Бельгийская лошадь. Бельгийские тяжеловозы (брабансоны). Тинкер или Цыганская упряжная

Брабансоны - это одна из крупных шаговых пород лошадей. Отдельные лошади этой породы достигают 175-176 сантиметров в холке и 1 000-1 200 килограммов живого веса. Эти лошади наиболее приспособлены к работе по перевозке грузов шагом и к тяжелым сельскохозяйственным работам.

Создание такой массивной лошади вызвано было потребностью преимущественно крупных городов в мощной транспортной лошади, а также сельского хозяйства, нуждавшегося в такой лошади в связи с усложнением агротехники (как введение травопольных севооборотов, применение сложных машин и орудий т. д.) и интенсификации хозяйства вообще. Брабансоны - это прежде всего продукт интенсивного хозяйства.

Выведена эта порода в Бельгии путем массового отбора жеребцов для использования в случке и целой системы поощрительных мероприятий, как выставки, премирование лучших производителей и их широкое использование и т. п. Существенно также и то, что брабансонский молодняк воспитывался на обильных рационах, состоящих из концентратов, корнеплодов, и пользовался тучными пастбищами. Приданию однотипичности этой породе содействовало то, что со второй половины прошлого века здесь получили очень широкое распространение несколько линий, высоко оцененных на выставках. Среди них первое место занимает линия Оранжа I - Юпитера. Таким образом, бельгийские тяжеловозы являются самыми, пожалуй, «чистокровными», т. е. не имеют примеси крови других пород, как это можно наблюдать у большинства остальных пород.

По общему виду брабансоны являются массивными, коротконогими и толстоногими животными с бочкообразным туловищем и пашной мускулатурой. Голова у них тяжелая, большая, широколобая; шея короткая, толстая; холка широкая, невысокая; спина несколько мягковатая, но широкая; поясница недлинная, мускулистая; круп, как правило, широкий, раздвоенный и умеренно свислый, что не считается пороком при длинном и мускулистом заде. Ноги костистые, короткие, копыта большие и часто с, мягким рогом. Нередко можно наблюдать так называемую «косолапость» (зацепы внутрь), что в известной мере связано с широкой грудью и является как бы механическим приспособлением организма к большей устойчивости. Встречаются также запавшее запястье, ()-обзазность, иксообразность и саблистость задних ног. Неудовлетворительность движений брабансонов и часто тяжелое дыхание является одним из существенных их недостатков. Масти чаще встречаются рыжая, гнедая и чалая. Серых и вороных почти не имеется.

Оброслость у брабансонов небольшая. Так, грива и чёлка чаще короткая; хвост хотя и длинный, но не густой; щетки на ногах небольшие. Темперамент чаще спокойный.

По скороспелости брабансоны стоят на одном из первых мест. Так, по данным Д. М. Лебедева, анергия роста по всем промерам у брабансонов выше, чем у рысаков, а к 2 годам они выглядят уже взрослыми животными. Плодовитость брабансонов сейчас явно недостаточна. Так, по Д. М. Лебедеву, за период с 1927 по 1937 г. брабансонскпе кобылы дали всего 66,2 процента зажеребления, в то время как рысак - 73,4 процента. Следовательно, задачей зоотехников, работающих с этой породой, является повышение их плодовитости. Возможности к этому, конечно, имеются. Так, в породе есть отдельные генеалогические группы, которые за этот же период дали 80 процентов зажереблеипя (Флатер-де-Сен-Жертрюд), 83,3 процента (Сюперб-дю-Жерон) и 100 процентов, как кобылы от Брабансона-де-Шенуа (по Д. М. Лебедеву), Следовательно, низкая плодовитость не является какой-то непреодолимой преградой. Отбор, подбор, высокая техника проведения случки и содержания конского поголовья с успехом эту преграду ликвидируют.

Племенная работа с брабансонской породой в ряде стран, в том числе и у нас, велась в пределах небольшого количества мужских линий. Так, у нас в основном было две старых линии: Энди-жен-дю-Фосто и Жерфо II, из которых, естественно, выделили несколько новых линий, причем некоторые из них были созданы в СССР. Дадим краткую характеристику главнейшим из линий, которые имеют значение в нашем коннозаводстве.

