Как проходило развитие этого славного спорта? Подробное описание истории фигурного катания. Возникновение и развитие фигурного катания в россии Появилось фигурное катание вид спорта

Сколько красоты, сколько очарования в фигурном катании! Катание на коньках чрезвычайно выразительно, эмоционально; образы создаваемые фигуристами, во многом сродни образам искусства, в первую очередь балетного.

История фигурного катания очень давняя, ее стоит знать всем поклонникам этого вида спорта.


Самые древние коньки были обнаружены на берегу Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки, по всей видимости, изготавливались из фаланги передних ног лошадей. Подобные костяные коньки были найдены при археологических раскопках на территории многих стран Европы. Конечно, обладатели костяных коньков не могли заложить основы будущего фигурного катания. Для этого должны были появиться совсем другие коньки - из железа.

Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII - XIY веках появились первые железные коньки. Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований.

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения.

В то время фигурное катание выполнялось в чопорном «английском» стиле. Американец Джексон Гейнц, танцор и конькобежец, объединил то и другое и получил свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и «волчки» на льду. Коньки, прикреплявшиеся ремнями к обуви, не выдерживали таких нагрузок, тогда он - одним из первых - привинтил их к сапогам намертво. Впрочем, в пуританской Америке этот стиль принят не был, и в 1860-х годах он уехал с гастролями в Европу.

На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.

В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию.

Но подход к соревнованиям изменился после того, как на соревнования в Санкт-Петербурге в 1890 году, посвященных 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев.

На следующий год в 1891 году в Гамбурге, состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании (победил немецкий фигурист Оскар Улиг).

Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.

Через 4 года, в 1896-ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель - Гилберт Фукс, Германская империя).

Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников, (женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет). Официальные чемпионаты мира среди женщин начались с 1924г.

Вскоре появилось и парное (смешанное) катание. Международное первенство по парному катанию впервые было разыграно в 1908г. в Санкт-Петербурге. Поначалу мировые турниры собирали всего несколько спортсменов. Но популярность фигурного катания росла, и уже в 1908 г. соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних IV олимпийских игр, проходивших в Лондоне.

Уже тогда олимпийцы соревновались на искусственном льду. Кстати, первый каток с искусственным льдом был построен в Англии в 1876 г. по проекту Д. Пиктэ.

Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 г. стали М.Сайерс (Великобритания), У.Сальхов (Швеция), Н. Панин-Коломенкин (Россия) и спортивная пара А.Хюблер - Г.Бюргер (Германия). Фигурное катание на коньках вошло и в программу VII летних олимпийских игр 1920 г., впоследствии оно было представлено на всех зимних олимпийских играх. Олимпийское первенство разыгрывалось в одиночном (мужском и женском) и парном катании.

В 1976 г. в олимпийскую программу были включены спортивные танцы на льду. Первые состязания по фигурному катанию проходили с преимуществом скандинавских и английских спортсменов, позднее стали успешно выступать фигуристы Австрии и США. В парном катании и спортивных танцах российская школа является ведущей на международной арене.


Выдающихся успехов в олимпийских соревнованиях добились Гиллис Графстрем (Швеция), завоевавший 3 золотые и 1 серебряную медаль, трехкратные олимпийские чемпионки Соня Хени (Норвегия) и Ирина Роднина и Алексей Уланов (Россия).

Фигурное катание в России

Фигурное катание в России было популярным еще со времен Петра I. Русский царь в Европу привез домой первые образцы коньков. Именно Петр придумал новый способ крепления коньков - прямо к сапогам и создал, таким образом, прамодель сегодняшнего оснащения фигуристов. Вероятно, название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой. Всплеск, интерес к фигурному катанию произошел после европейского турне американского фигуриста Джексона Гейнца . Он показал неожиданные возможности исполнения стремительнейших фигур в грациознейших движениях тела.


Историки единодушно признают его основоположником современного международного стиля фигурного катания.

Собственно русское катание зародилось в 1865 г. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповом саду на Садовой улице, который с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. Каток был самым благоустроенным в России. На нем 5 марта 1978 г. состоялось первое состязание русских фигуристов. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почетный член этого общества В.И. Срезневский.

Сам хороший спортсмен (выступал и был в числе судей на международных соревнованиях), он многое сделал для совершенствования техники и построения теории фигурного катания.

В феврале 1890 г. в честь 25-летия петербургского Юсуповского катка было решено устроить спортивное соревнование, пригласив сильнейших фигуристов Европы и Америки.

По своему составу это был фактически первый неофициальный чемпионат мира.

Из 8 участников, которые 3 дня соревновались на звание лучшего фигуриста мира, во всех разделах катания сильнейшим был А. П. Лебедев - замечательный русский спортсмен, которого в нашей стране называют «дедушкой русского фигурного катания»

В 1926 году в Ленинграде и Москве были созданы секции фигурного катания, появились новые катки. После создания отечественной Федерации фигурного катания в 1936 году регулярно стали проводиться первенства СССР.

Имена Зельдович, Богоявленского, Чернышева, Петрова, Оборина, Кузнецовой и других спортсменов были известны всей стране.

Послевоенные годы были для советского фигурного катания не самыми лучшими. Немногие могли серьезно заниматься фигурным катанием в секциях обществ "Динамо" и "Спартак". Остальные катались на дворовых катках, а еще чаще - с залитых горок на коньках, прикрученных веревками к валенкам "снегурках", и даже - на одном коньке, ведь тогда коньки были редкостью.

В 50-х гг. советские спортсмены начали выступать на международных соревнованиях. В 1956 году лучшие фигуристы страны выступили на чемпионате Европы в Париже. Первые для страны серебряные медали советские фигуристы завоевали в Братиславе в 1958 году. Но настоящим триумфом советской школы фигуристов стало олимпийское золото Белоусовой и Протопопова на IX Олимпийских играх 1964 году.

Многие из спортсменов стали тренерами, известными во всем мире. Ученики Жука, Мишина, Тарасовой, Москвиной и Чайковской выиграли львиную долю медалей на крупнейших турнирах двух последних десятилетий.


Школа отечественного фигурного катания дала миру такие имена, как: И. Роднина и А. Зайцев, Л. Пахомова и А. Горшков, Н. Линичук и Г. Карпаносов, Н. Бестемьянова и А. Букин, Е. Гордеева и С. Гриньков, Р. Костомаров и Т. Навка, Е. Бережная и А. Сихорулидзе, И. Авербух и И. Лобачева, Т. Татьмянина и М. Маринин, А. Урманов, Е. Платов, Е. Плющенко, А. Ягудин, М. Усова, О. Грищук, И. Слуцкая, М. Бутырская и другие.

На Зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 году наши фигуристы-чемпионы:


Аделина Сотникова, Евгений Плющенко, Юлия Липницкая, Татьяна Волосожар и Максим Траньков, Ксения Столбова и Фёдор Климов, Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьёв, Елена Ильиных и Никита Кацалапов.

Первоначально люди использовали коньки по аналогии с лыжами, только для перемещения не по снегу, а по льду. Однако со временем те, кто жили рядом с замерзавшими зимой водоемами, стали применять их не только для езды по скользкой поверхности, но и для исполнения красивых элементов. Прогулки на коньках из формы досуга постепенно приобретали характер состязаний.

Сначала соревновались в умении начертить на льду лезвием красивый след и рисовать фигуры. Толчком к развитию становились находки новых способов выполнять движения, позволяющие совершенствовать и усложнять это искусство.

В 1871 г. союз конькобежцев признал фигурное видом спорта. Постепенно оно становились все сложнее. Умения точно вычерчивать заявленный рисунок уже не отражало степень мастерства профессиональных фигуристов. Появлялись новые элементы, менялась система судейства. Так, отдельно стало оцениваться техническое мастерство и артистизм.

