Слайд 1
Моя траектория здорового образа жизни
Проект по физической культуре
выполнила Данилина Валерия
ученица 9А класса
МАОУ «Лицей гуманитарных наук»
Руководитель: Попов Алексей Викторович
учитель физической культуры
Слайд 2
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - незаменимая ценность нашей жизни! Только здоровый человек может в полной мере стать счастливым. Каждый человек должен знать, что вредит его здоровью и, наоборот, что может быть ему нужным и полезным. Сохранение и укрепление здоровья – дело каждого. Человек – хозяин своей судьбы, своего здоровья и счастья. С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Что сделать и как вести себя в современном мире, чтобы укрепить, восстановить и сохранить здоровье? Какой сформировать образ жизни, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь?
Слайд 3
Цель проекта: Создание условий для формирования здорового образа жизни подростка.
Задачи:
1. Дать определению понятию «здоровый образ жизни».
2. Определить составляющие здорового образа жизни человека.
Определить факторы, влияющие на здоровый образ жизни подростка.
Составить свою траекторию здорового образа жизни.
Предмет исследования: Составляющие здорового образа жизни.
Объект исследования: мой режим дня.
Гипотеза: Предполагаю, что есть потребность в перестроении режима дня.
Методы исследования:
теоретический анализ литературы
интернет ресурсы по данной теме
тестирование
Слайд 4
Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни»
В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия.
“Здоровый образ жизни - это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека”
Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности и т.д.
Слайд 5
Мудрые изречения:
«Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость души» (В.Гюго)
«Если не бегаешь пока здоров, придется побегать, когда заболеешь!» (Гораций)
«Избегай удовольствие, которое порождает печаль» (Солон)
«Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима дня (Авиценна)
Слайд 6
Факторы, влияющие на ЗОЖ человека
Слайд 7
Все элементы природы взаимосвязаны. На человека, который тоже является ее частью, влияют различные факторы, в том числе и вредные. Их воздействие негативно сказывается на здоровье. Чаще всего страдает пищеварительная система. Ритм жизни, в котором мы живем, просто не позволяет нам питаться правильно. Помимо вредных продуктов, существует множество других факторов, имеющих отрицательное воздействие на человеческий организм. Условно все вредные факторы, влияющие на здоровье человека можно разделить на те, воздействие которых неизбежно, и те, которые можно исключить из своей жизни. Чтобы не быть голословным, приведу примеры, которые показывают влияние вредных факторов на здоровье человека в быту.
Вредные привычки
Малоподвижный образ жизни
Негативные эмоции
Злоупотребление лечением
Окружающая среда
Слайд 8
Вредные привычки - это сложные, многоуровневые проблемы, их сложность в том, что основная часть людей не воспринимает их правильно, те кто начинает (курить, пить, принимать наркотики) считает, что легко сможет отказаться от этого и загоняет себя все дальше и дальше в угол. Некоторые думают, что вредная привычка это несокрушимая скала, которую не под силу разрушить никому, ни самому человеку, ни с помощью специалистов.
Гиподинамия – это нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда. При гиподинамии существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Часто гиподинамия наблюдается у школьников, слишком перезагруженных учебными программами и не имеющих времени на спортивные мероприятия.
Слайд 9
Негативные эмоции. Недоверчивый и подозрительный человек в большей степени подвержен сердечно - сосудистым заболеваниям. То же самое можно сказать и о человеке, проявляющем враждебность к окружающим. Это можно объяснить тем, что в его организме происходит резкое увеличение белка С3, что оказывает влияние на иммунную систему и чревато не только заболеваниями сердца, но и развитием сахарного диабета.
Большой вред организму наносит регулярное применение лекарственных препаратов, которые могут вызвать даже привыкание. Одно из опасных увлечений - злоупотребление безрецептурными лекарствами, содержащими спирт или вызывающими сонливость. В больших дозах они влияют на органы чувств, особенно зрения и слуха, и вызывают спутанность сознания, галлюцинации, оцепенение и боль в желудке.
