Олимпиада по экологии. Всероссийская олимпиада школьников по экологии Олимпиада по экологии заключительный этап

В заключительном этапе обычно принимают участие учащиеся 9-11 классов, однако среди участников встречались и учащиеся 7-8 классов. Олимпиада является частью системы всероссийских олимпиад школьников .

Заключительный этап состязания проводится с 1994 года и проходит в различных российских городах. Победители и призёры Всероссийской олимпиады по экологии пользуются льготами при поступлении на биологические факультеты и на факультеты почвоведения различных университетов России.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Олимпиада проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний. Основными целями и задачами регионального этапа Олимпиады по экологии являются: выявление талантливых обучающихся в области экологии, прошедших школьный и муниципальные этапы олимпиады и формирование из них команды для участия в заключительном этапе олимпиады; а также: популяризация экологических знаний, формирование будущей интеллектуальной элиты государства, а также развитие экологической культуры юных граждан, становление экологического мировоззрения школьников; создание условий для самореализации школьников в сфере экологии; мотивации подрастающего поколения к будущей экологоориентированной профессиональной деятельности; поддержка экологического образования в регионах России.

    История олимпиады

    История Всероссийской олимпиады школьников по экологии неразрывно связана с историей экологического образования в России. А история экологического образования, в свою очередь, отражает мировые тенденции природоохранного движения.

    В 90-е годы прошлого столетия мировое сообщество констатировало, что антропогенное давление на биосферу достигло той грани, за которой экологический кризис становится необратимым. В связи с этим в 1992 году в Рио-де-Жанейро был принят всемирный план действий - Повестка дня на 21 век, - направленный на решение экологических проблем, где особое внимание уделяется образованию, просвещению и информированию населения в области окружающей среды. Был декларирован принцип «sustainable development», переведенный как «устойчивое развитие».

    Становление и развитие экологического образования в России было последовательным процессом, четко обусловленным, с одной стороны, уровнем развития науки экологии, трансформировавшейся в настоящее время в проблемно-ориентированный комплекс научных знаний, а с другой - запросами общества.

    Всплеск интереса к экологическим проблемам не мог ни отразиться на системе образования России, и с 1994 года в перечень Всероссийских олимпиад вошла олимпиада по экологии, а учебный предмет «Экология» был введен в Федеральный компонент Базисного учебного плана для изучения в 9-х классах.

    С 1994 и по 2002 годы Россия принимала участие и в Международной экологической олимпиаде, которая традиционно проводилась в Турции в г.Стамбуле.

    В 1997 году этот предмет был изъят из Федерального компонента Базисного учебного плана и введен в Региональный компонент, причем, только в старших классах (10 и 11 классы), но на проведении олимпиады это не отразилось.

    V заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии традиционно проводится в апреле. В первые годы ее существования количество участников не было большим - 80 человек из 25 - 30 регионов России. В 2011 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 10-15 мая в Республике Башкортостан (г. Уфа).

    В 2012 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 6-12 апреля в Оренбургской области (г. Оренбург).

    В 2013 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 1-7 апреля в Оренбургской области (г. Оренбург).

    В 2014 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 10-15 мая в Республике Татарстан (г. Казань).

    В 2015 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 30 марта-5 апреля в Смоленской области (г. Смоленск).

    В 2016 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 11-17 апреля в Свердловской области (г. Екатеринбург).

    В 2017 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 24-30 апреля в Санкт-Петербурге.

    Этапы проведения олимпиады

    Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, выделяются следующие этапы олимпиады:

    • Школьный этап - организуется и проводится образовательными учреждениями в октябре; участие в нём могут принимать желающие учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений.
    • Муниципальный этап - проводится органами местного самоуправления или местными (муниципальными) органами управления образованием в ноябре-декабре; участие в нём могут принимать учащиеся - победители и призёры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года.
    • Региональный этап - организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования; проводится в январе - феврале; участие в нём могут принимать учащиеся 9-11 классов образовательных учреждений, ставшие победителями и призёрами муниципального этапа текущего года и (или) призёры и победители регионального этапа предыдущего года.
    • Заключительный этап - организуется Федеральным агентством по образованию; проводится в апреля; помимо победителей и призёров предыдущего этапа олимпиады, в заключительном этапе принимают участие победители и призёры заключительного этапа прошлого года, если они по-прежнему обучаются в образовательных учреждениях.