Линия Клерона-Реми . Представители этой линии, как правило, некрупные, удлиненные лошади, чрезвычайно сухие и имеют хорошие движения; у некоторых из них не отмечается особо развитой груди и костистости. Полноценных мужских продолжателей в этой линии нет, кобылы же довольно высокого качества.

Линия Льоца . У нас была представлена жеребцом Эхо. Дочери его крупны, но недостаточно костисты, имеют ряд дефектов сложения, как свислый круп, саблистость. В Мордовской ГЗК имеются два очень ценных жеребца этой линии: это Альсион-де — Пети-Шассар и Жюлио-де-Брэн. Особенно выделяется первый из них высоким качеством своего потомства в Мордовском ГПР.

Линия Аршидюка-Изумруда . Это лошади среднего роста, сухие, отличающиеся хорошим здоровьем. Корпус у них развит хорошо. Представлена линия у нас преимущественно через детей Изумруда, сына Ноэля.

Линия Боже . В старой линии Эндижена-дю-Фосто у нас выделилась самостоятельная линия жеребца Боже. Как правило, это крупные, массивные, но несколько серые лошади с неудовлетворительными движениями и довольно требовательные к условиям воспитания.

Старая линия Эндижена-дю-Фосто у нас имеет значение через Грииьго, Полэн-де-Вер, Сюперб-дю-Жерон, Ляфлер-де-Коикеран, Эндиго-де-Бель-вю, Эндижен-д’ Ультр и Эндижен-де-Лаваль.

Линия Жерфо II . Старая линия Жерфо II представлена у нас главным образом через 2 жеребцов: 1) Брабансон-де-Шенуа и 2) Флатер-де-Ст. Жертрюд. Потомство первого некрупно и недостаточно костисто, потомство же второго занимает одно из первых: мест по крупности и формату, но также недостаточно костисто.

Меньшее значение для нашего коннозаводства имеют такие линии, как Жана I и др.

Работоспособность брабансонов довольно высокая: так, на специальных испытаниях в Москве на ипподроме жеребец Лин-Орук, 1936 г., от Рулона и Львицы, в возрасте 2 1 / 2 лет вывез 7 550 килограммов при тяговом усилии 354 килограмма и показал скорость на шагу 8 минут 36 4 / 8 секунды на 1 километр, а на рыси - 2 минуты 46 секунд на 1 километр.

В метизации брабансоны, при удовлетворительных условиях воспитания молодняка, в первом поколении от простых кобыл в районах средней полосы Союза ССР дают крупных и сильных лошадей. Во втором поколении (т. е. 3 / 4 -кровные метисы), при достаточно обильном кормлении концентратами, сочными кормами и при хорошем уходе, по калибру и общему типу очень близки к чистопородным брабансонам. Если же условия воспитания неблагоприятны (плохое кормление, холодное и грязное помещение и т. п.), то качество метисов и первой и второй генераций получается низкое.

Основной недостаток в разведении брабансонов в наших заводах и коневодческих фермах - это неудовлетворительное воспитание молодняка. В частности, молодняк мало получает концентратов, набор которых, кроме того, однообразен: ему почти не дается жмых, отруби, различные зерна, богатые белком; молодняк часто не пользуется хорошим пастбищем, зеленой подкормкой и пр. Все это в значительной мере делает оценку линий и приплода отдельных производителей ориентировочной, и если и достоверной, то только для этих малоудовлетворительных условий.

Разводят брабансонов у нас несколько конных заводов и государственных племенных рассадников, причем расположены они преимущественно в северной части черноземной полосы и южной средней полосы СССР.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Несмотря на все достижения науки и техники, хорошая рабочая лошадь по-прежнему ценится у жителей сельскохозяйственных районов. Предпочтение отдается тяжелоупряжным породам. По всему миру их выведено немало. Каждая имеет свои особенности, но общей для всех является приспособленность к выполнению тяжелой физической работы. Животные привлекают своей силой, выносливостью и удивительно добродушным нравом.

