических веществ, совершенством компенсаторных механизмов, обеспечивающих поддержание внутреннего гомеостаза в анаэробных условиях мышечной деятельности; занятия же, направленные на повышение выносливости при работе аэробного характера, активизируют все системы и механизмы, связанные с поступлением, транспортом и утилизацией кислорода.
При подготовке квалифицированных пловцов в ударных микроциклах, как правило, планируется два занятия в воде в течение дня, одно основное, а второе - дополни-
ЧАСТЬ 4 Построение Процесса Подготовки Пловцов
Рис. 19.6
Влияние занятий
Особенности последействия
Занятий с большими
С - повышение скоростных
Возможностей; А - повышение
Выносливости при работе
Аэробного характера;
Б - занятия с большой
Нагрузкой; Ср — занятия
Со средней нагрузкой;
1 - скоростные возможности,
2 - выносливость при работе
Анаэробного характера,
3 — выносливость при работе
Аэробного характера
Тельное. В основных занятиях пловец выполняет большой объем работы, направленной на развитие качеств и способностей, влияющих на результат и получает значительную или большую нагрузку. Эти занятия оказывают решающее влияние на рост тренированности. В дополнительных занятиях объем работы меньше, нагрузка малая или средняя, но круг задач весьма широк: поддержание уровня физических качеств, совершенствование техники, тактики и т. д. Велики возможности использования дополнительных занятий и в качестве активного отдыха.
В отдельных случаях в течение дня применяются два основных либо два дополнительных занятия. Применение двух основных занятий, т. е. с большими или знанительными нагрузками, характерно для подготовки квалифицированных спортсменов, когда для дальнейшего повышения их функциональных возможностей необходимо оказать на организм особенно сильное воздействие. Применение двух дополнительных занятий связанно с необходимостью снижения суммарной нагрузки из-за возможного переутомления.
При двухразовых занятиях в день важно целесообразно чередовать их по преимущественной направленности. Оптимально проведение основного занятия во второй половине дня, поскольку напряженные утренние занятия нередко приводят к нарушению сна во второй половине ночи. По этой же причине утром не следует широко использовать скоростные упражне-
Ния. В табл. 19.4 представлены целесообразные сочетания в течение дня основных и дополнительных занятий.
Рациональное чередование основных занятий с дополнительными занятиями со средними или малыми нагрузками практически не вызывает увеличения суммарной нагрузки микроцикла по сравнению с проведением только одного основного занятия в день, однако значительно повышает объем выполняемой работы. Если же направленность основных и дополнительных занятий одинакова, то наблюдается более глубокое утомление спортсменов. На рис. 19.7 приведен фрагмент тренировочного микроцикла при рациональном чередовании основных и дополнительных занятий.
Таким образом, рациональная организация двухразовых занятий позволяет существенно увеличить суммарный объем тренировочной работы без переутомления спортсменов.
Иногда возможно проведение подряд двух занятий одинаковой направленности. К этому прибегают обычно в процессе подготовки спортсмена высокой квалификации (для создания условий, способствующих максимальной мобилизации тех или иных функциональных систем организма) или при отставании в развитии определенного двигательного качества. Однако далеко не все занятия можно сочетать таким образом. Если, например, применяются подряд два занятия, направленные на повышение скоростных воз-
ГЛАВА 19 Построение Программ Микроциклов
ТАБЛИЦА 19.4
Возможные Сочетания
В Течение Дня Основных
И Дополнительных Занятий
Рис. 19.7
Фрагмент ударного микроцикла при двух занятиях в течение дня (схема) Нагрузки занятий: Б - большая, 3 — значительная, Ср - средняя, М — малая. Направленность занятий: С - повышение скоростных возможностей; Ан - повышение выносливости при работе анаэробного характера; А - повышение выносливости при работе аэробного характера; К — занятие комплексной направленности. Физические качества:
1 - скоростные возможности,
2 - выносливость при работе анаэробного характера,
3 — выносливость при работе аэробного характера
Можностей, то второе не должно проводиться в условиях значительного утомления, вызванного первым. Иначе у пловцов нарушается координация движений, изменяются их основные скоростно-силовые параметры, что затрудняет совершенствование техники и повышение скоростных возможностей.
Нельзя согласиться с бытующей точкой зрения, согласно которой проведение двух - трех занятий в течение дня это дробление однократной нагрузки. Опытные тренеры, увеличивая количество занятий в течение дня до двух - трех, к работе выполняемой в одном занятии, дополнительно вводят определенные
Упражнения, включаемые во второе и третье занятия. Достаточно сказать, что современные мастера плавания тренируются 2 - 3 раза в день, затрачивая на работу в воде до 5 - 7 ч ежедневно, а раньше, при одноразовых ежедневных занятиях, продолжительность тренировки не превышала 2 -2,5 ч. За счет увеличения количества занятий в течение дня дневной объем плавания у многих сильнейших пловцов достиг 18 - 20 км, а годовой - 2500 - 3500 км, в то время как 30 - 35 лет назад, когда количество занятий в течение недельного микроцикла у квалифицированных пловцов обычно не превышало 6 - 9, объем плавания был в 3 - 4 раза меньше.
