Дополнительная программа по детскому фитнесу в доу. Детский фитнес – спорт нужен не только взрослым. Ходьба и передви-жения

1.Пояснительная записка
Образовательная программа «Детский фитнес» по оказанию дополнительных платных услуг, разработка которой осуществлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Программа обеспечивает расширение возможностей по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 4 до 5 лет, и является документом, на основе которого дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет образовательную деятельность. Срок реализации Программы 2 года.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей. Общий объем деятельности соответствует требованиям действующих СанПиН.

Занятия фитнесом обеспечивают правильное развитие детского организма. В отличие от занятий физкультурой, детский фитнес направлен именно на поддержание здоровья и физической формы ребенка. В данном случае отсутствует «погоня за результатами», что подчас делает детский спорт более интересным для ребенка.

Эта программа корректирует осанку, предотвращает плоскостопие и проблемы с опорно-двигательным аппаратом, укрепляет сердечно-сосудистую систему, занимается развитием координации, силы, гибкости, выносливости, чувства ритма, артистичности.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влияет на нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, вместо возрастного развития основных физических качеств: быстроты, координации движений, выносливости, гибкости и силы).

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Необходимо обеспечить потребность ребенка в движении, дать возможность утолить «двигательный дефицит». Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес специализированных занятий, поэтому целесообразно и сознательно создаются занятия, когда дети могут выплеснуть не только свои эмоции и порезвиться, но и приобрести необходимые навыки и умения.

Кузнецова Надежда Серафимовна
Рабочая программа «Детский фитнес» для детей 5–7 лет

I. Целевой раздел.

1. 1 Пояснительная записка.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности инструктора по ФВ. Программа «Детский фитнес » (далее – Программа ) разработана в соответствии :

Со статьей 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года,

СанПиН от 29.12.12 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России, регистрационный номер 2.4.1.3049-13;

Федеральными государственными образовательными стандартами от 28.08.2013

- Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство » / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. СПб.: Детство - Пресс , 2005;

Физкультурные занятия Детским фитнесом для детей 5-7 лет . / Е. В. Сулим - М.: ТЦ Сфера, 2015

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образова-тельных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста ин-структор создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответ-ствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются :

Организационные условия;

Технологические условия (принципы, методы, приемы) ;

Материально-технические условия (развивающая среда) ;

Социо-культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);

Контрольно-диагностические условия.

Актуальность выбранной программы .

В дошкольном возрасте связь между физическим и психическим развитием более тесная и крепкая, чем в дальнейшие периоды жизни. Фитнес является важнейшей составляющей образа жизни и поведения детей . Формирующее влияние разнообразных средств фитнеса на совершенствование систем и развития функций растущего организма в наибольшей степени проявляется в дошкольном возрасте. Оптимальный режим занятий детским фитнесом , способствующий эффективному развитию двигательных функций дошкольников, следует рассматривать с количественной и качественной сторон. Количественные характеристики : объем движений, выполняемый детьми в определенный календарный период, место занятий фитнесом в режиме дня дошкольника. Качественные характеристики : содержание двигательной активности, уровень сопротивляемости организма к негативному влиянию окружающей среды. Низкий двигательный уровень вызывает отклонение в физическом развитии детей , и они часто приобретают избыточную массу тела, становятся инертными, как следствие, часто болеют.

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности ребенка, повышение уровня его физической подготовленности, развитие двигательных способностей, приобщение к систематическим занятиям физической культурой через знакомство с многообразием современных направлений фитнес технологий и интерес к здоровому образу жизни.

Реализация цели данной программы соотносится с решением поставленных задач :

1. Оздоровительные :

Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.

Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.

Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.

Формировать и закреплять навык правильной осанки.

Содействовать профилактике плоскостопия.

Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.

Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся .

Способствовать профилактике различных заболеваний.

2. Образовательные :

Сформировать у занимающихся знания и общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях детского фитнеса , о современных Олимпийских играх, об истории развития чирлидинга в России, правилах техники безопасности на занятиях фитнесом .

Формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.

Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.

Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты) .

3. Воспитательные :

Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.

Содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи) .

Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.

Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.

Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.

Процесс занятий в фитнесе подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач оздоровления, обучения, развития и воспитания личности.

Возраст детей , участвующих в реализации данной программы , от 5 до 7 лет. Количество возрастных групп может быть различным и зависит от спроса на предлагаемую услугу. Наполняемость группы от 10 до 15 человек. Программа рассчитана на один учебный год с сентября по май включительно.

1.2 Планируемые результаты освоения Программы .

Реализация в полном объеме задач Программы позволяет ожидать следующие результаты :

высокий уровень развития основных физических качеств;

развитие музыкально-ритмических способностей;

снижение заболеваемости.

Способами их определения являются :

фитнес-тестирование (проводится 2 раза в год : в начале года - первичное, в конце учебного года – итоговое);

мониторинг заболеваемости (раз в полгода) ;

наблюдение; анализ полученных данных;

беседа с родителями;

отслеживание дальнейшей спортивной деятельности выпускников (сек-ции, кружки) .