Сегодня этот вид спорта выглядит как сольное, парное или групповое выполнение элементов под музыку в соответствии с определенными требованиями. Он относится с сложнокоординационным видам, таким как гимнастика, и требует хорошей общефизической подготовки. Во время выполнения упражнений фигуристы испытывают большие нагрузки, особенно на ноги и позвоночник. При этом вид спорта является и одним из самых эстетичных. Ведущие спортсмены входят в состав национальной сборной и тренируются в олимпик-центрах.

Ключевые правила современного фигурного катания:

  • в каждом виде спортсмены исполняют короткую и произвольную программу;
  • длительность выступления регламентирована и не может быть больше или меньше установленной;
  • есть ограничения по простоте и сложности. Так, спортивные пары не могут включать в короткую программу элементы в 4 оборота. Одиночники в короткой программе не могут выполнять прыжки менее 3 оборотов вне , за исключением двойного акселя;
  • существует список элементов, которые спортсмен обязан исполнить: определенное количество прыжков, каскадов, поддержек, вращений и т.д. Последовательность при этом может быть любой;
  • требование выполнять элементы определенным образом: например, во время поддержки у спортивных пар рука партнера должна быть полностью выпрямлена, в противном случае элемент не будет засчитан;
  • возрастной порог: во взрослых соревнованиях не могут участвовать фигуристы моложе 15 лет. Происхождение этого требования связано с возможностью молодых девочек выполнять технически сложные прыжки при недостаточном уровне выразительности и зрелости катания.

Также в правилах прописаны критерии, по которым оцениваются элементы. На их основании определяются уровни, засчитываются надбавки и штрафы — за падения, некачественное исполнение и даже завершение выступления после музыки. Подробное описание этих критериев позволяет заранее просчитывать примерную стоимость программы.

Каждый год в правила вносятся корректировки. Их цель — обеспечить максимально объективную оценку выступления фигуристов и сделать программы сбалансированными по красоте и сложности. Решения принимаются на заседаниях ИСУ. На основании этой информации происходит постановка программ.

Основные элементы фигурного катания

При постановке программы фигурист должен включить в нее все обязательные элементы. Их количество четко регламентировано, судьями оценивается чистота и качество исполнения. Возрастающая конкуренция вынуждает лидеров и их тренеров постоянно придумывать новые способы выполнять и усложнять программы.

Шаги

Шагами называются все виды толчков, дуг, крюков и прочих движений, благодаря которым спортсмен перемещается по площадке. Они помогают набрать перед заходом на прыжок, связывают элементы между собой или бывают самостоятельной частью программы (дорожка шагов, твизлы). Именно шаги являются базовым элементом, с которого начинающие постигают азы фигурного катания.

Спирали

Спираль — элемент женского и парного катания, во время исполнения которого спортсмен едет на одной ноге, вторая при этом поднята вверх. Засчитывается только в случае, если колено и стопа находится выше уровня бедер. Раньше комбинация спиралей была обязательной частью программы у женщин, сейчас они отдельно не оцениваются и стали составной частью хореографической дорожки.

Вращения

Обороты на одной ноге вокруг своей оси называются вращениями. Оценивается положение тела, соблюдение центровки (спортсмен не должен перемещаться с точки начала вращения), количество оборотов и быстрота. По правилам во время вращения спортсмен должен хотя бы один раз поменять позицию или ногу, не прекращая движение. Из-за физиологических различий есть вращения, которые выполняют преимущественно девушки, например, . У спортивных пар и танцоров существуют свои виды вращения: параллельное и совместное.

Прыжки

Во время прыжка спортсмен отталкивается отрывается ото льда обеими ногами. Чтобы элемент получил оценку, необходимо сделать несколько оборотов вокруг себя. Прыжки делятся на реберные ( , ) и зубцовые ( , флип). Последовательность из двух или трех прыжков подряд называется каскадом. Этот элемент очень травмоопасен и для успешного выполнения требует хорошей подготовленности спортсмена.

При оценивании элемента учитывается заход, положение тела в воздухе, приземление и выезд. В парном катании важным требованием является синхронность. В танцах прыжки запрещены.

Некоторые прыжки не оцениваются, а служат связками между элементами или частью хореографической дорожки: ойлер, прыжок во , прыжок-шпагат.

Одежда и снаряжение для фигурного катания

По правилам костюм фигуриста должен отражать характер музыки. Кроме того, к одежде предъявляются утилитарные требования: она должна быть удобной, прочной и не стеснять движений. Все декоративные элементы необходимо надежно закреплять — падение небольшой блестки на лед чревато травмами и карается снятием балла.

Главный атрибут фигуриста — . Топовые спортсмены нередко делают их на заказ, по слепку ноги.

Ледовая арена

Тренировки и соревнования проходят на крытых катках. Основание заливают искусственным льдом. При этом требуется поддержание определенной температуры поверхности. Единого регламента по размерам площадки нет, но углы ее должны быть закруглены. Североамериканские катки традиционно меньше европейских и азиатских. Олимпийский каток должен быть 60*30 м.

Судейство

Современная система судейства появилась в начале XXI в. Ее возникновение связано с судейским скандалом на зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк Сити. Подозрение в пристрастности арбитра привело к вручению второго комплекта золотых медалей и кардинальной смене системы выставления баллов. Новый проект был подготовлен очень быстро, и уже через четыре года, на Олимпиаде в Турине, выступления оценивались по обновленной системе. Главным ее отличием стало определение стоимости каждого технического элемента. Также она расшифровывает составляющие выступления, которые раньше обозначались термином «артистизм».

Выступление оценивают две бригады арбитров. Первая выставляет баллы за техническое исполнение обязательных элементов. В этой бригаде три человека, решающим является слово технического контролера. Судьи определяют выполненные элементы и оценивают их класс. С сезона 20018/2019 базовые оценки могут варьироваться от плюс пяти до минус пяти. Это дает преимущество тем, кто исполняет программу чище.

Вторая группа судей оценивает эстетическую составляющую и владение . Оценка за компоненты складывается из пяти критериев: качество скольжения, связки между элементами, артистизм, постановка программы и хореография. Эта оценка показывает, насколько красиво и гармонично смотрится программа в целом.

Итоговый результат определяется по сумме баллов за две программы.

Соревнования по фигурному катанию

Сезон у фигуристов начинается в сентябре (у юниоров — в августе) и продолжаются до марта.

Расписание составляется таким образом, чтобы спортсмены могли выходить на пик формы к главным стартам. Открывают сезон в сентябре турниры категории Б. Первые крупные старты приходятся на середину октября, когда начинается серия Гран-при. Состоит она из 6 этапов, проходит раз в неделю в 6 странах. На них заявляется по 12 одиночников, 8 спортивных и 10 танцевальных пар. Каждый участник может выбрать не более 2 этапов, места предоставляются согласно рейтингу ИСУ. Параллельно с этапами Гран-при продолжаются турниры категории Б.

Занятые места приносят спортсменам определенное количество баллов: 15 за 1 место, 13 за 2 и т.д. Лидеры, набравшие больше всего баллов, получают право выступить на Финале Гран-при. Всего этой чести удостаиваются по 6 представителей в каждом виде. Финал проходит через 2 недели по окончании последнего этапа.

После зарубежных соревнований наступает время национальных чемпионатов. Во многих странах они этапы являются главным критерием отбора на главные старты второй половины сезона — континентальные первенства и чемпионат мира. От обязанности участвовать в них могут освободить лишь безусловных лидеров, остальным спортсменам придется доказывать право представлять страну.