Слайд 10
Окружающая среда. Загрязненный воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм человека через органы дыхания. Грязная вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения, которые попадут вместе с ней в желудочно-кишечный тракт. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий. Все это представляет угрозу для здоровья человека. Наиболее опасным для здоровья человека является радиоактивное загрязнение окружающей среды, на которое оказывают влияние радиоактивные осадки, работа атомных электростанций и захоронение радиоактивных отходов. Радиоактивные осадки представляют собой частицы земли, которые поднимаются в воздух и становятся радиоактивными в результате ядерного взрыва. Образовавшаяся радиоактивная взвесь может разнестись ветром на сотни километров. Человечеству известны последствия атомной бомбардировки Японии в 1945 г., где более 100 тыс. человек умерли от лучевой болезни, вызванной радиоактивными осадками, еще больше людей пострадали от злокачественных опухолей.
Слайд 11
Компоненты здорового образа жизни
Правильное питание
Пищу принимать 3-4 раза в день, маленькими порциями
Не насыщаться пищей до предела
Тщательно пережевывать пищу
Употреблять в пищу сырые растительные продукты.
Избегать продуктов «быстрого приготовления»
Формула: «Жить не для того, чтобы есть, а есть для того, чтобы жить»
Слайд 12
Правильное распределение режима дня
Слайд 13
Для сохранения здоровья очень большое значение имеет соблюдение определенной регулярности, порядка жизненного ритма. Это жизненный суточный ритм. Наш организм просто устанет от постоянной учебы и долгой тренировки. Один и тот же вид деятельности требует очень больших энергетических затрат, внимание и работоспособность понижаются. Чередование различных видов деятельности благоприятно сказывается на нашем здоровье. Умственная работа, учеба, чтение книг должны обязательно сочетаться с физическими нагрузками, отдыхом в виде работы по дому, прогулки, игры.
Слайд 14
Слайд 15
Закаливание
Закаливание – это старая и проверенная процедура укрепления здоровья человека. В основе закаливание лежит воздействие на организм человека холода, тепла и солнечных лучей. Постепенно закаливание приводит к адаптации человека к внешней среде. При регулярном закаливании улучшается самочувствие, снижается риск заболеваний, особенно простудных. Закаливание благоприятно влияет практически на все органы и жизненные системы человека.
Слайд 16
Виды закаливания
Слайд 17
Двигательная активность
Двигательная активность - это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул жизни.
Физическая культура оказывает важное воздействие на умение человека приспосабливаться к внезапным и сильным функциональным колебаниям.
Слайд 18
Отказ от вредных привычек
Слайд 19
Построение своей траектории ЗОЖ
Чтобы оценить свой уровень здорового образа жизни, я ответила на вопросы анкеты.
1.В текущем учебном году я посетил (а):
А) все уроки физкультуры
Б) пропустил не более 10 уроков по болезни
В) пропустил более 10 уроков по болезни
Г) пропускаю уроки постоянно
Д) освобожден (а) от уроков физкультуры
2. Я с удовольствием посещаю уроки физкультуры
А) да
Б) да, но хотелось бы снизить нагрузку на уроках
В) нет
Г) затрудняюсь ответить
3. Я делаю утреннюю зарядку
А) каждый день
Б) редко
В) не делаю, потому что не успеваю
Г) не делаю, так как считаю это бесполезным
Слайд 20
4. Я провожу на свежем воздухе
А) не менее 2-х часов в день
Б) не менее 1 часа в день
В) не гуляю в течении рабочей недели из-за нехватки времени
Г) не гуляю на свежем воздухе, потому что не люблю проводить время на улице
Д) гуляю на улице только в выходные дни
5. Я занимаюсь в спортивной секции
А) да
Б) нет
6. У меня есть коньки, зимой я хожу на каток не реже 1 раза в неделю
А)да
Б) нет
7. Я часто катаюсь на велосипеде летом
А) каждый день
Б) не реже 3 раз в неделю
В) 1 раз в неделю
Г) не катаюсь
8 . В течение дня я хожу пешком
А) не более километра
Б) от 1-2 километров
В) более 2-х километров
Г) только до школы и обратно
Слайд 21
9. Я провожу у телевизора и компьютера в среднем
А) не более 1 часа в день
Б) от 1-2 часов в день
В) от 2-3 часов в день
Г) более 3 часов в день
10. Я трачу на выполнение домашнего задания в среднем
А) не более 1 часа в день
Б) от 1-2 час в день
В) от 2-3 часов в день
Г) более 3 часов в день
11. Я посещаю дополнительные занятия по учебным предметам
А) 1 раз в неделю
Б) 2 раза в неделю
В) 3 раза в неделю
Г) не посещаю
12. Утром я всегда завтракаю
А)иногда, когда мне очень хочется
Б) нет
В) стараюсь завтракать каждый день
Г) да, чтобы активно работать весь учебный день
13. В моем рационе присутствуют
А) овощи и фрукты каждый день
Б)сладости, булочки
В) я часто перекусываю на ходу
Г) часто ем в сухомятку
Слайд 22
Результаты анкеты: обратить внимание на режим дня, проанализировать дополнительные нагрузки, выявить трудности, которые возникают.