Формой подведения итогов реализации Программы является открытое занятия для родителей воспитанников, фотоотчет.

Направление «Физическое развитие»

детей :

Осуществлять под руководством медицинского персонала комплекс закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце и вода) ;

Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 8 – 10 минут (Физическая культура) ;

(Физическая культура) ;

Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные спортивные игры, выполнять спортивные упражнения на пргулке, используя имеющееся физкультурное оборудование (Физическая культура) ;

навыков :

(Социализация) ;

пищи (Социализация) ;

;

(Социализация) ;

жизни :

Расширять представление об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Обращать внимание детей на особенности их орга-низма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины – у меня аллергия» ) ;

Показывать зависимость здоровья человека от правильного питания (Социализация, Физическая культура, Познание) ;

Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения) . Воспитывать сочувствие к болеющим. Учить характеризовать свое самочувствие (Социализация, Познание) ;

Познакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения (Познание) ;

Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке (Безопасность) .

По сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей :

Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту (Социализация, Познание) ;

Во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки, и в промежутках между занятиями проводить физкультминутки (Физическая культура) ;

Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня , используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения (Социализация, Познание) ;

Воспитание культурно-гигиенических навыков :

Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом (Социализация) ;

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи : пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой, полоскать рот после еды (Социализация) ;

Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком (Безопасность, Социализация, Физическая культура, Познание) ;

Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно заправлять постель (Социализация) ;

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни :

Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека (Физическая культура) ;

Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последова-тельность её приема, разнообразие в питании, питьевой режим) (Физическая культура) ;

Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Учить активному отдыху (Физическая культура) ;

Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на Физическая культура (Физическая культура, Познание) ;

По развитию физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта

Формировать потребность в ежедневной двигательной активности (Здоровье) ;

Закреплять умение быстро перестраиваться на месте и во время движения, рав-няться в колонне, шеренге, круге, выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе (Социализация) ;

Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве (Здоровье, Познание) ;

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Закреплять умение придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры (Здоровье, Познание) ;

Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол) (Здоровье, Познание) ;

2.2. Перспективное планирование

2.3 Взаимодействие с семьями воспитанников.

Образовательная область «Здоровье»

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.

Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения) . Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др., наносящих непоправимый вред здоровью малыша. Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду . Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.

Образовательная область «Физическая культура»

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей» , на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес , совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес ; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т. д.) ; совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

III.Организационный раздел.

3.1 Особенности традиционных мероприятий ДОУ.

Характеристика форм занятий, используемых в программе

Форма проведения занятия с детьми

1. Танцы-игры (зверобика) Данная форма занятия способствует повышению эмоционального фона детей , развития внимания и воображения Она предполагает использование свободных движений, выполняемые под музыкальное сопровождение.

2. Спортивные танцы Данная форма занятий формирует и развивает двигательные навыки детей . Предполагает использование различных предметов : мячей, скакалок султанчиков, помпонов, обручей, лент.

3. Фитбол-гимнастика Данная форма предполагает использование специальный мячей – фитболов. Фитбол- гимнастика всегда проходит на повышенном эмоциональном подъме детей , что является эффективным методом их мотивации. В ходе таких занятий решается целый комплекс задач : - развитие двигательных навыков; - обучение основным двигательным действиям; - развитие и совершенствование координации движений; - укрепление мышечного корсета; - улучшение функционирования сердечно- сосудистой и дыхательной систем; - нормализация работы нервной системы , - стимуляция нервно-психического развития; - улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов; - устранение венозного застоя; - улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; - стимуляция развития анализаторных систем, развитие мелкой моторики и речи; - адаптация организма к физической нагрузке.

4. Ритмическая гимнастика с элементами аэробики Общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид оздоровительной гимнастики. Занятия ритмической гимнастикой привлекают не только своей доступностью, но и возможностью изменять содержание в зависимости от возраста, интересов, состояния здоровья и уровня двигательной подготовленности благодаря большому арсеналу средств и методов. В ритмической гимнастике применяются несколько групп упражнений : строевые, упражнения для согласования движений с музыкой, общеразвивающие, танцевальные, упражнения художественной гимнастики и оздоровительных видов гимнастики, а также базовые и основные шаги аэробики.

5. Стретчинг Стрэйтчинг направлен на активизацию защитных сил организма, развитие пластичности, мышечной свободы, ритмичности, слухового внимания и памяти, т. е. творческих и оздоровительных возможностей организма, на снижение эмоционально-психического напряжения. Стретчинг включает в себя динамические и статические нагрузки в игровой форме. Именно игра поддерживает живой интерес к занятию. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер. К 5-ти годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с большей эффективностью выполнить имитационные движения. Комплексы упражнений игрового стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Широко используется метод аналогии с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, метод театрализации,

6. Игровой самомассаж, массаж в парах Данная форма занятий способствуют формированию у ребнка сознательного стремления к здоровью.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ .

Программа по детскому фитнесу предполагает групповую форму организации деятельности, при необходимости группа может разбиваться на подгруппы. Организованную деятельность по дополнительному образованию проводится в спортивном зале и отвечает всем гигиеническим требованиям. Основной формой проведения является организованная деятельность. В структуру любой организованной деятельности по физической культуре входят три части : подготовительная, основная и заключительная.

В подготовительной части осуществляется начальная организация занимаю-щихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Решаются задачи функциональной подготовки организма детей к предстоящей работе в основной части деятельности. Это достигается с помощью строевых упражнений, специальных упражнений для согласования движений и музыки, различных видов ходьбы и бега, музыкальных игр, общеразвивающих упражнений и других средств, отвечающих задачам этой части урока. В процессе выполнения различных упражнений могут решаться и частные лечебно-профилактические задачи. Подготовительная часть, в зависимости от поставленных задач, занимает 4-5 минут от общего времени.

Основная часть занимает большую часть времени и длится 15-20 минут. В ней решаются задачи общей и специальной направленности средствами танца, разучиваются специальные коррекционные упражнения, совершенствуется техника и стиль их выполнения, отрабатывается согласованность движений с музыкой. В работе могут быть использованы как комплексы общеразвивающих упражнений определенной лечебной направленности, серии танцевальных упражнений, так и целые композиции, то есть группы упражнений, объединенные единым смысловым значением и решающие определенные задачи. Структура основной части может изменяться в зависимости от : - повторяемости упражнений, чередования их в различных исходных положениях (стоя, сидя, в упорах, лежа, - направленности (на коррекцию позвоночника, стопу, равновесие, координацию движений и др.) - отдельному воздействию на мышцы (рук, шеи, ног и т. д.) .

В заключительной части решаются задачи восстановления сил организма детей после физической нагрузки. Занимает она 5-7 минут. Нагрузка здесь должна значительно снижаться за счет уменьшения количества упражнений, их повторяемости, характера и двигательных действий. К таким упражнениям можно отнести спокойную ходьбу, упражнения в растягивании и расслаблении мышц, как отдельных звеньев тела, так и всего организма в положении стоя, сидя, лежа или в висах, элементы самомассажа тех мышц, на которые была направлена большая нагрузка, спокойные музыкальные игры или творческие задания, танцевальные движения малой интенсивности или импровизации

Приемы и методы организации образовательной деятельности по детскому фитнесу

Игровой метод (драматизация, театрализация, игроритмика, игрогимнастика, танец, музыкально- ритмическая гимнастика);

Метод сравнения - наглядная демонстрация образцов правильного и неправильного владения исполнительскими навыками;

Метод звуковых и пространственных ориентиров;

Метод наглядно-слухового показа;

Метод активной импровизации;

Метод коммуникативного соревнования;

Метод упражнения (многократные повторения музыкально- ритмических и танце-вальных движений).

Мониторинг освоения воспитанниками дополнительной развивающей программы «Детский фитнес »

Показатели :

1. Демонстрирует двигательные способности

2. Выполняет упражнения игрового сретчинга

3. Выполняет гимнастические и танцевальные комплексы программы

4. Выполняет дыхательную, глазную гимнастики, самомассаж, упражнения на релаксацию

5. Проявляет самостоятельность, творческую инициативу, умеет импровизировать

В процессе наблюдения за деятельностью детей делается вывод о достижении воспитанниками планируемых результатов (показателей) освоения программы :

3 балла – выполняет самостоятельно при минимальном контроле (помощи) взрослого

2 балла – выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого

1 балл – выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно, основные – в совместной со взрослым деятельности

3.3 Организация предметно-пространственной среды.

Помещение : спортивный зал.

Материалы (оборудование) : мячи «фитболы» разного диаметра, гантели, мягкие модули, степ – платформы, помпоны, тренажеры, скакалки, обручи, массажеры, коврики, шиповидные мячи разных размеров; ребристые и колючие дорожки; ленточки; платочки; флажки; кегли; гимнастические палки; «дорожки здоровья» . Картотека комплексов упражнений общеразвивающего воздействия; картотека комплексов специального воздействия; аудиотека для музыкального сопровождения

Екатерина Морозова


Время на чтение: 7 минут

А А

Что представляет собой детский фитнес? В первую очередь, это комплекс игровых занятий, гармонично соединяющих в себе элементы хореографии и аэробики, а также гимнастики и др. Основная цель фитнеса для малышей — развитие артистичности и силовых качеств, чувства ритма, гибкости и выносливости, координации. Когда можно отдать своего кроху на фитнес, и как выбрать программу?

Особенности детского фитнеса

Лет 20-ть назад вопросов о малоподвижности детей ни у кого не возникало — во дворах с раннего утра и дотемна звенели детские голоса. Подвижные игры были неотъемлемой частью детства — футбол и хоккей, прятки и катание на велосипедах. Приятная усталость к вечеру и спокойный здоровый сон ночью. Современные дети большую часть времени, как известно, проводят с планшетами и ноутбуками. О физическом развитии при таком образе жизни и речи не идет.