История выведения

Бельгийская рабочая лошадь - одна из старейших пород мира. В Средние века «большие лошади» считались рыцарскими. Только им под силу было нести на своей спине тяжелых всадников. Они не отличались высоким ростом, в среднем 140-145 см, но обладали очень крепким костяком и великолепными мышцами.

Современный тип начал формироваться с середины девятнадцатого века. Требовались сильные лошади для сельского хозяйства и промышленности. Отбор проводили среди самых массивных крупных особей. Нежелательных жеребцов кастрировали, чтобы не допустить ухудшения качества поголовья. Отбор сопровождался соответствующими условиями содержания и кормления. Большую часть времени лошади проводили на пастбищах, что значительно укрепляло их здоровье.

В породе существуют три основные линии:

  • Gros de la Dendre от жеребца Orange I, характеризуется гнедой мастью и могучим телосложением.
  • Greysof Hainault от жеребца Bayard, отличается чалыми, серыми, рыжими и булаными мастями.
  • Collossesde la Mehaigne от жеребца Jean I, знамениты невероятной выносливостью, силой и крепостью ног.

Систематические массовые выставки лошадей и студбук, который ведется с 1886 года, позволили добиться выведения современной бельгийской породы.

Описание породы

Бельгийская тяжеловозная рабочая лошадь обладает следующими характеристиками:


Сравнительная таблица промеров:

Отличаются крепким здоровьем, неприхотливостью к условиям содержания и кормления, добронравностью. Начинают работать с двухлетнего возраста.

Роль в выведении новых пород тяжеловозов

Бельгийская рабочая лошадь обладает уникальной способностью стойко передавать свои качества потомству. Гены и кровь бельгийцев унаследовали:

  • шайры;
  • клейдесдали;
  • суффольк-панчи;
  • маракози;
  • нидерландская рабочая;
  • русский тяжеловоз: жеребцами бельгийской породы крыли упряжных кобыл, порода официально зарегистрирована в 1925 году;
  • советский тяжеловоз: жеребцы бельгийской породы использовались на помесях битюгов, арденов, першеронов, зарегистрирована в 1952 году.

Рабочие качества

Разведение рабочих лошадей - одно из направления коневодства. Для оценки рабочих качеств лошадей были разработаны и приняты следующие показатели:


Любое из вышеперечисленных качеств является важным и обязательно учитывается при племенном разведении лошадей тяжеловозных пород. Не менее значимым, а иногда и решающим фактором является добронравность лошади - отсутствие какой бы то ни было агрессии по отношению к человеку и своим соплеменникам. Никакой силач не удержит 900-килограммового разбушевавшегося гиганта. Спокойный характер и готовность к сотрудничеству - обязательно условие при отборе племенных животных.

Факторы, влияющие на работоспособность

На работоспособность животного влияют следующие факторы:


Современное использование

Использование рабочих лошадей в современных условиях можно условно разделить на три категории:

Любопытные факты

История «бельгийцев» насчитывает не одну сотню лет и немало любопытных фактов:

Во многих странах мира с уважением и любовью относятся к надежному помощнику человека. В России в Ярославской области в селе Ивашково создан «Музей рабочей лошади». Интересная и познавательная экскурсия рассказывает о роли лошади в истории России, ее былинных героях. Знакомит с уникальными породами России: алтайской, вятской, якутской, башкирской и другими. Посетители узнают все о запряжке и седловке лошадей, уходе за животными.

Порода лошадей брабансон имеет бельгийское происхождение и относится к тяжелоупряжным разновидностям. Для своей страны она стала предметом гордости и народным достоянием. С течением времени кони претерпели множество изменений в облике, так как требования к ним постоянно менялись.

Происхождение породы

Предками брабансонов считаются ардены и фландрские лошади. Они когда-то обитали на территории границы современной Бельгии и Франции и отличались невысоким ростом, крепкой конституцией, неистовой силой и выносливостью. Именно такие кони нужны были рыцарям в те времена.

Древние потомки современных брабансонов имели невысокий рост, до 140 см в холке, но были способны долго нести на себе тяжёлого всадника. Животные не проявляли страха и легко преодолевали препятствия на пути.