В январе приходит черед континентальных первенств: европейского чемпионата и Чемпионата четырех континентов. В последнем участвуют фигуристы Америки, Азии, Африки и Австралии. Максимальная квота от одной страны — 3 участника. Распределяется она в соответствии с местами, занятыми фигуристами на предыдущем соревновании. Для максимального представительства необходимо, чтобы сумма мест, занятых двумя лучшими участниками, не превышала числа 13 (например, 3 место и 10, 5 и 8 и т.д.).

Завершает сезон чемпионат мира, который проходит в марте. В некоторые годы между континентальными и мировыми первенствами проходят Олимпийские игры либо Универсиада. Раз в 2 года после окончания личного турнира проходит командный чемпионат мира.

Несколько интересных и занимательных фактов о фигурном катании:

  • Олимпийские соревнования по фигурному катанию впервые прошли во время Летней Олимпиады 1908 г. Чемпионом стал спортсмен из Российской Империи Николай Панин-Коломенкин.
  • Иногда страны, получившие право послать на континентальные первенства или чемпионат мира по два представителя, ограничиваются одним. Связано это с низким уровнем развития спорта в стране. Для попадания на главные старты требуется предварительно набрать технический минимум на других соревнованиях, но не все могут с этим справиться.
  • Танцы на льду — единственный вид, где существует «потолок» набранных баллов. Одиночники и пары теоретически могут повышать оценки до бесконечности за счет усложнения контента.
  • Олимпийский чемпион и четырехкратный чемпион мира Алексей Ягудин ни разу не выигрывал национальное первенство.
  • Обычно будущие звезды начинают заниматься в раннем возрасте 4-5 лет по инициативе родителей. Однако есть исключения. Популярный американский фигурист Джонни Вейр пришел на каток только в 11, увидев по телевизору выступление олимпийской чемпионки Оксаны Баюл.
  • Несмотря на то, что сложность выступлений на международных соревнованиях превосходит ту, которую зрители видят на коммерческих турнирах и шоу, именно участники последних называются профессионалами. Соревновательный же спорт носит название любительского.

Фигурное катание считается сложнокоординационным видом спорта и включает в себя определенные дисциплины:

  • мужское и женское одиночное фигурное катание;
  • парное фигурное катание;
  • спортивные танцы;
  • синхронное фигурное катание.

Мужское и женское одиночное катание демонстрирует владение спортсменами всеми группами элементов — шагами, прыжками, вращениями и спиралями. Для оценки смотрят на качество и сложность выполняемых элементов, пластичность, артистизм и связь движений фигуриста с музыкой.

В парном катании важно продемонстрировать единство и синхронность действия двух партнёров. В отличие от одиночного катания, здесь присутствуют также поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения.

В спортивных танцах на льду также выступает пара, мужчина и женщина. Эта дисциплина основана на сложных шагах и вращениях, но поддержки выше плеч, прыжки и другие «акробатические» элементы здесь под запретом.

В танцах на льду большое значение придаётся плавности движений и внешнему виду спортсменов, тщательно прорабатывается эстетический образ партнёров по танцу, музыкальное сопровождение.

Важными для спортсменов по танцам на льду является «хореографичность» и артистизм. Это связано с тем, что, помимо уверенного владения техникой, требуется продемонстрировать целостное музыкальное представление, которое будет оценено судьями.

Ритмы и темы для танцев на льду определяются ежегодно Техническим комитетом по танцам на льду. Предполагается использование спортсменами предписанных элементов из следующих: танцевальные поддержки, вращения, серии твизлов, дорожки шагов.

Четвертая дисциплина — это синхронное фигурное катание , которое предполагает участие от 16 до 20 фигуристов (не важно, мужчин или женщин). Специфика этой дисциплины состоит в наличии таких обязательных элементов, как круг, линия, колесо, пересечения и блоки. Интересно, что синхронное катание на коньках не входит в олимпийскую программу соревнований — по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира.

К слову, считается, что ставшие популярными в последнее время различные ледовые шоу на ТВ частично изменили восприятие понятия танцев на льду, да и термина «фигурное катание» в целом. Большинство зрителей, увлеченных зрелищными шоу, стали ассоциировать происходящее на экране с фигурным катанием как видом спорта. На самом деле выполняемые участниками шоу номера даже с натяжкой нельзя назвать в полной мере спортивными танцами на льду. Как известно, в подобных постановках участвуют не только профессиональные фигуристы, но и приглашенные «звезды» (актеры, певцы, телеведущие и т.д.), и поэтому программа катания имеет, безусловно, облегченный вариант.

Кроме того, существует еще одно разграничение: в основных турнирах, которые проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (чемпионаты мира, Европы, Олимпийские игры), принимают участие спортсмены-любители. В телепроектах и постановочных шоу, наподобие «Ледникового периода», участвуют профессиональные фигуристы, которые получают за свою работу гонорары и заниматься любительским спортом не должны.

Что входит в программу соревнований по каждой из дисциплин?

Для крупных международных соревнований обязательными для исполнения по всем дисциплинам фигурного катания являются короткий и произвольный танцы.

Короткий танец объединил в себе элементы существовавших ранее обязательного и оригинального танцев. Длительность программы — около 3 минут. Сущность танца — в представлении спортсменами единой завершённой композиции с установленным ритмом, предписанными элементами и определённым видом музыки.

Произвольный танец — это заключительный этап соревнований продолжительностью 4 минуты. Спортсмены с помощью тренера самостоятельно подбирают ритм, тему программы, музыку и антураж.

Существует также т. н. паттерн-танец, он исключён из крупных чемпионатов и Олимпийских игр, но может быть исполнен на соревнованиях более локального уровня. Паттерн-танец раньше назывался обязательным танцем — до сезона 2010-2011 обязательный танец являлся первым этапом соревнований в танцах на льду.

Как работает современная система оценок?

Раньше в фигурном катании действовала так называемая «система 6.0» (ее иногда называют «старой системой»), но в 2005 году ей на смену пришла новая система судейства. Разобраться в отличиях и тонкостях сложно, но возможно.

Что было раньше? В рамках 6-бальной системы давались 2 общие оценки (техническая и за «представление программы»), и эти оценки носили относительный характер, а не абсолютный. Судьи решали, какие элементы из заявленных выполнены, «предписывали» штрафы за те или иные ошибки, но теперь считается, что в процессе судейства они по сути сравнивали сложности программ нескольких спортсменов, то есть величина оценки зависела не только от проката конкретного участника, но и от уровня его конкурентов.

Для чего ввели новую систему? Чтобы попрощаться с принципом сравнения программ и добиться абсолютной оценки. И чтобы проще было вычислить «предвзятого» судью.

Теперь оцениваются технические элементы и «компоненты программы». Что же изменилось? Начнем с технических элементов.

В Новой системе есть важные основополагающие документы — это таблицы стоимости элементов . В этих таблицах изначально и четко определено, сколько баллов спортсмен получает за исполнение каждого элемента своей программы. И эта ценность элемента — величина постоянная , она не подлежит изменению как минимум в течение одного сезона.

Имея перед собой таблицы, судьи определяют уже только уровень исполнения (от −3 до +3). Таким образом, базовая стоимость элементов четко определяет, сколько они «стоят» при нормальном исполнении, а дальше схема проста: если судьям очень понравится исполнение, они добавляют баллы, если же элемент выполнен с ошибкой, баллы могут снять.

Очень важный момент: предельно допустимое количество различных элементов в программе строго регламентируется (это делается для того, чтобы в рамках Новой системы можно было адекватно сравнивать одного фигуриста с другим).