Детский фитнес, как увлекательное и подвижное мероприятие, решает эту проблему.

В чем его отличие от обычных занятий физкультурой и спортивных школ?

  • Формат занятий — игровой и увлекательный.
  • Программы — индивидуальные, исходя из психофизического состояния малыша.
  • Развитие всех групп мышц происходит равномерно.
  • Отсутствует система личностных соревнований и оценок. Дети посещают занятия с удовольствием — расстраиваться от проигрыша не придется.
  • Обязательная физкультура и спортивные занятия в секциях прельщают ребенка меньше, чем игровые мероприятия под музыку в комфортных психологических условиях и с учетом адаптированных нагрузок.
  • Часть детского фитнеса — игровые занятия с логопедом.
  • Малая травматичность. То есть, безопасность занятий.
  • Разнообразие занятий.

Возраст для занятий детей в фитнес клубе

На занятия фитнесом крох обычно приводят с полутора лет. Конечно же, не без учета особенностей организма. Максимальное количество детишек в группе — 10-15 человек.

Возрастные группы:

  • Самые маленькие — 2-4 годика

Занятия на укрепление мышц и позвоночника, на координацию движений и на развитие моторики. Присутствие родителей обязательно.

  • Малышня — 4-6 лет

Аэробные, силовые и развивающие упражнения. Занятия на развитие речи.

  • Детишки постарше — 7-11 лет

Акцент на осанку, волевые качества, развитие мышц. Занятия на тренажерах.

  • Подростки — до 16 лет

Комплекс упражнений, направленный на общее физическое развитие и выносливость.

Время занятий для каждого возраста:

  • Для крох 2-4-х лет — максимум 30 минут и не более 2-х раз/неделю.
  • Для детей до 10 лет — по полчаса 2-3 раза/неделю.
  • Для подростков — 40 минут трижды в неделю.

Где и как проводятся занятия?

— это специально оборудованные помещения с качелями и канатами, с сухими бассейнами, со шведской стенкой и станками, с мягкими модулями и др. Занятия для крох обычно бессюжетные и сюжетно-ролевые — исключительно в игровой форме.

С учетом особенностей организма/возраста могут быть использованы такие виды аэробики, как фитбол и степ, танцевальная аэробика и даже йога.

Детский фитнес — результат занятий:

  • Развитие всех групп мышц.
  • Исправление осанки.
  • Развитие координации движений.
  • Развитие ориентирования в пространстве.
  • Развитие социальных навыков, лидерских качеств и коммуникабельности.
  • Улучшение сна.
  • Помощь при проблемах с опорно-двигательным аппаратом.
  • Формирование мышечного корсета.
  • Улучшение подвижности суставов.
  • Развитие самоконтроля и дисциплины.
  • Развитие логического мышления.
  • И др.

Схема занятий состоит из…

  • Разминки. Здесь основной акцент — на упражнениях общеукрепляющих, для всех групп мышц.
  • Основной части. В ней проводят активные игры с использованием инвентаря.
  • Заключительной части. Игровая часть для закрепления результата.

Противопоказания для занятий детским фитнесом

Один из самых весомых плюсов занятий — отсутствие противопоказаний. Их практически нет. И даже при наличии таковых всегда можно подобрать индивидуальную программу для укрепления здоровья малыша.

  • При хронических заболеваниях обязательно подбирается индивидуальный комплекс занятий.
  • При наличии проблем с позвоночником под запретом силовые упражнений. А вот аэробика (и плавание), напротив, очень полезна.
  • При астме исключают уже аэробику, а занятия по йоге, наоборот, расширяют.

Помимо консультации у непосредственно инструктора, рекомендуется обязательно получить консультацию и у педиатра. Согласовывайте свои планы с врачом. Особенно это касается мам совсем маленьких деток.

Лучшие программы детского фитнеса

Четкой программы занятий в детском фитнесе нет. В этом, пожалуй, состоит его основное преимущество.

Что сегодня предлагают детские фитнес-клубы для малышей?

  • Лого-аэробика

Данный вид фитнеса предполагает выполнение упражнений совместно с произношением определенных звуков, четверостиший.

  • Капоэйра

Вид занятий, обожаемый многими современными малышами. Сочетает в себе особенную технику движения ног, танец и боевое искусство.

  • Зверо-аэробика

Эти упражнения выглядят как имитирование движений зверей. Крохи этот вид фитнеса очень любят.

  • Скалолазание и канаты.
  • Езда на роликовых коньках/велосипедах.
  • Танцы и плавание.
  • Йога.
  • Фитбол.
  • Занятия на массажных ковриках.
  • Силовые тренировки.
  • Программы для развития моторики, для улучшения осанки или для профилактики плоскостопия.
  • Лечебная физкультура.
  • Ритмика и аэробика.
  • У-шу.
  • Кинезиологические упражнения.

Занятия для активизации умственных способностей, больших полушарий мозга.