    Школьный этап

    Проводится в один письменный тур. Продолжительность составляет 60 минут.

    Муниципальный этап

    Проводится в один письменный тур. Продолжительность составляет 120 минут.

    Региональный этап

    Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проводится в три тура:

    • заочный отборочный конкурс рукописей экологических проектов
    • теоретический тур;

    Продолжительность составляет 180 минут.

    • проектный тур (очный - защита экологических проектов).

    На представление проекта во втором туре олимпиады каждому конкурсанту отводится до 7 минут.

    Заключительный этап

    Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии: проводится в два тура

    • теоретический тур

    Продолжительность составляет 240 минут.

    • проектный тур

    В установленные Оргкомитетом и Центральной предметно-методической комиссией по экологии сроки в адрес ЦПМК по экологии участники высылают электронный вариант тезисов экологического проекта. Оценка тезисов, присланных своевременно является частью оценки за проектный тур. Тезисы, присланные (привезённые) позже указанного в информационном письме срока, не оцениваются. Все участники заключительного этапа должны иметь при себе рукописи своих экологических проектов. Защита экологических проектов проводится в письменном виде по вопросам разработанным ЦПМК по экологии. На представление проекта в письменном виде конкурсантам отводится 120 минут.

    Апелляция

    Апелляция проводится в случае несогласия участника с результатами оценивания его работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Участник может оспорить результаты только теоретического тура - результаты практического и тестового тура не апеллируются. Для проведения апелляции участник Олимпиады подает заявление на имя председателя жюри. После этого оргкомитет олимпиады формирует апелляционную комиссию, которая рассматривает работу участника. На рассмотрении апелляции имеет право присутствовать только участник Олимпиады, подавший заявление. По результатам рассмотрения апелляции о нарушении процедуры Олимпиады апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений: либо удовлетворяет, либо отклоняет апелляцию. После апелляции на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады вывешивается итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя жюри школьного этапа Олимпиады, которая является официальным итогом заключительного этапа.

    Во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии могут участвовать учащиеся 5-11 классов. На первом, школьном, этапе главная цель соревнования даже не выявить лучших знатоков предмета, а привить детям интерес к этой науке. Поэтому многие задания не требуют каких-то особых знаний, для их выполнения скорее важна внимательность и смекалка...

    В соревнование входят тестовые задания, а также задачи, в которых нужно не только выбрать ответ, но и его обосновать, или, например, вставить пропущенное слово, установить соответствие. Аналогичным образом выстраивается и муниципальный этап, но в нем могут принимать участие только школьники 7-11 классов.

    Региональный этап проводится для 9-11 классов, он проходит в три тура. Первый из них - заочный конкурс экологических проектов, которые готовятся заранее. Второй тур - очный, теоретический: учащимся нужно выполнять письменные задания. Последний тур - устный, в ходе него участники презентуют свои экологические проекты перед членами жюри на тематической секции. На каждое выступление отводится не более семи минут.

    На заключительном этапе участников ждут два тура: теоретический и защита проекта. При составлении текста олимпиады учитывается регион, в котором она проводится: вопросы могут касаться местных «краснокнижных» видов, особо охраняемых территорий, особенностей регионального природопользования.

    Победители и призеры финального этапа получают льготы при поступлении на профильные факультеты вузов.