Но несмотря на это, так или иначе у каждого фигуриста все равно есть своя потенциальная «база» : ведь перед выступлениями на турнирах спортсмены и их тренеры заранее подают своего рода «заявки» (относительного того, какие элементы будут в его программе), а судьи ходят на официальные тренировки и могут наблюдать. Поэтому, строго говоря, если спортсмен «умеет» выполнять некий набор элементов, то сумма его базовых оценок изначально потенциально выше.

Но суть остается неизменной: даже если 2 спортсмена выполнили одни и те же элементы, базовая стоимость будет одинаковой, а вот разница в количестве баллов уже будет зависеть от качества выполнения элементов.

При этом отметим еще 2 важных момента: если изначально спортсмен заявлял, к примеру, двойной тулуп, а прыгнул тройной, — оценку ему поставят все-таки за тройной. Кроме того, если во времена «системы 6.0» выполненный с ошибкой элемент (например, прыжок с приземлением на 2 ноги) не засчитывался, то по Новой системе засчитываются все элементы, просто они сначала получают свою базовую стоимость, из которой потом вычитаются штрафы за качество исполнения. По мнению разработчиков системы, такая процедура обеспечивает соблюдение справедливости и непредвзятость при оценивании.

Конечно, у системы есть свои подводные камни. Так, у любителей фигурного катания свежа в памяти ситуация 2010 года, когда на Олимпиаде в Ванкувере Евгений Плющенко уступил «золото» американцу Эвану Лайсачеку. Соль ситуации в том, что последний не включил в свою программу четверной тулуп, в то время как Плющенко исполнил сочетание четверного и тройного тулупа; то есть Лайсачек набрал баллы за счет качественного выполнения менее сложных элементов. Тогда многие зрители и эксперты с досадой сетовали на то, что фигурист с простой программой, не включивший в нее более сложные элементы, теоретически способен победить соперника, владеющего более рискованным «инструментарием».







Но вот то, что произошло дальше, вызывает вопросы и по сей день. Перед Олимпиадой Евгений перенес операцию на позвоночнике, но от участия в Играх не отказался. Почему Федерация не проявила характер – остается загадкой. В итоге, на разминке перед стартом личного турнира среди мужчин Евгений Плющенко не может выполнить прыжок и отказывается от участия в соревнованиях в связи с травмой. Через несколько дней фигурист заявляет о завершении спортивной карьеры, а сборная России остается без представителя в турнире одиночников.

Что касается второго параметра, оценок за компоненты программы, то они выставляются с целью оценить качество скольжения, хореографии и связности программы и т.д. (составляющих — 5). По сути своей это аналог «представления программы» (или «артистизма») старой системы.

Но знатоки этого вида спорта на специализированных форумах отмечают, что в целом заставить «работать» вторую оценку пока не удалось.

Все оценки судей отмечаются в специальных протоколах проката программ.

Что касается схемы определения победителя, то происходит все следующим образом: участники выполняют короткую программу, а затем 24 лучших спортсмена по итогам данной программы выполняют уже произвольную. Результат турнира определяется суммированием баллов за обе программы.

Какова история появления фигурного катания?

Катание на коньках было знакомо людям с древних времён: археологи находили костяные прототипы коньков, сделанные из костей животных, датированные II-I веками до нашей эры. Древним людям такие коньки могли дать преимущество в скорости, однако о фигурном катании тогда речь не шла.

В Голландии в XII-XIV веках нашей эры начали появляться первые железные коньки, которые позволяли катающемуся вычерчивать на льду более или менее изящные пируэты.

В Англии XVIII века появились первые любительские клубы по катанию на коньках, там же был разработан перечень обязательных для исполнения фигуристами фигур и первые правила соревнований.

Из Европы новый вид спорта распространился по всему миру. Создавались свои школы фигурного катания, разрабатывались новые модели коньков, совершенствовалась техническая сторона исполнения элементов катания.

Как вид спорта фигурное катание было официально признано на I Конгрессе конькобежцев в 1871 году. На следующий год в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию среди мужчин.

В России фигурное катание появилось благодаря Петру I , который привёз образцы коньков после путешествия по Европе. В 1865 году в Юсуповском саду на садовой улице был открыт общественный каток, где начали готовить фигуристов. Там же прошло первое состязание русских фигуристов в марте 1878 года. С тех пор русские спортсмены создали свою школу фигурного катания, которая признаётся одной из сильнейших во всём мире.

С 1924 года фигурное катание включено в официальную программу зимних Олимпийских игр. Начиная с 1986 года под эгидой Международного союза конькобежцев (ISU) проходят такие международные соревнования, как чемпионаты мира и Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие соревнования.

Танцы на льду как таковые впервые появились в Англии в конце 1940-х годов. Тогда конькобежцы попробовали импровизировать на коньках под музыку.

В официальную программу чемпионатов Европы и мира спортивные танцы были включены в 1952 году, причём в течение десяти лет на крупных соревнованиях по этой дисциплине побеждали в основном английские фигуристы. Только в 1962 году их на пьедестале сменили представители Чехословакии — Ева Романова и Павел Роман .

В 1976 году спортивные танцы стали частью программы XII зимних Олимпийских игр. Золото взяли советские фигуристы Александр Горшков и Людмила Пахомова .

Список обязательных элементов для спортивных танцев появился только в 1999 году. Тогда соревнования по танцам на льду были троеборьем и включали в себя обязательный, оригинальный и произвольный танцы. За каждый танец судьи присуждали оценки отдельно, и по сумме баллов в конце определялись места в турнирной таблице. Однако начиная с сезона 2010-2011 крупные турниры по спортивным танцам на льду должны состоять из двух обязательных этапов: короткого и произвольного танцев.

История фигурного катания насчитывает много веков .

Суть данного вида спорта состоит в передвижении спортсмена или пары спортсменов по льду и выполнении различных элементов , показывающих ловкость и грацию фигуристов.

И хотя первые официальные соревнования по фигурному катанию прошли в позапрошлом веке , историческая наука находит множество куда более ранних свидетельств использования коньков в спортивных целях.

История возникновения фигурного катания

Первые приспособления для передвижения по льду были изобретены во времена бронзового века (IV—I тысячелетия до нашей эры) . Они изготавливались из костей животных, а точнее — из фаланг. Подобные изделия обнаруживают в ходе раскопок во многих местах Европы , в том числе и на Украине , в районе Одессы, там, где обитал кочевой народ киммерийцев.

Фото 1. Первый прототип коньков, изготовленный из кости животного. Изделия фиксируются на обуви при помощи ремешков.

Едва ли такие костяные «коньки» подходили для исполнения элементов во время спортивных состязаний, но они однозначно давали преимущество первобытным людям при передвижении по льду.

Сколько лет данному виду спорта? Зарождение в Европе в XVI—XIX веках

Зарождение этого вида спорта связывают с моментом, когда коньки стали изготавливать не из кости, а из металла. Поначалу их делали из железа или бронзы, а затем — из стали. Впервые такие изделия выпустили в Голландии в двенадцатом веке. Там во время катания на коньках люди передвигались по льду, вычерчивая на нём различные фигуры и сохраняя при этом равновесие и красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в Британской Империи в середине XVII века (Эдинбург, 1742 год) . Там были разработаны правила соревнований, опубликованы списки обязательных для исполнения фигур, согласованы нормативы. В 1772 году Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» , в котором описал все известные на тот момент фигуры.

Появление в США и Канаде

Из Европы фигурное катание быстро пришло на американский континент.

В США и Канаде создавались многочисленные клубы фигуристов , проектировались новые модели коньков, развивались новые стили и направления.