  • Учебная гимнастика Баллингера

Цель — развитие психических функций.

  • Закаливающая гимнастика.
  • Танцевальная гимнастика.
  • Аквааэробика.
  • «Качалка» для малышей (тренажеры).

Возможен ли детский фитнес в условиях своей квартиры?

Заниматься дома, конечно же, можно — никто вам этого не запретит. Но тренировки рекомендуется проводить при участии тренера и следуя его рекомендациям.

А учитывая, что одна из целей детского фитнеса — развитие социальных навыков и максимальное переключение ребенка с компьютера на реальную жизнь, все-таки лучше приучать кроху к занятиям вне дома — в группах со сверстниками.

Восточно - Казахстанская область. Коммунальное Государственное учреждение

«общеобразовательная средняя школа №1»города Аягоза.

Учителя физической культуры- Нихамбаевой Э.К.

Домашний адрес: г.Аягоз ул.Дюйсенова 108 кв.18.

Электронный адрес:[email protected]

Год составления 2015 год

Пояснительная записка

Понимание воспитательной ценности физической культуры - важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности. Вместе с этим это единственный учебный предмет,формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему телу. Содействует воспитанию волевых и моральных качеств, необходимости укрепления здоровья и самосовершенствования. Одним из средств повышения интереса к урокам физической культуры, видится применение современных фитнес –технологий, как один из результативных путей.

В образовании существуют разные программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: «Ритмика», «Ритмика и танец», «Оздоровительная аэробика», программы по различным видам спорта. Дети средней группы основной школы более эмоциональные, поэтому для них подходит больше программа «Детский фитнес». Программа детского фитнеса включает в себя танцевальные упражнения, аэробику, гимнастику, игры и т.п.

Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Детский фитнес» для обучающихся 5-6 классов.

Цель программы : разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни, увеличение функциональных резервов организма, и профилактика заболеваний.

Достижение цели возможно через решение следующих задач :

    Обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.

    Развивать основные физические качества, координационные ориентационно-пространственные, временные, ритмические способности.

    Формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;

    Обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями под музыку;

    Формировать представление о здоровом образе жизни, влиянии движения и музыки на состояние организма;

    Обучать приёмам релаксации и самодиагностики;

    Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами оздоровительной аэробики, ритмической гимнастики с предметами, танцевальных упражнений;

    Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.

Программа «Детский фитнес» для школьников 5-6 классов рассчитана на 2 года обучения (68 часов). Программа предполагает проведение занятий со школьниками 1 час в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Занятия по программе «Детский фитнес» включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий фитнесом, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса, танцев.

Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям аэробики, танца, ритмической гимнастики с предметами, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.

    Введение в образовательную программу

    Общая физическая подготовка

    Специальная физическая подготовка

    Степ-аэробика

    Фитбол-аэробика

    Оздоровление

Данная программа предполагает использование спортивного инвентаря (на 1 группу):

Гимнастические коврики - 15 шт.

Гимнастические мячи -15 шт.

Гимнастические обручи -15 шт.

Гимнастические маты - 8 шт.

Скакалки - 15 шт.

Мячи большие резиновые (фитбол) - 15 шт.

Результатом освоения программы «Детский фитнес» будет являться формирование таких качеств личности, как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, артистичность, способность к эмпатии, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.

Данная программа может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, инструкторами по фитнесу и детской аэробике.

Планируемые результаты освоения программы.

Программа по внеурочной деятельности «Детский фитнес» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

    ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «фитнес», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;

    раскрывать понятия: синхронно, музыкально, ритмично;

    ориентироваться в видах аэробики, танцевальных жанрах, гимнастики;

    выявлять связь занятий фитнесом с досуговой и урочной деятельностью;

    характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;

    осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:

    установка на здоровый образ жизни;

    основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства c народными танцами, играми;

    ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;

    эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;

    знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение;

В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

    организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;

    соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

    адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;

    оценивать правильность выполнения действия;

    адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;

    проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;

    организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;

    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, мини группам, парам;

    контролировать действия партнёра в парных упражнениях;

    осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;

    задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.

Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя :

    соревнования по аэробике;

    зачётное проведение динамических пауз в классах с одноклассниками;

    защиту игровых программ и проведение их на переменах;

    представление самостоятельно и в группах составленных комплексов аэробики, партерной гимнастики, ритмической гимнастики с предметами в зачётной форме;

    заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и физической подготовленности.

Требования по техники безопасности во время занятий видами фитнеса.

Во время выполнения комплексов и упражнений классической аэробики существуют запрещенные движения:

    быстрые круговые движения головой и излишние наклоны головы вперед и назад;

    упражнения (махи ногами) в стойке на коленях с опорой на кисти;

    прогиб туловища в положении лёжа на животе с упором на кисти;

    подъём двух прямых ног из положения лёжа на спине;

    переход из положения лёжа в положение сидя с прямыми ногами;

    «глубокие приседания», где угол в коленном суставе менее 90 градусов;

    наклоны вперёд, стоя на прямых ногах;

    прогиб туловища назад в положении стоя;

    вращательные движения коленями;

    работа с отягощениями на выпрямленных руках;

    резкие скручивания туловища («мельница»);

    движения с чрезмерной амплитудой;

    максимальные нагрузки и продолжительное изометрическое напряжение;

    шаг на платформу спиной вперёд;

    спуск с платформы прыжком.