    Что нового

    Как участвовать

    1. Начинайте готовить проект, если собираетесь пройти на региональный этап. Как правило, подготовка проекта занимает несколько месяцев. Тему выберите по своим интересам.
    2. Сообщите о своем желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
    3. Узнайте в школе когда и где пройдет олимпиада. Участвуйте, узнавайте результаты.
    4. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап на районном сайте или узнайте у организаторов.
    5. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на районном сайте олимпиады.
    6. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы жюри.
    7. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады.
    8. Сдайте готовый проект жюри регионального этапа.
    9. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения олимпиады публикуется на региональном сайте.
    10. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
    11. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
    12. Отправляйтесь на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи на финале!
    06 Дек

    Информация о проведении регионального заочного смотра-конкурса школьных лесничеств общеобразовательных организаций Костромской области

    В целях развития и совершенствования работы школьных лесничеств в соответствии с повышением их значимости, и на основании приказа департамента образования и науки Костромской области, департамента лесного хозяйства Костромской области №1411/399 от 29 августа 2019 проведен в октябре-ноябре 2019 года региональный заочный смотр-конкурс школьных лесничеств общеобразовательных организаций Костромской области. Всего по отчетным данным муниципалитетов в области […]

    10 Фев

    Итоги регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии

    7-8 февраля 2018 года на базе ОГПОУ «Костромской машиностроительный техникум» состоялся . В мероприятии приняло участие 16 школьников из 13 школ и 7 муниципалитетов Костромской области. 7 февраля состоялся теоретический тур, где участники показали знания основ экологии. 8 февраля проходила защита экологических проектов. При анализе проведения регионального этапа Всероссийского […]

    Опубликовано в: Новости , Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии admin 10.02.2018 17 Янв

    О проведении регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников

    Государственное казённое учреждение дополнительного образования Костромской области «Эколого-биологический центр «Следово» имени Ю.П. Карвацкого» информирует, что 7, 8 февраля 2018 года состоится региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии. Организационный комитет по итогам муниципального этапа приглашает к участию в региональном этапе учащихся, показавшие результаты выше проходного балла (9 класс — 16 б.; 10 класс – 14 […]

    Опубликовано в: Новости , Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии admin 17.01.2018 27 Фев

    Итоги регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии

    В соответствии с приказом департамента образования и науки Костромской области № 2165 от 19 декабря 2016 года «Об установлении сроков проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016/2017 учебном году», 18, 20 февраля 2017 года, государственным казенным учреждением дополнительного образования Костромской области «Эколого-биологический центр «Следово» им. Ю.П. Карвацкого» на базе МБОУ города Кострома «Лицей № […]

    Опубликовано в: Новости , Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии admin 27.02.2017 10 Фев

    О проведении регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии — 2017

    Государственное казённое учреждение дополнительного образования Костромской области «Эколого-биологический центр «Следово» имени Ю.П. Карвацкого» информирует, что 18, 20 февраля 2017 года состоится региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии. Для участия приглашаются участники, получившие 13 и более баллов. Организационный комитет регионального этапа информирует, что региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии состоится на базе МБОУ города […]

    Опубликовано в: Новости , Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии admin 10.02.2017 06 Фев

    Об итогах проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии

    4-5 февраля 2016 года в соответствии с приказом департамента образования и науки Костромской области №2534 от 21 декабря 2015 года был проведен региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии. В региональном этапе олимпиады приняли участие 30 учащихся из 20 школ области: городов Костромы, Волгореченска, Шарьи, Мантурово, Буя, Шарьинского, Мантуровского, Буйского, Нерехтского, Парфеньевского, Солигаличского, Кологривского и […]

    Опубликовано в: Новости , Региональный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии Отмечено: ,

    Тексты заданий и ответы олимпиады по экологии

    1. Тип задания - выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ - 2 балла)

    1. Территориальное поведение животных наиболее ярко выражено:

    а) при одиночном образе жизни;

    б) при стайном образе жизни;

    в) при семейном образе жизни; +

    г) при стадном образе жизни.