В XIX веке уже были известны почти все современные приёмы и технические аспекты, о чём свидетельствует литература, выпущенная в тот период (Д. Андерсон, «Искусство катания на коньках» ).

В те времена катание было неторопливым и медленным. Житель США Джексон Гейнц объединил чопорный английский стиль с танцевальными элементами, добавил музыку и разнообразные «волчки». Пуританской Америке такое изобретение пришлось не по вкусу, но Гейнц получил популярность в Европе. Коньки, крепящиеся ремнями к обуви, не выдерживали интенсивных нагрузок, и американец впервые соединил обувь и коньки в одно изделие.

Первые чемпионаты, участие женщин и мужчин

Признание фигурного катания как вида спорта произошло в 1871 году в ходе Конгресса конькобежцев.

В 1882 году в Вене прошли первые соревнования. Но по заметкам очевидцев в состязании приняли участие всего лишь несколько спортсменов.

В 1890 году в Санкт-Петербург в честь 25-летия катка в Юсуповском саду были приглашены лучшие фигуристы со всего мира: из США, Австрии, Германии, Швеции, Голландии и других стран.

Соревнование получило статус «неофициального чемпионата мира». Победителем во всех дисциплинах стал член Петербургского общества любителей бега на коньках Алексей Лебедев.

В 1891 году состоялся первый чемпионат Европы по фигурному катанию, где победителем оказался немецкий спортсмен Оскар Улиг.

В 1892 был создан Международный союз конькобежцев.

Через четыре года после создания этой организации в Санкт-Петербурге прошёл первый чемпионат мира по фигурному катанию. В 1903 году в честь 200-летия города Петербургу было предоставлено право вновь принять чемпионат мира, на котором победителем оказался швед Ульрих Сальхов.

Поначалу соревнования проходили лишь среди мужчин, женщины на чемпионаты не допускались. Но в 1901 под давлением общественности было позволено участвовать в мужских соревнованиях женщине: англичанке Медж Сайерс.

Справка. Неизвестно, кто усовершенствовал конструкцию коньков так, чтобы у них был зубец.

Вам также будет интересно:

Дальнейшее развитие: прыжки, парное катание

В 1906 году в Давосе прошёл первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц. Выполнять им приходилось те же фигуры, что и мужчинам.

Важно! Парное фигурное катание было официально включено в список видов спорта в 1897 году, но первые официальные соревнования по нему прошли лишь в 1908 году в Санкт-Петербурге. Первыми чемпионами в парном катании были немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер.

Наиболее титулованным фигуристом первого десятилетия XX века была Соня Хени из Норвегии. Её произвольные программы были очень сложными и напоминали балет. Она выиграла десять чемпионатов и три Олимпиады.

Фото 2. Выступление норвежской фигуристки Сони Хени. Она одна из первых женщин в данном виде спорта.

В 20-е—30-е годы в парном катании шла борьба между школами «трюкистов» и «антитрюкистов» . Первые поражали публику разнообразными поддержками, не требующими от женщины развитых навыков фигурного катания. Вторые настаивали на том, чтобы фигуристы в паре не отставали друг от друга в мастерстве. В конечном счёте победила школа «антитрюкистов».

В довоенное время прыжки считались высшим пилотажем. Самые титулованные спортсмены совершали не более двух-трёх прыжков за время выступления. Революцию в этом направлении произвёл Дик Баттон, который на чемпионате 1948 года представил произвольную программу с большим количеством прыжков, в том числе и с двойным акселем.

Спортивные танцы на льду как отдельная дисциплина возникли в 1930-е годы. Сначала они были признаны в Великобритании, а затем, в 1952 году , были включены в программу всех мировых чемпионатов. Частью зимних Олимпийских игр танцы на льду стали с 1976 года.

Расцвет

В 1960-е годы революцию в танцах на льду совершили чехи Ева Романова и Павел Роман .

Они танцевали не под классическую музыку, а под горячие латиноамериканские мотивы.

Хотя часть общественности была возмущена, паре удалось отстоять свои взгляды, фигуристы стали 4-кратными чемпионами мира.

Важно! В 1961 в ходе авиакатастрофы погибла вся сборная США. Это на долгое время положило конец доминированию американцев в фигурном катании.

Появление телевидения внесло свои коррективы в фигурное катание. Для телезрителей обязательная программа выглядела неинтересной, их внимание больше привлекала произвольная программа . Любимцы публики, хорошо выступавшие в произвольных танцах, проигрывали профессионалам, делавшим упор на обязательную программу. В 1968 году была предпринята мера: стоимость обязательных фигур снизили с 60 до 50% . Позднее добавили ещё одну короткую произвольную программу, дававшую 20%.

Справка. В эпоху расцвета фигурного катания очень быстро повышалась сложность программ. Тройные прыжки и выбросы стали стандартными приёмами. В 1988 Курту Браунингу был засчитан первый четверной прыжок — тулуп.

Во второй половине века в женском катании доминировала школа Ютты Миллер, открывшая миру таких спортсменок, как Зайферт и Витт. В парном катании на пьедестале закрепились представители СССР: Белоусова — Протопопов, Гордеева — Гриньков и другие пары завоёвывали золотые и серебряные медали. В начале 90-х в мужском одиночном катании доминировали вновь американские спортсмены.

Современность

Все более растущая конкуренция между спортсменами приводила к тому, что часто победитель субъективно выбирался одним или двумя судьями.

Такая ситуация предрасполагает к заговорам. Один из заговоров был раскрыт на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити (2002) . Это привело к появлению новой судейской системы: с одной стороны, программы стали более насыщенными техническими элементами, с другой стороны, в выступлениях стало меньше театральности и проявлений творческого начала.

В мужском одиночном катании первые места завоёвывал Евгений Плющенко , на Олимпиаде 2010 года победил американец Эван Лайсачек , в женском катании — Ирина Слуцкая .

Внимание! Фигурное катание на мировом уровне все ещё сохраняет любительский статус. Участие профессионалов на Олимпийских играх и чемпионатах мира запрещено.

История в СССР и России, особенности женского катания

Фигурное катание известно в России со времён Петра I. Царь привёз в страну из Европы первые модели коньков, которые он крепил прямо к сапогам.

Первым учебником для фигуристов были вышедшие в 1838 году «Зимние забавы и искусство бега на коньках» (автор Г. М. Паули, учитель гимнастики).

Как вид спорта русское фигурное катание зародилось в 1865 году. В этом же году был открыт каток в Юсуповском саду. Он был самым благоустроенным в России и сразу стал центром подготовки фигуристов. 5 марта 1878 года на нем состоялось первое в стране состязание фигуристов. К 1881 году Общество любителей бега на коньках насчитывало 30 человек.

После революции фигурное катание начало вновь набирать популярность, но поначалу это происходило в изоляции от остального мира.

В 1924 году прошёл первый чемпионат СССР, где победителями оказались Александра Быковская и Юрий Зельдович.

В 1930—1940-е годы в СССР выступали выдающиеся пары: Новожилова — Гандельсман (победили на чемпионатах 1937 и 1939 ) и Быковская — Зельдович (победили на чемпионатах 1941, 1952 и др.).

60-е годы ознаменовались выходом советского фигурного катания из международной изоляции. На мировой арене первой из отечественных спортсменов выступила пара Белоусова — Протопопов. Вся вторая половина века прошла под знаком доминирования СССР и России в парном катании.

На всех олимпиадах с 1964 до 2006 года российские спортсмены получали «золото» в этой дисциплине. Но в женском катании советские фигуристы были не так сильны, не было выиграно ни одной золотой медали за 1960—1990-е годы . В постсоветской России на женском чемпионате мира победили Мария Бутырская и Ирина Слуцкая.