Учебно-тематический план программы «Детский фитнесс»

Название темы

Теория (час)

Практика(час)

Количество часов

I

ТБ, введение в образовательную программу.

Гигиена спортивных занятий.

II

Элементы строевой подготовки

Силовые упражнения для рук

Силовые упражнения для ног

Силовые упражнения для шеи и спины.

III

IV . Степ-аэробика (11 часов)

Степ-аэробика

V . Фитбол-аэробика (6 часов)

Фитбол-аэробика

VI . Оздоровление (16 часов)

Коррекционные упражнения

Партерная гимнастика.

Стретчинг

VII . Закрепление и обобщение полученных знаний и умений (12 часов)

Закрепление и обобщение полученных знаний и умений

Итого

Календарно-тематическое планирование программы «Детский фитнесс» 5 класс.

п/п

Тема занятия

часы

дата

дата

5 класс

I . Введение в образовательную программу (4 часа)

ТБ, введение в образовательную программу

Правила техники безопасности нахождения и занятия в зале аэробики, правила поведения на занятиях. Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий аэробики.

Начальная диагностика

Начальная диагностика ЗУН по контрольным упражнениям. Диагностика уровня воспитанности.

Гигиена спортивных занятий

Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся, к прическе, правила поведения после занятий)

Виды аэробики. Разновидности танцевальной аэробики.

Виды аэробики: классическая, танцевальная, оздоровительная, степ-аэробика и их характеристика. Разновидности танцевальной аэробики: Фанк-аэробика, хип-хоп, латино, сити-джэм, афро-аэробика и др. Краткая характеристика

II . Общая физическая подготовка (8 часов)

Элементы строевой подготовки

Общеразвивающие упражнения для рук

Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета

Общеразвивающие упражнения для ног

Общеразвивающие упражнения для шеи и спины

III . Специальная физическая подготовка (11 часов)

Базовые шаги и связки аэробики

Техника выполнения базовых шагов и связок аэробики

Базовые шаги и связки аэробики

Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики в среднем темпе. Влияние занятий аэробикой на различные системы организма

Базовые шаги и связки аэробики

Техника выполнения базовых шагов аэробики

Базовые шаги и связки аэробики

Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики

Базовые шаги и связки аэробики

Закрепление базовых шагов. Запрещѐнные упражнения на занятиях аэробикой. Простейшие музыкальные композиции

Комплекс танцевальной аэробики

Комплекс танцевальной аэробики

Разучивание комплекса из выученных базовых шагов аэробики. Коррекция осанки

IV . Степ-аэробика (11 часов)

Степ-аэробика. Т.Б. при выполнении упражнений на степах

Степ-аэробика

Разучивание базовых шагов на степе

Степ-аэробика

Разучивание аэробных связок на степе

Степ-аэробика

Упражнения на растяжку мышц ног

Итоговые занятия. Обобщение. Танцевальные композиции

6 класс

V . Фитбол-аэробика (6 часов)

Фитбол-аэробика

Техника безопасности при проведении занятий на фитболах. Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся

Фитбол-аэробика

Влияние фитбол-аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики Знакомство с мячом. Обучение седу на мяче, прыжки на мяче

Фитбол-аэробика

Ознакомление с основными исходными положениями фитбол-аэробики и дыхательной гимнастики

Фитбол-аэробика

Разучивание основных исходных положений фитбол-аэробики и дыхательной гимнастики

VI . Оздоровление (16 часов)

Коррекционные упражнения

Упражнения лечебной физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию различных заболеваний. Профилактика плоскостопия

Коррекционные упражнения

Закрепление связок и базовых шагов аэробики, используемых в фитбол-аэробике

Коррекционные упражнения

Дыхательная гимнастика

Коррекционные упражнения

Разучивание гимнастических упражнений, используемых в занятиях фитбол-аэробикой

Коррекционные упражнения

Релаксация Джекобсона

Комплекс детской йоги

Партерная гимнастика.

Стретчинг. Повторение элементов строевой подготовки

Отработка выполнения элементов строевой подготовки (строй, шеренга, перестроения и т.д.)

Стретчинг. Общеразвивающие упражнения для рук

Повторение техники выполнения упражнений для рук без предмета. Упражнения на развитие осанки, гибкости

Стретчинг

Упражнения на развитие осанки, гибкости

VII . Закрепление и обобщение полученных знаний и умений(12 часов)

Общеразвивающие упражнения для ног. Коррекционные упражнения

Повторение общеразвивающих упражнений для ног без предмета. Ознакомление детей с упражнениями для ног с предметом

Общеразвивающие упражнения для шеи и спины.