Вместе с тем, эффективность 2 -3-разовых занятий в течение дня высока лишь в тех случаях, когда рационально сочетаются нагрузки основных и дополнительных занятий и увеличение общего количества занятий не сопровождается уменьшением количества занятий с
Большими нагрузками, которые служат мощным стимулом роста тренированности.
При трех занятиях в течение дня, два проводятся в воде, а одно - на суше. Утром, как правило, проводится занятие в воде, днем - на суше, вечером - опять в воде. Такой режим широко распространен в подготовке пловцов высокого класса при централизованной ее организации в плавательных центрах, школах-интернатах спортивного профиля, на различных сборах. В этом случае построение микроциклов еще больше усложняется. Особенно важно правильно определить направленность занятий на суше, с тем чтобы программа утреннего занятия в воде отрицательно не сказывалась на качестве работы на суше, а последняя, в свою очередь, не противоречила направленности последующего занятия в воде. В табл. 19.5 представлены целесообразные сочетания занятий в воде и на суше при трех занятиях в течение дня.
ГЛАВА 19 Построение программ микроциклов
Структура микроциклов в значительной мере определяется периодом макроцикла. В зависимости от преимущественных задач того или иного периода существенно варьируют основные характеристики программ микроциклов: общий объем работы на суше и в воде, количество занятий, соревновательных стартов и т. д.
46. Структура построения спортивной тренировки (микроциклы, мезоциклы, макроциклы)
Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанные составляющие : построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.
В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон и отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.
Структура тренировки характеризуется, в частности:
1) порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной физической, тактической и технической подготовки и т.д.);
2) необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности);
3) определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.
Рациональное построение многолетней спортивной тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов: оптимальных возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его мастерства
В зависимости от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс, различают: а) микроструктуру - структуру отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла (например, недельного); б) мезоструктуру - структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца); в) макроструктуру структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных годичных и многолетних.
Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.
Внешними признаками микроцикла являются:
Наличие двух фаз в его структуре - стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательном их соотношения становятся более вариативными;
Часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;
Регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.
Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число обобщенных по направлениям тренировочных микроциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, подводящих, а также соревновательных и восстановительных.
Мезоцикл - это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной задачей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную динамику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесообразное сочетание различных средств и методов подготовки, соответствие между факторами педагогического воздействия и восстановительными мероприятиями, достичь преемственности в воспитании различных качеств и способностей.
Внешними признаками мезоцикла являются: 1) повторное вое произведение ряда микроциклов (обычно однородных) в едином последовательности либо чередование различных микроциклов и определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще чередуются; 2) смена одной направленности микроциклов другими характеризует и смену мезоцикла; 3) заканчивается мезоцикл восстановительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.
Анализ тренировочного процесса в различных видах спорта позволяет выделить определенное число типовых мезоциклов: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, предсоревновательных, соревновательных, восстановительных.
Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная психическая и тактическая подготовка. Важное место отводится моделированию режима предстоящего соревнования.
Общая тенденция динамики нагрузок в этих мезоциклах характеризуется, как правило, постепенным снижением суммарного объема и объема интенсивных средств тренировки перед главными соревнованиями. Это связано с существованием в организме механизма «запаздывающей трансформации» кумулятивного эффекта тренировки, который состоит в том, что пик спортивных достижений как бы отстает по времени от пиков общего и частных наиболее интенсивных объемов нагрузки. Эти мезоциклы характерны для этапа непосредственной подготовки к главному старту и имеют важное значение при переезде спортсменов в новые контрастные климато-географические условия.
Макроцикл - это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3-4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям - Олимпийским играм, а для молодежи - к спартакиадам народов России, проводящимся один раз в 4 года.
Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа : 1) общеподготовительный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.
Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа - повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6-9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).
Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2-3 мезоцикла.
Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.
Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2-3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.
Соревновательный период чаще всего делят на два этапа : 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы, 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.
Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы на этом этапе длительностью в 4-6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спорта в ной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.
Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи:
Восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны;
Дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков;
Создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;
Моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности;
Обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, технической, тактической и психической) с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат.
Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6-8 недель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них (с большой суммарной нагрузкой) направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достижений, другой - на подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.
Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п.
Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена.
Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3-5; занятия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения.