К концу 2000-х годов Россия начала сдавать позиции, проигрывая Китаю и Японии. Олимпиада 2010 года была позорно проиграна. Но впоследствии оказалось, что это была лишь временная неудача, связанная с перестановкой кадров. На Олимпиаде 2014 заветное золото в женском катании завоёвано Аделиной Сотниковой.

Фото 3. Выступление Аделины Сотниковой на Олимпиаде в 2014 году. Спортсменка завоевала золото.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается об истории развития одиночного фигурного катания в СССР.

Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н.э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы , а самые древние «коньки » были обнаружены на берегу Южного Буга

Изобретение коньков (доисторические времена)

Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н.э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Подобные находки встречаются во многих странах Европы , а самые древние « коньки » были обнаружены на берегу Южного Буга недалеко от Одессы. Даже столь примитивные конструкции давали путешественнику или охотнику выигрыш в скорости, но для фигурной езды ещё не годились.

Зарождение (XVI—XIX век)

Рождение фигурного катания как вида спорта связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа , а не из кости . По данным исследований, впервые это произошло в Голландии , в XII — XIV веке . Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований. Лейтенант артиллерии Роберт Джоунз издал «Трактат о катании на коньках» ( 1772 г.), в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны .

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду , где получило огромное развитие. Здесь были созданы многочисленные клубы фигуристов, разрабатывались новые модели коньков, создавалась своя школа техники. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения, о чем свидетельствуют книги «Искусство катания на коньках» Д. Андерсона, президента клуба конькобежцев города Глазго , и труд X. Вандервела и Т. Максвелла Уитмана из Лондона . Эти книги содержат описания всех восьмёрок, троек, крюков и других простейших манёвров фигурного катания.

В то время фигурное катание выполнялось в чопорном «английском» стиле. Американец Джексон Хейнз (в другой транскрипции Гейнц; 1840 — 1875 ), танцор и конькобежец, объединил то и другое и получил свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и « волчки » на льду. Коньки, прикреплявшиеся ремнями к обуви, не выдерживали таких нагрузок, тогда он — одним из первых — привинтил их к сапогам намертво. Впрочем, в пуританской Америке этот стиль принят не был, и в 60-х годах XIX века он уехал с гастролями в Европу. Гастроли прошли «на ура», Николай Александрович Панин-Коломенкин писал:

Первые чемпионаты (конец XIX века)

На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.

В 1882 году в Вене состоялись первые в Европе официальные соревнования по фигурному катанию. Правда первоначально, как отмечает Мишин А. Н., «это были своего рода кулуарные соревнования», так как в них принимало участие всего несколько спортсменов.

Но подход к соревнованиям изменился после того, как на соревнования в Санкт-Петербург в 1890 году, посвященные 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. В Санкт-Петербург приехали: чемпион США Л. Рубен-стейн, чемпион Германии Ф. Кайзер, лучшие фигуристы Швеции, Австрии, Финляндии, Англии, Голландии, Швеции, Норвегии. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний во всех видах программы стал почетный член «Петербургского общества любителей бега на коньках» Алексей Павлович Лебедев .

На следующий год в 1891 году в Гамбурге , состоялся первый чемпионат Европы в мужском одиночном катании (победил немецкий фигурист Оскар Улиг ).

Но демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев (ISU), который должен был руководить организацией международных соревнований.

Через 4 года, в 1896 -ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель — Гилберт Фукс , Германская империя ). В 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга «Петербургскому обществу любителей бега на коньках» было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место — швед Ульрих Сальхов , 2-е — Николай Панин-Коломенкин ).

Достоверно неизвестно, кто впервые снабдил фигурные коньки зубцом. Коньки Хейнза имели закруглённый носок (подобные коньки были известны в СССР под названием «снегурки»), у Сальхова зубец был, а в коньках системы Панина был острый упор, напоминающий иглу циркуля.

Первые соревнования по фигурному катанию проходили только среди мужчин-одиночников , женщины-фигуристки получили возможность участвовать в чемпионатах мира лишь через 10 лет. Правда, в 1901 году, под давлением общественности, ИСУ в виде исключения позволил участвовать в мужских соревнованиях женщине — англичанке Медж Сайерс .

Развитие (1900—1960)

Официально первый чемпионат мира среди женщин-одиночниц прошёл в конце января 1906 года в Давосе (Швейцария ). Обязательные фигуры у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой художественностью, пластикой и музыкальностью движений.

Очевидно, парное фигурное катание появилось сразу же после того, как Хейнз продемонстрировал, как можно танцевать на льду; уже в 1897 году оно было кодифицировано как вид спорта. Но официально первые соревнования прошли только в 1908 году в Санкт-Петербурге . Немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер вошли в историю как первые олимпийские чемпионы в парном катании.

Наиболее титулованный из довоенных фигуристов — одиночница Соня Хени (Норвегия). Блестяще обученная и как конькобежка, и как танцовщица, Соня подняла женское катание на новую высоту — её произвольные программы на то время были недосягаемо сложными, похожими скорее на балет . Не удивительно, что она выиграла десять чемпионатов мира и три олимпиады, прежде чем уйти в профессионалы. Из мужчин наибольших высот добился австриец Карл Шефер .

В парном же катании в 1920—30-е годы велась борьба «трюкистов» и «антитрюкистов». Первые поначалу выделялись эффектными, хоть и не сложными в исполнении, поддержками , не требующими от женщины особого умения кататься на коньках, вторые — слаженной ездой обоих партнёров. В конце концов ведущее место заняли «антитрюкисты».

До войны прыжки считались «высшим пилотажем», доступным не всем. Даже фигуристы мирового класса обходились двумя-тремя прыжками на программу. В 1948 году Дик Баттон совершил революцию, представив произвольную программу, насыщенную прыжками, включая двойной аксель. С тех пор прыжки прочно обосновались в арсенале фигуристов.

Спортивные танцы на льду возникли в 1930-е годы в Великобритании, а затем получили распространение во всём мире. В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы . В течение первых 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В программу зимних Олимпийских игр танцы на льду были включены с 1976 года .

Расцвет (1960—2000)

В 1961 году случилась трагедия: вся сборная США погибла в авиакатастрофе . Это положило конец доминированию США в фигурном катании.

Революцию в танцах на льду совершили брат и сестра чехи Ева Романова и Павел Роман . Они предпочитали танцевать под бурные латиноамериканские ритмы; их постановки на то время звучали вызывающе, но они сумели отстоять свои творческие взгляды, став 4-кратными чемпионами мира ( 1962 — 1965 ).

С появлением телевидения возник такой парадокс. Обязательные фигуры были крайне скучной дисциплиной, телевизионщики предпочитали показывать произвольную программу . Нередко встречалась ситуация: фигурист получал огромный отрыв на обязательных фигурах (которые давали 60% очков), откатывал невзрачную произвольную программу и становился победителем, обходя «любимцев публики» (этим известна, например, Беатрис Шуба ). В 1968 году произошёл первый шаг: стоимость обязательных фигур снизили до 50%. В 1972 году добавилась короткая программа , дававшая 20%. К 1990 году обязательные фигуры, короткая программа и произвольная программа оценивались уже как 20:30:50. С 1991 года обязательные фигуры упразднили окончательно.

Сложность программ повышалась стремительно: Белоусова и Протопопов продемонстрировали новые варианты тодеса ; Роднина с Улановым — необычные комбинации прыжков. Стандартным приёмом стали тройные прыжки и выбросы . В 1988 году Курту Браунингу был засчитан первый четверной прыжок — тулуп .