Когда рыцарские времена остались позади, кони по-прежнему использовались в войнах, только теперь они перевозили на себе артиллерию. В 18–19 столетиях, когда активно развивалось сельское хозяйство, возникла необходимость в помощниках, способных без устали трудиться на полях и перевозить грузы. Тогда тяжеловозов разводили в бельгийской провинции Брабант, а также во Фландрии.

К концу 19 века приняли решение улучшить породу, так как с течением времени она претерпела изменения в генотипе. В Бельгии создали специальную организацию, которая занималась контролем селекции брабансонов. С этого момента регулярно проводились выставки лучших представителей породной линии и велась племенная книга.

Во времена Первой и Второй мировых войн порода пришла в упадок, разведению лошадей тогда уделялось мало внимания, однако племенное поголовье удалось сохранить. Сегодня брабансоны находятся под охраной и считаются народным достоянием Бельгии.

Бельгийские рабочие лошади повлияли на развитие пород:

  • шайр;
  • клейдесдаль;
  • нидерландский тяжеловоз;
  • русская тяжелоупряжная лошадь;
  • советский тяжеловоз;
  • муракози.

Экстерьер

Брабансоны – невысокие лошади с крепким костяком. Высота в холке тяжеловоза составляет 156–165 см. В отличие от иных пород, созданных для использования в тяжёлой упряжи, эти лошади имеют сухие и жилистые конечности с крупными суставами. На нижней части ног имеются пышные щётки. Копыта достаточно широкие и массивные.

Голова у брабансонов некрупная. Лобная часть широкая, а профиль слегка горбоносый. Ушные раковины компактные, подвижные. Шея широкая и мощная, плавно переходящая в округлую глубокую грудную клетку, обхват которой превышает 2 метра. Линия спины у лошадей прямая, крестец широкий и упругий. Круп слегка раздвоенный, на нём хорошо просматривается рельеф мышц. К окрасу не предъявляются высокие требования, в породе встречаются чалые, гнедые, рыжие, вороные и серые кони.

Внимание! Вес взрослого жеребца породы бельгийский тяжеловоз достигает 800–1000 кг.

Характер

Несмотря на богатырский вид, бельгийские тяжеловозы являются добронравными животными. Они умны и покорны. Эти лошади ценятся не только за свои рабочие качества и покладистость, но и за неприхотливость к условиям содержания и кормовой базе.

Ещё одно достоинство породы – крепкий иммунитет. Средняя продолжительность жизни брабансонов составляет 28 лет. Кобыл можно использовать для продолжения рода вплоть до 20–22 лет. К работе молодняк привлекают в возрасте 2 года. После 3 лет жеребцы становятся производителями.

Использование породы сегодня

Современные брабансоны не участвуют в войнах, но это не значит, что в их силе больше не нуждаются. Сельские жители продолжают использовать мощных коней для работ на поле и перевозки грузов в местности с неровным рельефом. Лошади возят лес, стройматериалы, фураж, корма для животных.

Помощь лошади необходима там, где не проедет техника, например в гористой местности. Брабансоны используются также для пастьбы овец. Бельгийские тяжеловозы участвуют в карнавальных шествиях в упряжках.

В конце 19 столетия, когда жеребец Бриллиант одержал победу на Международном чемпионате в Париже, спрос на брабансонов сильно возрос. Лошадьми заинтересовались во многих европейских странах. Представители породы бельгийский тяжеловоз распространились во Францию, Германию и Швецию.

Лошади брабансон, носившие на себе рыцарей во времена Крестовых походов, объявлены национальным достоянием Бельгии. Они оказали огромное влияние на развитие других тяжелоупряжных породных линий. Их кровь течёт даже в жилах шайров, лошадей, считающихся самыми крупными в мире.

Бельгийский тяжеловоз (брабансон) — древняя тяжелоупряжная порода лошадей, которая стала основой для выведения клейдесдалей, шайров и суффольк-панчей. Она получила свое название от местечка Брабансон в Центральной Бельгии, в котором их разводят.

Древняя порода лошади Тяжелоупряжный конь Конь брабансон Белый тяжеловоз Мускулистый конь
Конь породы брабансон Лошади тяжеловозы Серый брабансон Лошадь на берегу Серый брабансон бежит

История породы

Точная история происхождения данной породы неизвестна. Первые упоминания о тяжеловозах (брабансонах) встречаются в греческой и римской литературе.