(по В.П. Луговцову, А.В. Куделину)
Установлено, что каждый тип микроцикла по-разному влияет на работоспособность спортсменов. Микроциклы с одной «малой» волной динамика нагрузки целесообразно использовать в подготовительном периоде (в микроциклах базового типа). Это позволит вызвать в организме спортсменов значительные функциональные изменения, определяющие в конечном счете общую тенденцию роста спортивных достижений. В случае, когда необходимо проводить работу в плане стабилизации уровня функциональных изменений, обнаруживающихся в организме после значительных тренировочных воздействий, рациональным вариантом построения спортивной тренировки будет введение микроцикла с «трехпиковым» распределением нагрузки в течение недели.
Микроциклы с последовательным возрастанием нагрузки имеет смысл планировать для достижения значительной мобилизации функциональных
возможностей организма спортсменов перед напряженной тренировочной работой. И в частности, тогда, когда спортсмена нужно постепенно подвести к нагрузкам «ударных» микроциклов. Микроцикл же с последовательным убыванием нагрузки к концу недели обычно строится для обеспечения относительно полной нормализации функционального состояния организма после «ударных» нагрузок.
Чередование тренировочных нагрузок и отдыха в микроциклах может привести к следующим основным типам реакции организма спортсменов: а) способствовать повышению максимального уровня тренированности; б) давать незначительный тренировочный эффект или не вызывать его вообще; в) приводить спортсмена к переутомлению и перетренировке. Построение режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором происходит повышение функциональных возможностей, техники движений, силы, быстроты и других физических качеств, характерно для развивающих микроциклов. В них чаще всего возможны два варианта чередования занятий и отдыха: 1. Когда очередное занятие в микроцикле приходится на фазу суперкомпенсации, т.е. проходит на фоне повышенной работоспособности как отставленного эффекта предыдущего занятия; 2. Когда занятие проводится на фоне значительного недовосстановления работоспособности после предыдущего.
Смысл второго варианта «суммирования» эффекта нескольких занятий состоит в том, чтобы предъявить организму особо объемные нагрузки, вызвать тем самым существенные приспособительные перестройки и получить в итоге значительный подъем работоспособности во время последующей относительной «разгрузки». Подобное сочетание нагрузок при построении микроциклов возможно только с достаточно подготовленными спортсменами и при особенно тщательном врачебно-педагогическом контроле. Злоупотребление этим вариантом неизбежно приведет к переутомлению, а эпизодическое применение будет способствовать более эффективному росту тренированности.
Предсоревновательные (подводящие) микроциклы моделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними, воспроизведение порядка выступления в течение дня и т.д.). Структура и содержание этих микроциклов зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, продолжительности подготовки на заключительном этапе тренировки к ответственному соревнованию, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.
Степень воспроизведения (подобия) программы, режима и условий основного соревнования в предсоревновательных микроциклах может быть разной. В связи с этим можно выделить микроциклы, которые частично или целостно моделируют соревновательную деятельность, режим и условия состязаний. В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении предсоревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура тренировочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чередования двух типов микроциклов: «специализированных» и «контрастных». В практике спорта микроциклы высокой специализированное™ называют иногда основными (0-циклы), а низкой - регулировочными (Р-циклы).
Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по зозможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Длительность специализированных микроциклов в основном определяется про-юлжительностью предстоящих соревнований, а контрастных - условиями восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализированных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям сорев--гований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой обстановки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть зысоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).
По мере приближения основного соревнования содержание, режима и /словия занятий в специализированных микроциклах все полнее воспроиз-зодят характер соревновательной деятельности, распорядок и другие усло-зия предстоящего состязания. В контрастных же микроциклах наблюдается противоположная тенденция - увеличивается доля общеподготовительных упражнений, широко используется эффект активного отдыха, варьирование условий занятий и др. Ритм чередования микроциклов задается с таким эасчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в ре-*ультате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.
На рис. 25.2 представлена схема построения предсоревновательной тодготовки борцов по «принципу маятника» на учебно-тренировочном сборе тродолжительностью 19 дней. Видно, что сбор начинается с регулиро-зочного микроцикла, а затем поочередно, сменяя друг друга, ритмически 1ередуются трехдневные основные и однодневные регулировочные микро-
> | о. | |||||||||||||
X | ||||||||||||||
"* »- | о. | |||||||||||||
-О X | t- | |||||||||||||
D ом | D ом | гдыха | DОМ | D ом | DОМ | ечный де | тоящий | |||||||
ш | Ш | Ж | эньо | ш | W | Ш | ютро | редс | ||||||
РМ | РМ | РМ | ее | РМ | РМ | РМ | ± | EZ | ||||||
2 |3 | 5 |б | 9 |ю | 16 |1Т | |||||||||||
Дни сбора |
Рис. 25.2. Примерный графический маятниковый план предсоревновательного 19-дневного учебно-тренировочного сбора дзюдоистов старших разрядов (по Г.С. Туманяну)
I лава " гъ. I Юстроение спортивной тренировки спортсменов
циклы. В общей сложности предусмотрено 5 тренировочных дней для восстановления работоспособности и 10 - для тренировок. В последний, 19-й день сбора спортсмены психологически настраиваются к предстоящему соревнованию. Важно при этом учесть, что по мере приближения к соревнованиям динамика величины и контрастности нагрузок внутри микроциклов снижается в регулировочных и увеличивается в основных микроциклах.
Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или команда, общим количеством стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, восстановительными процедурами, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности и достижение запланированного спортивного достижения.
Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, средними и длинными интервалами между состязаниями. На рис. 25.3 представлены варианты соревновательных микроциклов в хоккее в зависимости от продолжительности межигровых интервалов. Видно, что структура микроциклов изменяется с увеличением перерывов между играми.
В микроцикле с однодневным межигровым интервалом на следующий после игры день проводится одно занятие восстанавливающей направленности, а в день игры - предигровое (раскатка). В микроцикле с двухдневным межигровым интервалом проводят три занятия: восстанавливающее, поддерживающее и предигровое. В микроцикле с трехдневным межигровым интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировочных занятий. В день после игры - восстанавливающее занятие, в следующий - развивающее, а на третий - поддерживающее. В день игры - предигровое. Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоей образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь положительные эмоции. Микроциклы с четырехдневным межигровым интервалом (на рис. 25.3,г) строят подобно микроциклу с трехдневным межигровым интервалом. Он состоит из 5-7 тренировочных занятий, из которых два - восстанавливающие, одно - поддерживающее, два - развивающие и одно - предигровое (раскатка).
При построении тренировочных занятий обязателен учет положительного взаимодействия отдельных заданий, усиливающих эффективность тренировки.
Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной нагрузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.
Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко используются различные восстановительные средства - педагогические, психоло-
газдел ш. 1еория и методика спорта
□ |
Календарная игра
Принято называть серию занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплексное решение задач данного этапа подготовки .
Продолжительность микроциклов может колебаться от 3-4 до 10-14 дней. Наиболее распространены 7-дневные микроциклы, которые, совпадая по продолжительности с календарной неделей, хорошо согласуются с общим режимом жизни занимающихся.
Микроциклы иной продолжительности обычно планируют в соревновательном периоде , что бывает связано с необходимостью смены режима деятельности, формированию специфического режима работоспособности в соответствии с конкретными условиями предстоящих соревнований.
Различают следующие типы микроциклов: втягивающие, ординарные, ударные, подводящие, соревновательные и восстановительные.
1. Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряжённой тренировочной работе. Они применяются на первом этапе подготовительного периода , ими часто начинаются мезоциклы , а также они применяются после болезни.
2. Ординарные микроциклы - (ординар-средний уровень).
Суммарный объём нагрузки выше, чем во втягивающих микроциклах, но меньше, чем в ударных. Они отличаются равномерным возрастанием тренировочных нагрузок, значительными по объёмам и невысоким уровнем по интенсивности. Ординарные микроциклы широко применяются в подготовительном и соревновательном периодах.
3. Ударные микроциклы характеризуются большим суммарным объёмом работы, высокими нагрузками. Их основной задачей является стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач физической, специальной и интегральной подготовки. При этом ударным элементом могут быть: объём нагрузки, её интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряжённости, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Поэтому ударные микроциклы широко применяются в подготовительном и соревновательном периодах.
4. Подводящие микроциклы – строятся по правилам непосредственного подведения к соревнованиям. Содержание этих микроциклов может быть очень разнообразным. Оно зависит от системы поведения спортсмена к соревнованиями, особенностей подготовки на заключительном этапе. В подводящих микроциклах могут воспроизводиться режим предстоящих соревнований, решаться вопросы восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объёма и суммарной интенсивности, и планируются только для квалифицированных спортсменов.
Нередко подводящие микроциклы строятся в форме активного отдыха или на основе методов и средств, резко отличающихся по особенностям воздействия на организм и по режиму работы от соревновательного упражнения.
5. Соревновательные микроциклы – строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта , общим числом стартов и паузами между ними.
В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях мероприятия, составляющие структуру этих микроциклов направлены, на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности.