Проанализировав свои ответы на вопросы анкеты, я сделала вывод: я веду малоподвижный образ жизни, не соблюдаю режим дня, не придерживаюсь правил рационального питания.
Изучив литературу по данному вопросу, я составила свою траекторию здорового образа жизни:
Слайд 23
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Посещение секции Баскетбол
Профилактика заболеваемости желудочно-кишечного тракта и нарушения обмена веществ
Соблюдение режима дня
Повышение работоспособности организма
Укрепление дыхательной, сердечно - сосудистой систем; избавление от лишнего веса
Закаливание
Активизация иммунной системы
Положительные эмоции
Улучшение самочувствия
-Прилив жизненных сил
-Имидж успешного человека
-Долголетие
Слайд 24
Заключение Здоровый образ жизни является субъективно значимым, поэтому в сохранении и укреплении здоровья каждого человека необходима перестройка сознания, ломка старых представлений о здоровье, изменение стереотипов поведения. Здоровье - это ценность, без которой жизнь не приносит удовлетворения и счастья.
Краткая аннотация к проекту
Проект “Физкульт-Ура!” - это образовательный, основанный на спортивно-оздоровительных технологиях проект, направленный на формирование культуры здоровья у учащихся школы. Данный проект предназначен для детей младшего школьного возраста, их родителей, одаренных детей в области спорта. Основная идея проекта заключается в том, чтобы, создавая стимулирующую, соревновательную среду посредством вовлечения детей начальной школы в процесс самоорганизации спортивной жизни класса, развить устойчивый интерес к занятиям спортом и полезно-активному досугу. Реализация проекта строится на принципах сотрудничества актива класса, учащихся старших классов, имеющих спортивные достижения, родителей и спортивных организаций города.
Содержательной составляющей проекта является урочная тематика, основанная на государственном стандарте, которая, как стержень, будет нанизывать на себя и сопутствующие внеурочные мероприятия. Проект носит комплексный характер, так как предполагает не только освоение детьми спортивных нормативов, но и выполнение индивидуальных исследовательских проектов по различным областям спорта, организацию таких внеурочных мероприятий как утренняя пробежка и гимнастика, игровые переменки, общешкольные спортивные соревнования, спартакиады, общеклассные спортивные традиции совместно с родителями (посещение бассейна, походы выходного дня и др.), экскурсии в спортивные организации, встречи с выдающимися людьми города, принесшими спортивные победы городу, Республике, кураторство старшеклассниками-спортсменами своих младших подопечных, а главное, ведение классным активом экрана спортивных достижений с подведением итогов и награждением победителей. Срок реализации проекта – бессрочный. Данный алгоритм в реализации проекта универсален и может запускаться каждый учебный год.
Я предполагаю, что в ходе реализации проекта можно приобщить не только детей, но и их родителей к занятиям физкультурой и спортом, чтобы это стало традицией семьи и потребностью каждого ребенка.
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов и их родители, ученики старших классов, имеющих определенные достижения в области спорта.
Описание проекта
Актуальность проекта
На сегодняшний день ни у одного человека не вызывает сомнения то, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, непосредственно с которым школьник пришел в первый класс.
Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей.
В связи с этим в число основных приоритетов современной школы входит оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся.