Практически весь пьедестал почёта в парном катании был занят СССР и Россией: Белоусова — Протопопов , Роднина — Уланов / Зайцев , Валова — Васильев , Гордеева —Гриньков , Бережная —Сихарулидзе … В танцах также СССР не было равных: пары Пахомова — Горшков , Линичук —Карпоносов и Бестемьянова — Букин принесли советской стране много первых мест.

В женском катании «правила бал» школа Ютты Мюллер (ГДР ), давшая таких спортсменок, как Зайферт , Пётч и Витт . В 1990-е на время вернули свои позиции США . Больше всего чемпионских титулов среди мужчин было за США и Канадой: Хамильтон , Орсер , Бойтано , Браунинг , Стойко . В постсоветские годы успех пришёл к тренеру Алексею Мишину , подготовившему таких спортсменов, как Урманов , Ягудин и Плющенко .

Современность (2000 — настоящее время)

По мнению арбитра С. Бьянкетти , время таких программ, как « Чаплин » Бережной —Сихарулидзе , к сожалению, прошло.

Фигурное катание граничит с искусством и поэтому в принципе не может иметь каких-либо объективных показателей, «кто лучше». Когда силы спортсменов близки, часто судьба медали определяется субъективным решением одного-двух судей. В такой ситуации нередки сговоры. Один из них был раскрыт на Зимних Олимпийских играх 2002 (Солт-Лейк-Сити ). Это стало толчком к появлению Новой судейской системы . Эффект оказался двояким: с одной стороны, был положен конец « подсечкам » через весь каток; даже короткие перебежки спортсмен старается превращать в маленькую дорожку шагов . С другой — исчезла театральность, программы разных участников стали всё больше похожи друг на друга: спортсмены предпочитают выполнять не красивые и необычные фигуры, а те, за которые дают больше очков.

Хотя в Новой системе оценок существуют неофициальные рекорды , большого смысла они не имеют: все 2000-е годы система отрабатывалась и балансировалась .

В мужском катании первые места занимали Евгений Плющенко , Стефан Ламбьель и Бриан Жубер . На олимпиаде-2010 сенсационно выиграл американец Эван Лайсачек . В женском — Ирина Слуцкая , Мики Андо , Ким Ён А и Мао Асада . В парном катании заслуженные победы получала пара Тотьмянина — Маринин ; также можно отметить китайцев Пан Цин — Тун Цзянь , Шэнь Сюэ —Чжао Хунбо и интернациональную пару Савченко —Шолковы . Наиболее титулованная из танцевальных пар последнего времени — Навка — Костомаров .

Несмотря на то, что сегодня большая часть видов спорта профессионализовалась , ИСУ всё ещё сохраняет любительский статус соревновательного катания. В чемпионат мира и Олимпийские игры профессионалам вход запрещён. В 2010 году Плющенко был дисквалифицирован за профессионализм.


Ситуация в СССР и России

Фигурное катание в России было известно ещё с времён Петра I . Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М.Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году . Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 году в состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вячеслав Измайлович Срезневский.

Когда закончилась революционная разруха, фигурное катание снова начало набирать силу — правда, в изоляции от остального мира. В 1924 на первом чемпионате СССР выиграли Александра Быковская и Юрий Зельдович , затем соревнования пар на чемпионатах проводились с перерывами, однако большое развитие советская школа получила после появления двух выдающихся пар: Раиса Новожилова — Борис Гандельсман (выигрывали чемпионат СССР в том числе в 1937 и 1939) и Татьяна Гранаткина (Толмачева) — Александр Толмачев (по разным данным, возможно, в 1937-38, 1941, 1945-52).

В 1960-е годы — после полувекового перерыва — Россия снова появилась на мировой арене. Первыми вписали свои имена в анналы истории Людмила Белоусова и Олег Протопопов . Впрочем, советские книги предпочитают умалчивать об их заслугах — в 1979 году они стали « невозвращенцами ». Ирина Роднина (с двумя разными партнёрами) повторила достижение Хени , став 10-кратной чемпионкой мира и 3-кратной олимпийской чемпионкой.

Конец XX века прошёл под полным доминированием СССР и России в фигурном катании. В парном катании Россия вообще была вне конкуренции, получив «золото» во всех Олимпийских играх с 1964 до 2006 г. Впрочем, имея огромное преимущество над остальными в парном и танцевальном катании и сильных мужчин, СССР так и не выиграл ни одной золотой медали в женском катании. Ближе всех пришла к заветному титулу Кира Иванова (серебро в чемпионате мира, бронза на Олимпийских играх). Уже в постсоветской России женский чемпионат мира выиграли Синхронное фигурное катание — новейшая дисциплина фигурного катания. В современном виде синхронное катание появилось в 60-х годах в США, хотя идея группового катания появилась намного раньше. Например, в России соревнования по групповому катанию на коньках (пары, четверки, восьмерки) проводились еще в середине 20х гг. прошлого столетия , но тогда данный вид популярности не получил. В США этот вид стал развиваться как развлечение зрителей в перерывах хоккейных матчей. Оказалось, что синхронное катание — очень яркий и интересный вид спорта.

Первые официальные соревнования по синхронному фигурному катанию прошли в 1976 году в Энн-Арборе, штат Мичиган,США. В 1994 году

История фигурного катания

С давних времен фигурное катание было популярным видом отдыха. Катали обычно на замерзших реках, озерах, прудах. Во второй половине XIX века в таких крупнейших городах России, как Петербург, Москва, Нижний Новгород, Саратов, Воронеж, для этих целей стали огораживать площадки и специально заливать их. Первый такой каток появился в Петербурге в 1865 г. Под него приспособили пруды Юсупова сада (ныне сад Октябрьского района). Именно там систематически стали заниматься фигурным катанием на коньках первые русские спортсмены, объединившиеся в 1877 в Петербургское общество любителей бега на коньках.

В 1890 г. на льду Юсупова сада был разыгран первый неофициальный чемпионат мира, в котором приняли участие сильнейшие фигуристы России, США, Австрии, Германии, Швеции. Во всех разделах катания сильнейшим был А.П. Лебедев. Катание этого выдающегося русского спортсмена отличалось высокой техникой, точностью движений, удивительным изяществом.

Выступления А.П.Лебедева, его педагогическая и общественная деятельность оказали влияние на формирование так называемого международного стиля катания. В развитие фигурного катания как вида спорта вложили свой вклад представители австрийской школы, фигуристы Норвегии, Швеции, Германии, Англии и США. Организационно он оформился в 1892 г. , был создан Международный союз конькобежцев (ИСУ). Тогда же на конгрессе ИСУ были утверждены правила проведения международных соревнований, определен порядок розыгрыша первенства Европы.

В 1896 г. ИСУ решил проводить первенства мира. Право организовать первые соревнования на столь высоком уровне было предоставлено Петербургскому обществу любителей бега на коньках. Соревнования состоялись на льду Юсупова сада. На старт вышли бронзовый призер чемпионата Европы немец Г. Фукс, «юсуповцы» Г. Сандерс и Н. Подусков. Победителем стал Г. Фукс, Г. Сандерс и Н. Подусков проиграли и в «школе», и в произвольном катании. Г. Сандерс оказался первым в исполнении спиральных фигур — особом разделе фигурного катания. Его фигуры считали самыми красивыми и самыми сложными.

Чемпионат мира 1896 г. стал своеобразным стимулом в развертывании учебной работы на катке Юсупова сада. Ее продолжал Панин, опираясь на традиции, заложенные А.П. Лебедевым. Систематическая и упорная работа вскоре дала свои плоды. Сам Панин участвовал в первых чемпионатах России по фигурному катанию на коньках и в 1901 г. сменил на пьедестале почета первого русского чемпиона А.Н. Паншина, завоевавшего этот титул в 1897—1900 гг. Победитель отлично выполнил школьные фигуры, в произвольном катании продемонстрировал высокое художественное мастерство, пластику. Его манера катания во многом напоминала манеру «дедушки русских фигуристов» А.П. Лебедева. Панин завоевывал титул чемпиона России и в 1902 , и в 1903 гг . О нем заговорили за рубежом.