6. Восстановительные микроциклы. Ими обычно завершается серия ударных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряжённой соревновательной деятельности. Основная их роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха. Широко применяются восстановительные микроциклы в
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Построение тренировочного микроцикла
1. Основы построения спортивной тренировки. Характеристика малых тренировочных циклов (микроциклов)
Тренировочный процесс состоит из относительно законченных структурных единиц, в рамках которых и происходит построение спортивной тренировки в любом виде спорта. В зависимости от времени, в течение которого осуществляется тренировочный процесс, различают три уровня структуры тренировки: микро-, мезо- и макроструктуру (Л.П. Матвеев).
Микроструктура - это структура отдельно тренировочного занятия и малых циклов (микроциклов), состоящих из нескольких занятий;
Мезоструктура - структура средних циклов тренировки (мезоциклов), включающих относительно законченный ряд микроциклов;
Макроструктура - структура больших тренировочных циклов (микроциклов типа полугодичных, годичных и многолетних.
Построение тренировки на основе различных циклов позволяет систематизировать задачи, средства, методы тренировки; величину тренировочных воздействий, восстановительные процедуры и наилучшим образом обеспечить рост спортивной работоспособности того или иного спортсмена в избранном виде спорта.
Структура отдельного тренировочного занятия. Структура отдельного тренировочного занятия в значительной степени определяется типичными изменениями спортивной работоспособности спортсменов. В течение отдельного занятия работоспособность изменяется следующим образом: в начале занятия уровень работоспособности возрастает, затем колеблется около некоторого повышенного уровня и к концу занятия снижается. В связи с этим в динамике развития работоспособность в рамках отдельного занятия условно можно выделить несколько зон:
1) зону предрабочих сдвигов (перед соревнованиями ее называют «предстартовым состоянием»;
2) зону врабатываемости;
3) зону относительно устойчивого состояния работоспособности;
4) зону снижения работоспособности.
Каждая из них характеризуется достаточно сложными перестройками в организме спортсменов, которые обеспечивают оптимальные условия использования энергии в процессе работы.
Функциональные сдвиги в организме, происходящие в каждой из этих зон, имеют силу биологических закономерностей, проявляясь, так или иначе, в любом занятии - и в гимнастике, и в лыжном спорте, и в легкой атлетике.
С учетом основных зон применения работоспособности в рамках отдельного занятия, выделяют три части:
Подготовительную,
Основную и
Заключительную. По данным В.Н. Платонова, при занятиях различной направленности соотношение работы, выполненной в различных частях занятия, является в целом идентичным:
Период врабатывания охватывает - 20-30% общего объема работ,
Устойчивого состояния - 15-50%,
Компенсированного и декомпенсированного утомления - 30-35%.
Деление тренировочных занятий на части имеет важное педагогическое значение. При их проведении тренер должен соблюдать следующие правила:
Начинать занятия надо с разминки,
Затем проводить главную работу (основная часть), в этой части кривая нагрузки может быть различной в зависимости от возраста, квалификации спортсменов, вида упражнений и т.д. Но, как правило, всегда - высокой.
Завершающая часть занятий (заключительная часть) характеризуется снижением нагрузки.
Пренебрежение особенностями частей занятий может привести к непроизводительным тратам времени, а иногда и нанести вред здоровью спортсменов. Например, если занятия начать без должной разминки, то это может привести к травмам. Знание правил построения и организации занятий в каждой части позволяет управлять работоспособностью спортсменов, возможно, дольше поддерживать ее на оптимальном уровне, обеспечивая оптимальную врабатываемость, и рационально завершить работу. Кроме того, приобретенные знания и умения применять на практике важно для самих спортсменов.
В практике спорта в настоящее время применяются двух- или трехразовые тренировки в течение дня. Обычно они организуются без отрыва от учебной деятельности, либо с отрывом от учебы, т.е. в условиях учебно-тренировочных сборов.
Структура тренировочного дня более сложна, чем одного занятия. Она во многом зависит от количества занятий, чередования их направленности и величины нагрузки, суточного ритма работоспособности спортсменов (например, от выработанной привычки тренироваться в определенное время суток, суточного режима программы предстоящих соревнований, разницы в поясном времени, географического места предстоящих соревнований и других причин).
2. Структура и типы микроциклов
Совокупность отдельных занятий, проводимых в течение нескольких дней, составляет микроцикл тренировки. Микроциклы существуют как вполне сложившееся и важное звено тренировочного процесса. Они обладают определенными, только им присущими чертами. В частности, отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз:
Стимуляционной (кумуляционной), которая связана с определенной степенью утомления и
Фазой восстановления (занятие восстановительного характера или полный отдых). Эти фазы повторяются в структуре микроцикла. Микроцикл может включать несколько кумуляционных и восстановительных фаз.
В большинстве случаев микроцикл длится неделю. Однако его продолжительность может быть и иной: минимум - два дня, а максимум - 14 дней. Во многом это зависит от решаемых задач, уровня мастерства и тренированности спортсменов, возраста, системы соревнований, места микроцикла в тренировочном занятии.