    2. Случайное распределение особей одного вида в пространстве наблюдается в природе когда:

    а) среда однородна и между особями очень сильна конкуренция;

    б) среда неоднородна и особи не стремятся объединиться в группы; +

    в) среда однородна и между особями существует антагонизм;

    г) среда не однородна и особи образуют различные скопления.

    3. Консорции (группы разнородных организмов) формируются в биогеоценозе на основе:

    а) топических связей;

    б) форических; +

    в) фабрических;

    г) трофических.

    4. Потери энергоносителя при использовании автотранспорта увеличиваются при:

    а) увеличение доли общественного транспорта;

    б) улучшение аэродинамических характеристик трейлеров;

    в) возврате порожнего транспорта после доставки груза; +

    г) создании автомобилей с большим показателем пробега на единицу топлива.

    5. На территориях занятых колониями сурков, основными эдификаторами являются:

    а) дерновые злаки;

    б) сурки; +

    в) копытные животные;

    г) различные сорные травы.

    6. На создание современной биосферы в ходе эволюции биосферы существенно повлияло:

    а) возникновение сине-зеленых водорослей; +

    б) появление первых млекопитающих;

    в) образование осадочных пород;

    г) излияние магматических лав.

    7. Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:

    а) требуют строго определенных условий существования; +

    б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;

    в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;

    г) проявляют пластичность к действию факторов среды.

    8. К физиологическим приспособлениям к недостатку влаги у животных относят:

    а) закрытие норы сильно склеротизированными сегментами тела;

    б) всасывание воды кишечником и продуцирование сухого кала; +

    в) рытье глубоких вертикальных нор, где всегда влажный воздух;

    г) защита частей тела, контактирующих с внешней средой, кутикулой.

    9. Согласно правилу пирамиды чисел общее количество особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:

    а) уменьшается; +

    б) увеличивается;

    в) остается неизменным;

    г) подчиняется синусоидному графику.

    10. Объемное зрение характерно для:

    а) куропаток, уток, скворцов, дятлов, филинов;

    б) сов, соколов, орлов, грифов, каракалов; +

    в) пчел, стрекоз, муравьев, жужелиц, бабочек;

    г) лошадей, сумчатых кротов, сайгаков, зубров.

    11. Основными эдификаторами наземных биогеоценозов выступают как правило определенные виды:

    а) животных;

    б) бактерий;

    в) растений; +

    г) грибов.

    12. В какую из международных конвенций Россия (в составе СССР) вступила в феврале 1975 года:

    а) Конвенция о биологическом разнообразии;

    б) Конвенция о водно-болотных угодьях международного значения (Рамсарская конвенция); +

    в) Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция);

    г) Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция).

    13. При передаче энергии с одного трофического уровня на другой происходят ее потери:

    а) в пределах 10 %;

    б) в пределах 90 %; +

    в) в пределах 20 %;

    г) в пределах 78 %.

    14. Выражение «Никто не гибнет в одиночку» соответствует следующему экологическому принципу:

    а) принципу биологического замещения;

    б) принципу консорционной целостности; +

    в) принципу обратной связи;

    г) принципу основателя;

    15. Острый недостаток кислорода ощущается в слоях воды:

    а) с быстрым постоянным поверхностным течением;

    б) сильно заселенных цианобактериями и зоопланктоном; +

    в) с большой плотностью зеленых водорослей;

    г) сильно заселенных бурыми водорослями.

    16. Понятие «экологическая ниша» впервые было введено:

    а) К. Тимирязевым;

    б) Дж. Гринеллом; +

    в) Ю. Одумом;

    г) В. Серебряковым.

    17. Вещество загрязняющее окружающую среду называется:

    а) ингибитором;

    б) аттрактантом;

    в) поллютантом; +

    г) детерминантом.