Для решения данной проблемы необходимо оперировать эффективными, несложными в применении приёмами и методами, обеспечивающими максимально полный охват обучающихся и в то же время не нарушающими учебного процесса в школе. Следует также проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья. Основное средство изучения физической культуры - освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем.
Цели проекта: Формирование культуры здоровья детей младшего школьного возраста и их родителей, а также осознанного отношения к своему здоровью как к важнейшей духовно-нравственной ценности.
Задачи проекта:
- создать образовательную среду, способствующую положительной мотивации педагогов, родителей и детей к здоровому образу жизни;
- содействовать воспитанию у молодого поколения культуры здоровья;
- составить тематическую схему по направлению “физическая культура” для систематизации всей образовательной деятельности в начальной школе;
- организовать спортивно-оздоровительную работу в классе на основе самоуправления школьников;
- организовать шефство учеников-спортсменов старших классов как кураторов над младшими;
- привлечь к участию в проекте спортивные учреждения города и выдающихся людей города в области спорта;
- организовать исследовательскую деятельность учащихся по спортивной и здоровьесберегающей тематике при творческом участии родителей;
- силами классных активистов организовать в режиме учебного дня утренние пробежки, утреннюю зарядку, игровые переменки, игровые и спортивные развлечения во время “продленки”;
- привлечь родителей к созданию традиций класса по совместной организации досуга (посещение бассейна, Ледового дворца, спортивного зала) по выбору детей и родителей;
- регулярно проводить общешкольные Дни здоровья, спартакиады, народные праздники с элементами народных игр;
- разработать и внедрить систему внутриклассного контроля за спортивными достижениями учащихся посредством ведения “Экрана спортивных достижений”;
- содействовать стимулированию активности учащихся, используя разнообразные методы поощрения;
- осуществлять мониторинг выполнения нормативов школьниками на протяжении учебного года.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта состоит из 3-х этапов.
I этап – организационный - включает в себя создание творческих групп классных активов среди учащихся начальной школы, создание шефских групп на базе старших классов, проведение родительских собраний и создание групп родительского актива.
II этап – основной.
- “Легкая атлетика”
– “Пионербол, футбол”
– “Баскетбол”
- “Гимнастика”
– “Лыжи”
- “Спортивные игры”
- “Подвижные игры”
III этап – аналитический (мониторинг, подведение итогов реализации проекта)
План-график реализации проекта:
№ п\п | Наименование мероприятий | Срок реализации | ответственный |
I организационный этап | |||
1 | Проведение классных часов по выбору школьного актива | сентябрь | Классные руководители |
2 | Организационное собрание волонтерской группы | сентябрь | Учитель физ.культуры |
3 | Проведение школьных родительских собраний | сентябрь | Завуч по воспитательной работе |
4 | Заседание организационного совета по координации проектной деятельности | сентябрь | Руководитель проекта |
II основной этап. Легкая атлетика | |||
5 | Тематические уроки | сентябрь | Учитель физ.культуры |
6 | Встреча с тренером ДЮСШ по легкой атлетике | сентябрь | Учитель физ.культуры |
7 | Спортивный лекторий (защита индивидуальных проектов по теме “Легкоатлетическое олимпиадное движение”) | сентябрь | Педагог-организатор |
8 | Осенний кросс | сентябрь | Классные руководители |
9 | Соревнование между классами по легкой атлетике | сентябрь | Учитель физ.культуры |
Пионербол, футбол | |||
10 | Тематические уроки | октябрь | Учитель физ.культуры |
11 | Экскурсия на стадион. Мастер-класс с профессионалом | октябрь | Учитель физ.культуры |
12 | Спортивный лекторий (защита индивидуальных проектов по теме “Легендарная история футбола”) | октябрь | Педагог-организатор |
13 | Соревнование между классами по пионерболу | октябрь | Классные руководители |
14 | Соревнование между классами по футболу | октябрь | Учитель физ.культуры |
Баскетбол | |||