Следует иметь в виду, что нет, и в принципе не может быть, одной структуры микроциклов, пригодной для всех случаев спортивной практики.
Выделяют:
Собственно-тренировочные,
Предсоревновательные,
Соревновательные,
Восстановительные микроциклы.
Собственно тренировочные микроциклы по содержанию тренировки подразделяются на общеподготовительные и специально-подготовительные. В первых микроциклах при проведении занятий используются главным образом средства общей, а во вторых - специальной подготовки. Оба типа микроциклов могут быть связаны с решением преимущественно задач физической, технической, тактической подготовки или они будут носить комплексный характер.
По преимущественной направленности собственно-тренировочные микроциклы делятся на микроциклы физической, функциональной, технической и тактической подготовки.
По степени разнообразия решаемых задач собственно-тренировочные микроциклы бывают: избирательной и комплексной направленности.
По величине нагрузок - объемные и интенсивные.
Микроциклы, характеризующие значительным объемом нагрузки, но не предельной интенсивностью, обычно называют объемными (втягивающими). Они составляют основное содержание занятий в подготовительном периоде.
Для интенсивных (ударных) микроциклов характерна, прежде всего, высокая интенсивность работы при достаточно возрастающем объеме нагрузок. Применяются они широко в конце подготовительного и в соревновательном периодах.
По динамике нагрузок - с 1, 2 и 3 пиковым распределением нагрузок, с последовательным возрастанием или убыванием нагрузок
По эффекту воздействия - развивающие (формирующие) и поддерживающие (стабилизирующие).
Каждый тип микроцикла по-разному влияет на работоспособность спортсменов. Микроциклы с одной «малой» волной динамики нагрузки целесообразно использовать в подготовительном периоде (в микроциклах базового типа). Это позволит вызвать в организме спортсменов значительные функциональные изменения, определяющие, в конечном счете, общую тенденцию роста спортивных достижений. В случае, когда необходимо проводить работу в плане стабилизации уровня функциональных изменений, обнаруживающихся в организме после значительных тренировочных воздействий, рациональным вариантом построения спортивной тренировки будет введение микроцикла с «трехпиковым» распределением нагрузки в течение недели.
Микроциклы с последовательным возрастанием нагрузки имеет смысл планировать для достижения значительной мобилизации функциональных возможностей организма спортсменов перед напряженной тренировочной работой. И в частности, тогда, когда спортсмена нужно постепенно подвести к нагрузкам «ударных» микроциклов. Микроцикл же с последовательным убыванием нагрузки к концу недели обычно строится для обеспечения относительно полной нормализации функционального состояния организма после «ударных» нагрузок.
Чередование тренировочных нагрузок и отдыха в микроциклах может привести к следующим основным типам реакции организма спортсменов: а) способствовать повышению максимального уровня тренированности; б) давать незначительный тренировочный эффект или не вызывать его вообще; в) приводить спортсмена к переутомлению и перетренировке. Построение режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором происходит повышение функциональных возможностей, техники движений, силы, быстроты и других физических качеств, характерно для развивающих микроциклов. В них чаще всего возможны два варианта чередования занятий и отдыха: 1. Когда очередное занятие в микроцикле приходится на фазу суперкомпенсации, т.е. проходит на фоне повышенной работоспособности как отставленного эффекта предыдущего занятия; 2. Когда занятие проводится на фоне значительного недовосстановления работоспособности после предыдущего.
Смысл второго варианта «суммирования» эффекта нескольких занятий состоит в том, чтобы предъявить организму особо объемные нагрузки, вызвать тем самым существенные приспособительные перестройки и получить в итоге значительный подъем работоспособности во время последующей относительной «разгрузки». Подобное сочетание нагрузок при построении микроциклов возможно только с достаточно подготовленными спортсменами и при особенно тщательном врачебно-педагогическом контроле. Злоупотребление этим вариантом неизбежно приведет к переутомлению, а эпизодическое применение будет способствовать более эффективному росту тренированности.
Предсоревновательные (подводящие) микроциклы моделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними, воспроизведение порядка выступления в течение дня и т.д.). Структура и содержание этих микроциклов зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, продолжительности подготовки на заключительном этапе тренировки к ответственному соревнованию, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.
Степень воспроизведения (подобия) программы, режима и условий основного соревнования в предсоревновательных микроциклах может быть разной. В связи с этим можно выделить микроциклы, которые частично или целостно моделируют соревновательную деятельность, режим и условия состязаний.