Повторение техники выполнения упражнений для туловища, шеи и спины

Стили танцевальной аэробики

ОРУ для рук. ОРУ для ног.

Подробное ознакомление со стилями танцевальной аэробики; их сходство и различия; история возникновения, техника выполнения.

Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе. Коррекционные упражнения

«Мамбо», профилактика плоскостопия, дыхательная гимнастика

Степ-аэробика. Знакомство с разновидностями и направлениями в фитнесе. Коррекционные упражнения

«Латино», релаксация

Танцевальная композиция

Составление и совершенствование итоговой музыкальной композиции из изученных упражнений

Итоговое занятие

Словарь терминов

Аэробика - гимнастика под ритмичную музыку, которая помогает соблюдать ритм выполнения упражнений. Балет - вид сценического искусства, в котором действия персонажей выражается через танцы и музыку. Вальс - общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе - полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом. общее название бальных танцев, исполняющихся в закрытой позиции. Выносливость - способность человека сопротивляться действию повторных нагрузок; Гибкость - способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой;

Гимнастика - вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и опорных прыжках. Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода. Здоровье - состояние живого организма, при котором организм способен полностью выполнять свои функции. Здоровый образ жизни - образ жизни человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Игры детские - вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни. Организм - тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Пи́ща - всё, что пригодно для еды и питья живыми организмами. Основное назначение пищи - быть источником энергии и «строительного материала» для организма. Партерная гимнастика - слово партер произошло от французского parterre (по земле): слово par - по, а слово terre - земля. Под "партерной" гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. Полька - быстрый, живой среднеевропейский танец , а также жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем . Пульс (от лат. pulsus - удар, толчок) - колебания стенок кровеносных сосудов. Режим дня - это заранее точно установленный, размеренный образ жизни. Релакса́ция (от лат. Relaxatio - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Самоконтроль - Контроль над самим собой, над своей работой. Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Сила - способность человека преодолевать за счёт мышечных усилий (сокращений) внешнее сопротивление или противодействовать внешним силам.

Спортивная гимнастика - вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для женщин - на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках.

Стретчинг - это вид аэробики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание.

Фанк-аэробика (Funk) – для этого вида занятий характеран особая техника движений (пружинящая ходьба) и более свободная пластика рук, акцентируется танцевальность и эмоциональность движений. Физи́ческая культу́ра - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности. Фитнес (англ. fitness , от глагола "to fit" - соответствовать, быть в хорошей форме) - в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека. Хорово́д (хоро, коло, корогод, карагод, харагод) - древний народный круговой обрядовый танец и содержит в себе элементы драматического действа. Художественная гимнастика - вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

Список литературы

    Лисицкая Т.С. Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе: лекции курсов повышения квалификации http://bmsi.ru/

    Ресурсы интернета: www . missfit . ru http :// fitfan . ru

    Программа для обучающихся 5-11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики /авт.- сост. О.С. Слуцкер, Т.Г. Полухина, В.С. Козырев

    Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. – М.: ООО УИЦ ВЕК, 2006. – 72 с.

    Буц, Л.М. Для вас девочки/ Л.М. Буц – М. Физкультура и спорт. – 1988 г.

    Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С. Крючек. – М.:

    Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. – 64с.

    Прокопов, К.М. Клубные танцы: она / К.М. Прокопов – М. Аст. – 2005 г.

Разделы: Работа с дошкольниками

Срок реализации программы – 1 год (октябрь-май).

Пояснительная записка

Направленность и уровень программы.

Направленность - физкультурно-спортивная.

Уровень – ознакомительный.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна – по степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклическог о характера.

В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата.

Циклические упражнения – это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.

Традиционные формы физической культуры в дошкольном учреждении (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ.

Ведущая роль в этом принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости у детей.

Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20–30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания.

Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ-аэробике, Оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию но и развивать координацию движений и речь.

У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой, повышаются адаптивные возможности организма, благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым, бодрым).

Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы сделать их ещё более интересными и насыщенными, используются индивидуальные снаряды – степы.

Степ – это небольшая ступенька, приподнятая платформа, название которой произошло от английского слова “step”. Изобретена она была в Америке известным фитнес-инструктором Джином Миллером. С помощью степ-аэробики можно сформировать гармонично развитое тело, прямую осанку и выработать выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ-аэробикой – укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.

Плюсы использования степ-аэробики в работе с детьми:

  • Первый плюс – это огромный интерес ребятишек к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года.
  • Второй плюс – у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они занимаются на уменьшенной площади опоры.
  • Третий плюс – это развитие у ребёнка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
  • Четвёртый плюс – воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы и др.
  • Пятый плюс – это повышение выносливости, а вслед за этим и сопротивляемость организма.

Но самое главное достоинство степ-аэробики – её оздоровительный эффект. Поэтому возникла необходимость создания программы физкультурно-спортивной направленности, которая дополняла бы программу по физическому воспитанию в ДОУ и способствовала оздоровлению детей.