В 1903 г. праздновалось 200-летие Петербурга и комитет Международного союза конькобежцев поручил Петербургскому обществу любителей бега на коньках провести розыгрыш очередного первенства мира. На катке Юсупова сада создали школу фигуристов. Из Австрии был приглашен известный тренер В. Зейберт. Под его руководством и тренировались Н.А. Панин, Ф.И. Даттин, К.А. Олло и другие петербургские фигуристы.

Чемпионат мира 1903 г. собрал сильный состав участников. Приехал двукратный чемпион мира швед У. Сальхов, экс-чемпион мира немец Г. Фукс, чемпион Австрии М. Богач и чемпион Германии Э. Лассан. От России был заявлен Н.А. Панин. Первое место тогда занял У. Сальхов, второе — Н.А. Панин.

Еще трижды Н. Панин был чемпионом России, неоднократно занимал высокие места на чемпионатах Европы и мира. В 1908 г. он решил прекратить выступать и посвятить себя тренерской работе. И все же ему пришлось выйти на лед. В феврале в соревнованиях на приз А.Н. Паншина на льду Юсупова сада он вступил в единоборство с семикратным чемпионом мира У. Сальховым. В общем зачете Н. Панин опередил прославленного фигуриста и занял первое место.

Судьба свела их снова в том же году в Лондоне на IV Олимпийских играх. Из-за нечеткого судейства обязательных упражнений Н.А. Панину пришлось отказаться от произвольного катания. В соревнованиях по специальным фигурам он продемонстрировал изумительное мастерство, безукоризненно выполнил все изобретенные им рисунки на льду и стал первым русским олимпийским чемпионом.

После Олимпийских игр Н.А. Панин переключился на педагогическую и тренерскую деятельность. Вскоре и его ученики добились больших успехов: К.А. Олло выиграл первенство России в 1910, 1911, 1912 гг.; К.Г. Цезар побеждала на всех чемпионатах страны с 1911 по 1915 г.

Серьезного успеха добились «юсуповцы» и на первенстве Европы 1911 г. , которое разыгрывалось на их льду. К.А. Олло занял тогда второе место. В соревнованиях среди женщин К.Г. Цезар была второй, Л.П. Попова — третьей.

Петербург явился одним из центров формирования международного стиля фигурного катания. Успех самобытного катания А.П. Лебедева, первая в России золотая олимпийская медаль Н.А. Панина и успехи группы фигуристов, ставших тренерами после Великой Октябрьской социалистической революции, таковы основные вехи в развитии катания того времени.

Важно отметить появление в 1910 г. труда Н.А. Панина «Фигурное катание на коньках (международный стиль)», в котором автор обобщил материал, накопившийся к концу первого десятилетия XX века в области техники и методики фигурного катания. Эта работа заложила фундамент теории фигурного катания.

Великая Октябрьская социалистическая революция определила дальнейшее развитие фигурного катания как части физической культуры страны. В общем строю фигурное катание проделало сложный путь развития, став одним из самых массовых видов спорта.

В первые годы после победы Великого Октября вся работа по физической культуре и спорту была подчинена главной задаче подготовке воинов для фронтов гражданской войны. Но и в грозное время, по свидетельству Н.А. Панина, любители фигурного катания находили возможность выделять время для занятий.

В 1920 г. были организованы первые соревнования по фигурному катанию иа катке ипподрома Семеновского плаца.

В 1923—1924 гг. состоялись показательные выступления фигуристов на катке Юсупова сада. В них участвовали Л.П. Попов К.Г. Цезар, А.Д. Конопатова, И.И. Богоявленский.

В 1926 г. в Ленинграде и Москве были созданы секции фигурного катания, появились новые площадки для фигуристов. Особую роль в развитии этого вида спорта сыграла школа фигурного катания — так называемая Семинария инструкторов фигурного катания.

Имена таких фигуристов, как Ю. Зельдович, И. Богоявленскнй, П. Чернышев, М. Петрова, Е. Оборина, А. Быковская, Т. Кузнецова, М. Станкевич, Р. и А. Гандельсман, были широко известны в довоенные годы.

После Великой Отечественной войны стали активно работать секции добровольных спортивных обществ «Динамо», «Спартак: ДСО профсоюзов в Москве, Ленинграде и Таллине. Была организована группа специализации по фигурному катанию в институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта (Ленинград). Появилась талантливая группа фигуристов, осваивавшая все более сложные программы, особенно в парном катании.
Чемпионами страны в эти годы среди женщин были В. Падури, Ю. Николаева, Н. Картавенко, Т. Лихарева, у мужчин И. Митрущенков, В. Захаров, И. Персианцев, в парном катании - Т. Гранаткина и А. Толмачев, М. Гранаткииа и В. Захаров, М. Беленькая и И. Москвин.

В 50-х гг. уже накопился известный опыт тренировочной работы особенно в парном катании. У советских фигуристов появилась возможность попробовать свои силы на международной арене.

В 1956 г. советские фигуристы впервые вышли на европейский лед, но первый большой успех был достигнут в Братиславе в 1958 г. — Н. и С. Жук завоевали первые медали и сразу же серебряного достоинства! Другая советская пара — Л. Белоусова и О. Протопопов продемонстрировала лиричную, полную изящества программу и заняла 10-е место. Впервые участвуя в том же году первенстве мира в Париже, Н. и С. Жук заняли 8-е, а Л. Белоусова и О. Протопопов 13-е место. Хорошей школой для советских фигуристов явилось их участие VIII Олимпийских играх в Скво-Вэлли в 1960 г. Наша первая пара — Н. и С. Жук заняла 6-е место, Л. Белоусова и О. Протопопов — 9-е.

В эти годы в числе сильнейших фигуристов страны были: Богданова, Е. Осипова (Чайковская), Т. Лихарева, Т. Немцова, Т. Братусь (Москвина), Л. Михайлов, В. Мешков и А. Веденин, Л. Герасимова и Ю. Киселев.

Настоящим триумфом советской школы фигурного катания явились IX Олимпийские игры, где Л. Белоусова и О. Протопопов завоевали золотые медали, а юные дебютанты Олимпиады — Т. Жук и А. Гаврилов заняли 5-е место.

Имена наших фигуристов И. Родниной и А. Уланова, а затем и Зайцева, Т. Москвиной и А. Мишина, Т. Жук и А. Горелика, Смирновой и А. Сурайкина, Т. Карелиной и Г. Проскурина в парном катании, И. Гришковой и В. Рыжкина, Л. Пахомовой и Горшкова в танцах на льду, С. Четверухина в одиночном катании прочно вошли в списки сильнейших мира.

Строительство закрытых ледяных площадок, необычайно расширившаяся география фигурного катания, широкая информация по телевидению и в кино содействовали большой популярности вcex видов фигурного катания. Наряду с массовостью в настоящее время весьма возросло мастерство фигуристов. Независимость от погодных условий помогла значительно интенсифицировать процесс обучения, больше времени отводить творческим поискам. Современная звукозапись, творческие контакты тренера и хореографа позволили повысить музыкальную и хореографическую культуру занятий, сыграли важнейшую роль в росте мастерства фигуристов.

Особая роль в этом процессе принадлежит тренерам С. Жуку, Е. Чайковской, И. Москвину и другим.