В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении предсоревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура тренировочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чередования двух типов микроциклов: «специализированных» и «контрастных». В практике спорта микроциклы высокой специализированности называют иногда основными (О-циклы), а низкой - регулировочными (Р-циклы). Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по возможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Длительность специализированных микроциклов в основном определяется продолжительностью предстоящих соревнований, а контрастных - условиями восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализированных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям соревнований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой обстановки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть высоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).
По мере приближения основного соревнования содержание, режима и условия занятий в специализированных микроциклах все полнее воспроизводят характер соревновательной деятельности, распорядок и другие условия предстоящего состязания. В контрастных же микроциклах наблюдается противоположная тенденция - увеличивается доля общеподготовительных упражнений, широко используется эффект активного отдыха, варьирование условий занятий и др. Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в результате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.
Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или команда, общим количеством стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, восстановительными процедурами, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности и достижение запланированного спортивного достижения.
Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, средними и длинными интервалами между состязаниями.
В микроцикле с однодневным интервалом на следующий после соревнования день проводится одно занятие восстанавливающей направленности, а в день соревнования - предсоревновательное (например раскатка в хоккее). В микроцикле с двухдневным интервалом проводят три занятия: восстанавливающее, поддерживающее и предсоревновательное. В микроцикле с трехдневным интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировочных занятий. В день после соревнования - восстанавливающее занятие, в следующий - развивающее, а на третий - поддерживающее. В день игры или соревнования - предсоревновательное. Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоим образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь положительные эмоции.
Микроциклы с четырехдневным межсоревновательным интервалом строят подобно микроциклу с трехдневным межсоревновательным интервалом. Он состоит из 5-7 тренировочных занятий, из которых два - восстанавливающие, одно - поддерживающее, два - развивающие и одно - предигровое (раскатка).
При построении тренировочных занятий обязателен учет положительного взаимодействия отдельных заданий, усиливающих эффективность тренировки.
Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной нагрузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.
Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко используются различные восстановительные средства - педагогические, психологические и медико-биологические. Выделяют три основных направления использования восстановительных средств в процессе тренировочных занятий:
1. Для быстрого устранения явлений утомления после перенесенных нагрузок;
2. Для избирательного восстановления тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в данном упражнении, занятии, однако будут предельно мобилизированы в последующем задании, занятии;
3. Для предварительной стимуляции работоспособности спортсменов перед началом тренировочной нагрузки (В.Н. Платонов).
В зависимости от того, как происходит управление работоспособностью и восстановительными процессами, есть смысл выделить несколько типов восстановительных микроциклов:
Восстановительно-разгрузочные,
Восстановительно-компенсирующие,
Восстановительно-поддерживающие;
Восстановительно-подготовительные,
Восстановительно-профилактические и др.
Последний тип (восстановительно-профилактических) микроциклов направлен на восстановление органов и систем организма спортсмена в случае их отклонения от нормальной жизнедеятельности (при перенапряжениях, заболеваниях, травмах). Они применяются во время пребывания спортсменов в специальных восстановительных центрах, обладающих набором всех средств восстановления, особенно в сочетании со специальным двигательным режимом, действием благоприятных, климатических и санитарно-курортных факторов.
Заключение
спортивный микроцикл тренировочный занятие
Планируя тренировку месячных или недельных циклов, надо всегда учитывать основную направленность тренировки на этот промежуток времени (совершенствование техники, тактики игры, воспитание выносливости, силы, быстроты или комплексное решение каких-то задач).
Нужно иметь в виду относительную величину нагрузок, включающую число тренировок, объем и интенсивность, характер тренировочных нагрузок (определяется график динамики нагрузок), методы и средства, применяемые в тренировке. И, наконец, контрольные упражнения, которые позволяют судить о правильности запланированных нагрузок.
Планирование тренировки обычно осуществляется на основе творчески переработанного своего опыта работы и опыта других тренеров, с учетом объективных закономерностей проведения тренировки.
Как же определить тренировочный эффект той или иной нагрузки? Для этого существует врачебный и педагогический контроль. Только тренер вместе с врачом и спортсменом могут определить результаты той или иной нагрузки.
Тренировочная нагрузка характеризуется не только объемом и интенсивностью, но также длительностью и характером отдыха. Изменяя длительность и характер отдыха, можно регулировать величину нагрузки, а следовательно добиваться необходимого тренировочного эффекта. Давно доказано, что активный отдых полезнее пассивного. Но в условиях значительного утомления дополнительная двигательная деятельность не стимулирует восстановления работоспособности. Поэтому при значительных утомлениях пассивный отдых иногда, предпочтительней активного.
Процесс спортивной тренировки состоит из регулярно повторяющихся занятий, групповых или индивидуальных. Формы таких тренировочных занятий разные -- от комплексного занятия, в котором решается ряд задач подготовки спортсмена, до отдельных тренировочных упражнений, выполняемых в любое время.