Тяжелоупряжные лошади пользовались большим спросом в Средневековье: воины из Бельгии применяли их во время Крестовых походов. Это было обусловлено тем, что рыцари были закованы в тяжелые доспехи весом в несколько десятков килограммов, такую массу на себе могли нести не все кони.

После изобретения более совершенного оружия кони стали применяться в легкой кавалерии, но брабансон — лошадь, которая осталась нужна на войне. В 1885 г. было основано «Общество по улучшению бельгийской лошади», главной задачей которого являлось очищение данной породы от генетических примесей. С тех пор регулярно стали проводиться выставки брабансонов, люди начали вести их родословные.

Во время двух мировых войн работы по селекции брабансона были приостановлены, но порода сохранилась. В дальнейшем лошадей-тяжеловозов стали использовать в сельском хозяйстве. Сильные кони были востребованы и во время развития городов, при прокладке дорог, постройке заводов.

В 21 веке эта порода охраняется правительством Бельгии, т. к. является достопримечательностью страны.

Описание

В животных из Бельгии сочетаются красота, сила и подвижность. Раньше эти качества делали тяжелоупряжную породу лошадей полезной в военное и мирное время.

Внешний вид

Описание лошадей породы брабансон:
  1. Рост взрослой особи небольшой — 156-168 см в холке. Высокий рост кони других пород имеют благодаря длинным ногам, но для тяжеловозов они не важны — это крепкие, приземистые лошади.
  2. Телосложение у них могучее: глубокое туловище с широкой грудной клеткой и округлым, массивным, раздвоенным крупом опирается на толстые, но короткие ноги. Спина небольшой длины, поясница не провисает, как у других тяжеловесных коней. Много мышц находится в передней части тела.
  3. Ноги брабансонов сухие, короткие, но объемные и выносливые: предплечья мускулистые, пясти выносливые, скакательные суставы обладают широким углом сгиба. Все это помогает лошадям перемещать тяжелые грузы. На коротких бабках и путовых суставах есть пышные челки. Большие круглые копыта плоские, на них находится хрупкий светлый рог.
  4. Шея у бельгийских коней дугообразная, широкая и короткая, она высоко поставлена. В сравнении с туловищем и шеей голова выглядит маленькой.
  5. Небольшая выразительная голова продолговатой, слегка приплюснутой формы с крупным лбом сидит на толстой шее. Ганаши сильные, выступающие, ноздри широкие, глаза выразительные, но маленькие, уши небольшие, прямые.
  6. Окрас этих тяжеловозов может быть разным. Преобладают рыжая, гнедая, чалая масти. Реже встречаются серые, соловые и буланые кони. У светлых представителей породы (буланых, чалых и соловых) на ногах есть длинный темный волос.

Характер

Брабансоны отличаются покорным, робким нравом, причина этого — суровые условия содержания и разведения. Бельгийские заводчики отправляли кобыл на случку через 9 недель после родов, а жеребят отлучали от матери уже через 2-3 недели после рождения. С детства они трудились и питались простыми кормами без излишеств. Для размножения отбирают только спокойных особей, поэтому каждое новое поколение обладает еще более невозмутимым характером.

Тяжеловозы умны, они реагируют на речь человека и подчиняются устным командам, хорошо поддаются дрессировке. Эти животные не требуют большого внимания, но сильно привязываются к своим хозяевам при достаточном уровне ласки с их стороны.

Применение сегодня

Брабонсоны используются в лесоповальных зонах и в фермерских хозяйствах северной и западной Европы в качестве тягловой силы из-за выносливости и неприхотливости. Этих умных коней часто учат пасти скот. Они также служат в лесных хозяйствах Канады.

Эта порода была основой для выведения многих видов тяжеловозных пород: шайра, суффолька, советского и ирландского тяжеловозов, клейдесдайля и др. Работа ученых Бельгии по усовершенствованию данного вида продолжается.

Брабансонские кони могут участвовать в непрофессиональных скачках, но чаще они используются для перевозки тяжелых предметов или служат украшением на выставках.