Актуальность - в настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста имеет центральное место в современном обществе. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям любимым делом.

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, активные и здоровые.

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей, посещающих детские дошкольные учреждения, продолжает оставаться высокой.

Педагогическая целесообразность – в многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие старшего дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность – наиболее важные биологические особенности детского организма.

Цели и задачи программы.

Цель: укрепление здоровья детей через повышение сопротивляемости организма.

I. Развивающие задачи

1. Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.

2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.

3. Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.

4. Формировать и закреплять навык правильной осанки.

5. Содействовать профилактике плоскостопия.

6. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.

7. Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся.

8. Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.

9. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

II. Образовательные задачи

1. Обеспечить занимающихся знаниями о влиянии занятий детским фитнесом на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях детским фитнесом, профилактике травматизма.

2. Формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнидеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.

3. Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.

4. Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.

III. Воспитательные задачи

1. Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.

2. Содействовать формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи).

3. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.

4. Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).

Отличительные особенности данной программы от уже существующих

Отличается комплексом упражнений, рассчитанным для данной возрастной категории.

Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.

"Step " в переводе с английского языка буквально означает “шаг ”.

Данная программа позволяет использовать степ- аэробику в системе фитнесс тренировки как ключевое звено для развития всех функциональных систем организма и сочетает в себе не только движения циклического характера с использованием степ – платформы но и силовую гимнастику на степ- доске. В программу включено множество упражнений на степ-платформе с предметом и без него, интересные спортивные игры разной подвижности, элементы художественной гимнастики, элементы акробатики, игровой стретчинг.

Возраст детей, обучающихся по данной программе.

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Сроки реализации программы. Курс программы “Детский фитнес” рассчитан на 1 год (октябрь-май) Программа рассчитана на детей, не имеющих медицинских и иных противопоказания к двигательной активности.

Формы и режимы занятий. На занятиях детским фитнесом используется групповая форма работы с детьми (в группе не более 10-13 человек). Занятия проводятся 2 раза в неделю (общий объём – 64 занятия в год) продолжительностью 40 минут (30 мин. + 10 мин. физкультминутка).

Ожидаемые результаты и формы определения результативности.

Ожидаемые результаты:

Целенаправленная работа с использованием степ-платформ позволит достичь следующих результатов:

Сформированность навыков правильной осанки;

Сформированность правильное речевого дыхания.

Развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроту, силу, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).

Сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ-шаги под музыку.

Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

Воспитывать чувство уверенности в себе.

Мониторинг детского развития проводится 2 раза в год (в декабре и мае). В проведении мониторинга участвует инструктор и дети. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды занятия, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Цель мониторинга: обеспечить комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения программы для изучения оценки динамики достижений детей по освоению образовательной программы “Детский фитнес”, развития их личностных качеств.

Объект мониторинга: личностные характеристики и компетенции детей в результате освоения программы “Детский фитнес”.

Способы фиксации данных обследования:

  • Данные тестирования.

Способы обработки результатов:

  • Обобщение результатов в таблицы.
  • Качественный анализ данных обследования.

Показатели и индикаторы успешности развития детей.

Критерии оценки:

  • 3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, систематичность, целенаправленность.
  • 2 балла – проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
  • 1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.

Мониторинг физических качеств

В основу мониторинга легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я.

Быстрота определяется временем пробегания отрезков дистанции 30 м – с высокого старта, частотой движений.

Об уровне развития скоростносиловых способностей у дошкольников судят по результатам прыжка с места (см), по длине и высоте прыжков с разбега (см), прыжка вверх с места (см); по приседанию за 20 с (количество раз); подъему туловища из положения лежа в течение 10 с (количество раз) и др.

Для оценки общей выносливости используется задание: преодоление дистанции на 90 м.

Для определения силы применяют методику бросок набивного мяча из-за головы.

Из всех двигательных заданий, характеризующих динамическую силу мышц брюшного пресса, наиболее предпочтительным для детей 4-7 лет считается поднимание туловища в сед из положения лежа на спине и обратно, руки скрещены на груди.

Ловкость выявляется по времени челночного бега по прямой, выполняемого с двумя поворотами (общая дистанция – 30 м). Челночный бег – многоструктурное двигательное действие, и его результат опосредован в большей степени ловкостью.

Для оценки гибкости используются тесты на наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке.

Оценка функции равновесия производится по выполнению разных заданий. Статическое равновесие можно определить по продолжительности стояния в пределах 3 мин в положении “носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед”. Фиксируются длительность стояния в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования.

Для оценки динамического равновесия используется ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).

Показатели мониторинга заносятся в диагностическую таблицу.

Формы подведения итогов реализации программы.

Открытые занятия для родителей;

Показательные выступления на базе ГБОУ Школа №814;

Участие в праздниках и досугах СП ДО №666 и других ДО комплекса;

Участие в соревнованиях по плану методического кабинета;

Участие в конкурсах районного, окружного и городского уровня.