15 | Тематические уроки | ноябрь | Учитель физ.культуры |
16 | Творческая встреча с детской баскетбольной командой, мастер-класс по баскетболу | ноябрь | Учитель физ.культуры |
17 | Спортивный лекторий (защита индивидуальных проектов по теме “Страницы баскетбольной истории”) | ноябрь | Педагог-организатор |
18 | Спортивные старты с элементами баскетбола | ноябрь | Классные руководители |
19 | Соревнование между классами по баскетболу | ноябрь | Учитель физ.культуры |
20 | ноябрь | Классные руководители | |
Лыжная подготовка | |||
21 | Тематические уроки | декабрь-февраль | Учитель физ.культуры |
22 | Мастер-класс по технике скольжения | декабрь-февраль | Учитель физ.культуры |
23 | Спортивный лекторий (защита индивидуальных проектов по теме “Зимние гонки”) | январь | Педагог-организатор |
24 | Зимние забавы | январь | Классные руководители |
25 | Поход в лес на лыжах с родителями | февраль | Классные руководители |
26 | Соревнование между классами по лыжным гонкам | февраль | Учитель физ.культуры |
27 | Награждение победителей четверти | январь | Классные руководители |
Спортивные игры | |||
28 | Тематические уроки | март | Учитель физ.культуры |
29 | Викторина “Спортивные затеи” | март | Педагог-организатор |
30 | “Спортивный лекторий” (защита индивидуальных проектов по теме “Спорт – в шутку и всерьез”) | март | Педагог-организатор |
31 | Праздник “Широкая масленица” (с элементами народных игр) | март | Классные руководители |
32 | Награждение победителей четверти | март | Классные руководители |
Подвижные игры, легкая атлетика | |||
33 | Тематические уроки | апрель-май | Учитель физ.культуры |
34 | Занятия плаванием в бассейне | апрель | Учитель физ.культуры |
35 | Фестиваль народных игр | апрель | Педагог-организатор |
36 | Весенняя спартакиада | май | Классные руководители |
37 | Соревнование между классами по легкоатлетическому кроссу | май | Учитель физ.культуры |
38 | Награждение победителей четверти | май | Классные руководители |
III этап реализации проекта | |||
39 | Мониторинг выполнения нормативов и показателей состояния здоровья учащихся, анкетирование детей и родителей | июнь | Учитель физ.культуры, классные руководители |
40 | июнь | Администрация школы | |
41 | Подведение итогов реализации проекта | июнь | Администрация школы |
Предполагаемые результаты проекта:
- произойдут изменения в отношении учащихся к своему здоровью;
- будет сформирована мотивация, способствующая осознанному выбору детей и родителей в пользу здорового образа жизни;
- станут активно использоваться в жизненной практике смыслообразующие установки и ценностные ориентиры на здоровый и активный досуг;
- расширится кругозор детей о различных видах спорта и истории их развития в России и Татарстане;
- повысится уровень информированности участников образовательного процесса о профилактике заболеваний;
- будут заложены традиции семьи и класса на здоровый и активный совместный досуг;
- повысится и социальная активность учащихся;
- будут заложены основы успешно социализированной личности, умеющей разумно организовать свой досуг и жизнедеятельность, стремящейся к физическому и психологическому здоровью и совершенству.
Смета
№ | Статьи расходов | Сумма (рубли) | Источник финансирования |
1 | Бумага | 200х3 = 600 | Собственные средства |
2 | Канц. товары (ручки, карандаши, маркеры, ватман) | 1000 | Собственные средства |
3 | Дипломы для награждения | 20х200 = 4000 | Собственные средства |
4 | Призы, сувениры, значки | 10000 | Привлечение спонсоров |
5 | Изготовление стенда спортивных достижений | 25000 | Привлечение спонсоров |
6 | Вспомогательный инвентарь для проведения соревнований (кегли, флажки, волчатник, ориентиры) | 5000 | Собственные средства |
7 | Выпуск сборника спортивных и народных игр | 15000 | Привлеченные средства |
Всего | 60600 руб. | ||
Имеющиеся средства | 10600 руб. | ||
Привлеченные средства | 50.000 руб. |
Проблема охраны здоровья детей в школе стоит очень остро. Анализ состояния наших учащихся показал, что в классах залогом хорошего здоровья детей является физическое развитие, закаливание, профилактика заболеваний. Организм ребенка интенсивно растет и развивается, закладываются ценности здорового образа жизни.