Представители породы бельгийская теплокровная рабочая лошадь тяжеловоз, являются одними из самых красивых и необычных пород лошадей, которые, несомненно, заслужили собственное место в исторических фактах о наиболее тяжелых, сильных лошадях мира. Доказано, что данная порода напрямую обладает связью с арденами. Несколько столетий назад такую разновидность называли фландской. При любом названии питомцы известны тем, что сыграли значащую роль в выведение множества пород-тяжеловозов, например, более известные из них: шайры, суффольк-панчи, а также клейдесдали. В современности уже редко можно услышать их истинное название, питомцев называют скорее брабансонами, из-за местности, где они пользуются большой популярностью в разведении, на территориях Центральной Бельгии.

Прошло много лет, и те селекционеры, которые занимались усовершенствование представленной разновидности тяжелоупряжной лошади, используя методы тщательных отборов и воспроизводительных скрещиваний, создали практически идеальных питомцев. Шейная область компактная, плечи сильные, окончания недлинные, достаточно массивная конституция, рельефный круп. Черты характера также отличаются миролюбивостью, спокойным нравом, именно поэтому лошади идеально подходят для представленных им работ на земляных участках. Сам процесс наблюдения за милыми животными удивляют и вдохновляют. Часто их использую для повозок, которые занимаются перевозкой пива. В упряжке тяжеловесы смотрятся превосходно.

Породы считается довольно-таки древней, поэтому сам факт того, что лошади живут до сих пор – большое достижение. Известно, что всегда по различным причинам, некоторые из пород начинают понемногу исчезать, но, как видим бельгийские рабочие тяжеловозы представители, смогли пережить все и дальше радуют владельцев своим существованием. Большой популярностью в разведении, животные пользуются на территориях Бельгии, также их высоко оценивают в Регионах Северной Америки. Особенно их любят из-за спокойного и податливого характера. Само сочетания таких конных гигантов и в то же время полное усмирение, кажется невозможным.

В среднем, высота поголовье холка колебнется от 170 см до 175 см. Внешне заметна расцветка шерстяного покрова, преимущественно светлых оранжевых оттенков, на окончаниях – черные цвета, но также встречаются рыжие или тусклые желтые тона. Как редкость, бывают питомцы коричневой, или серой окраски.

Рассмотрим более детально экстерьерные характеристики породы бельгийских теплокровных рабочих лошадей. Наиболее популярна среди тяжеловозов красивая чалая масть черных насыщенных оттенков, но красиво смотрится и ярко-оранжевая или же гнедая расцветка. Кроме этих палитр, рождаются представители тусклых кремовых цветов, светлых коричневых оттенков или же просто серые. Если основной цвет шерстяного покрова более светлых тонов, но окончания обязательно темные, причем волоски на ногах достаточно длинные.

Головная часть средних размеров, удлиненная, гармонично смотрится с корпусом; лоб просторный и плоский; в профиле лошадка несколько плоская; область ганашей рельефная и сильно выражена; ушки прямостоячие и маленькие; выразительные глаза, с пронзающим нежным взглядом; орбиты более выпуклые; губы пухлые, мясистые; ноздри большие; шейная область недлинная, но сильная и вначале широкая, похожа на форму буквы «с»; спинная часть крепкая, рельефная и довольно-таки длинная.

Холка находится на низком уровне, достаточно широкая и мощная; линия поясницы коротковатая, широкая, но устойчивая; спина немного прогибается; хорошо развит круп, немного закругленный и создает эффект двойного, возле области хребта заметна красивая поставка; грудная клетка глубокая, большая; брюшная часть широкая и выпуклая; ребра большие и округлены.

Окончания отличаются тем, что достаточно короткие, но широкие и обладают сильной артикуляцией, также достаточно устойчивы. Плечевые делянки рельефные, сильные; пясти большие и мощные; массивные области скакательных суставов, на которых хорошо заметен уровень сгибания; обильные сухожилья и сухопарые; средних размеров бабки, которые обладают идентичным покровом с путовыми суставами и рослыми челками. Копыта закругленные, прямые, на них размещен аккуратных рог светлых цветов.