Основная форма тренировочных занятий для всех спортсменов -- групповой или индивидуальный тренировочный урок (занятие). Кроме того, используются дополнительные занятия -- ежедневная утренняя тренировка, обычно с малой нагрузкой. Спортивный опыт свидетельствует о большой эффективности утренней тренировки ("зарядки"), дающей хорошие возможности для выполнения заданий тренера на дом. Выполнять домашние задания в виде двух-трех упражнений можно и в другое время дня. Используются также занятия в виде кроссового бега, ходьбы на лыжах, баскетбола и других видов спорта, проводимых помимо основных уроков. Наконец, одной из форм занятий являются спортивные соревнования. Во всех указанных формах занятий должно соблюдаться основное правило спортивного занятия: постепенное увеличение тренировочной нагрузки, затем выполнение основной работы и в заключение -- снижение нагрузки. При этом условии принципиальная физиологическая кривая нагрузки имеет постепенный подъем, затем держится некоторое время на высшем уровне и потом довольно круто снижается. Такая кривая обязательна для любого тренировочного занятия, в какой бы форме оно ни проводилось. Фактически физиологическая кривая нагрузки, определяемая, например, по изменению частоты пульса, обычно носит зубчатый характер, но по верхушкам зубцов сохраняется указанная принципиальная кривая. Зубчатообразный характер физиологической кривой нагрузки обусловлен чередованием тренировочных упражнений разной интенсивности и интервалов отдыха.
Литература
1. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 1996.
2. Теория физического воспитания: Учебник для институтов физ. культ. / Под ред. Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 1994.
3. Теория и методика физической культуры / Под ред. В.М. Шияна. - М.: Просвещение, 1998.
4. Теория спорта: Учебник для институтов физ. культ. / Под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Вища школа, 1997.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
6. Мазниченко В.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л. Матвеева и А. Новикова. - 2-е испр. и допол. изд. в 2 томах. - М.: Физкультура и спорт, 1996.
7. Желязков Ц. Теория и методика на спортната тренировка. София: Медицина и физкультура, 1991.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Рассмотрение организации и планирования спортивной тренировки футболиста. Общая характеристика циклов и периодов физических упражнений. Планирование нагрузок и отдыха. Методика построения и проведения занятий. Цикличность тренировочного процесса.
курсовая работа , добавлен 01.06.2014
Легкая атлетика основа для достижения спортивных результатов. Характеристика физических качеств спортсменов. Планирование тренировки с юными бегунами. Построение и проведение учебно-тренировочного занятия, посвященного обучению спортивной технике.
дипломная работа , добавлен 10.06.2015
Мезоцикл - этап тренировочного процесса продолжительностью от 3 до 6 недель. Типы мезоциклов: базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные. Сочетание и суммарная нагрузка микроциклов в базовых мезоциклах различного типа.
реферат , добавлен 27.11.2007
Цель, задачи, характерные черты спортивной тренировки, ее средства и методы. Содержание физической, спортивно-технической и интеллектуальной подготовки. Принципы построения тренировочного процесса. Построение тренировки в малых, средних и больших циклах.
курсовая работа , добавлен 15.03.2014
Основы построения спортивной тренировки. Характеристика малых тренировочных циклов: собственно-тренировочные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительные. Реакции организма спортсменов на чередование тренировочных нагрузок и отдыха.
лекция , добавлен 10.06.2011
Цель, задачи, характерные черты спортивной тренировки. Характеристика малых тренировочных циклов (микроциклов). Втягивающий, базовый, предсоревновательный, соревновательный, восстановительный мезоцикл. Сущность и структура многолетних циклов и подготовок.
курсовая работа , добавлен 20.10.2012
Классификация циклов тренировочного процесса. Основные положения принципа цикличности спортивных тренировок. Периодизация спортивной подготовки и цикличность тренировочного процесса. Характеристика ключевых этапов и периодов подготовки к соревнованиям.
реферат , добавлен 10.01.2014
Спортивная тренировка как часть системы подготовки спортсмена. Достижение высоких спортивных результатов. Структура подготовки спортсмена. Понятия спортивной тренировки и подготовленности легкоатлета. Принципы и построение тренировочного процесса.
реферат , добавлен 27.02.2010
Типы и структура мезоциклов. Факторы, определяющие построение тренировочного процесса в течение года. Варианты структуры подготовительного периода. Некоторые варианты структуры тренировочного года и особенности их применения в подготовке спортсменов.
лекция , добавлен 10.06.2011
Урочная и неурочная формы занятий спортом. Характеристика занятий неурочного типа. Регулирование физической нагрузки в процессе занятия. Формирование знаний в области двигательной деятельности. Основные критерии оценки интенсивности занятий фитнесом.