    18. Скорость накопления фитомассы в сообществах представляет собой:

    а) чистую первичную продуктивность; +

    б) валовую первичную продуктивность;

    в) вторичную продуктивность;

    г) продуктивность ландшафта.

    19. Основной причиной заиления озер является:

    а) забор воды на орошение;

    б) усиленная рекреация;

    в) увеличение поступления взвешенных веществ; +

    г) загрязнения промышленными сточными водами.

    20. Отрицательное воздействие фотохимического смога на здоровье людей усиливается:

    а) при наличии ветреной погоды;

    б) в низкой непроветриваемой котловине; +

    в) в ранние утренние часы;

    г) в зимний период года.

    21. Животные и растения, населяющие аридные экосистемы характеризуются чертами, позволяющими:

    а) коренным образом изменять свою физиологию;

    б) избегать обезвоживания; +

    в) производить многочисленное потомство;

    г) избегать переохлаждения.

    22. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, которая, согласно российскому природоохранному законодательству (Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», 2002 г.), обеспечивает:

    а) устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; +

    б) поддержание стабильной численности видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

    в) превышение рождаемости над смертностью населения Российской Федерации;

    г) устойчивый экономический рост.

    23. Распространение жизни в высокогорье лимитируется:

    а) давление атмосферного воздуха; +

    б) количеством свободной влаги;

    в) интенсивностью солнечного света;

    г) ультрафиолетовым излучением.

    24. Разложение органических веществ и сульфатов бактериями в почвах, илах морей, водоносных горизонтах протекает:

    а) без доступа кислорода и при отсутствии сульфатов;

    б) с окислением серы, выделяемой в форме H 2 S;

    в) при доступе атмосферного кислорода, без выделения полезной для микроорганизмов энергии;

    г) с выделением CO 2 и H 2 S. +

    25. К физическим факторам самоочищения водоемов относятся:

    а) окисление органических и неорганических веществ;

    б) разбавление и перемешивание поступающих загрязнений; +

    в) наличие в водоеме водорослей и микроскопических грибов;

    г) фильтрация воды речными моллюсками.

    26. Обычно наиболее распространены организмы:

    a) с широким диапазоном толерантности в отношении всех экологических факторов в местах, пригодных для существования; +

    б) у которых диапазон толерантности может сузиться, если условия по одному экологическому фактору не оптимальны;
    в) с широким диапазоном толерантности в отношении одного экологического фактора и низким в отношении другого фактора;
    г) у которых диапазон толерантности расширяется в особо важные (критические) периоды жизни организмов (н-р, размножение).

    27. Отмершие листья деревьев образуют опад, который служит ме­стом обитания и пищей для многих организмов. К каким факторам от­носится это явление?

    a) антропогенные;

    б) биотические; +

    в) абиотические;

    г) комплексное действие факторов.

    28. Иерархичность организации живой материи позволяет ее подразделить на ряд уровней, образующих следующий ряд:

    a) молекулярный → клеточный → тканевый → органный → организменный → биоценотический → популяционно-видовой → биосферный;

    б) молекулярный → клеточный → тканевый → органный → организменный → популяционно-видовой → биосферный → биоценотический;

    в) молекулярный → клеточный → тканевый → органный → организменный → популяционно-видовой → биоценотический → биосферный; +

    г) молекулярный → клеточный → тканевый → органный → организменный → популяционно-видовой → биоценотический.

    29. Чистая первичная продуктивность - это …. :

    a) скорость накопления органических веществ за вычетом тех, которые были израсходованы при дыхании и секреции за изучаемый период; +

    б) скорость накопления органических веществ продуцентами, включая те, которые были израсходованы при дыхании и секреции за изучаемый период;

    в) скорость накопления фитомассы в единицу времени;

    г) скорость производства биомассы в единицу времени.

    30. Почвенные мхи елового леса относятся к экологической группе:

    а) гелиофитов;

    б) хамефитов;

    в) сциофитов; +

    г) терофитов.

    31. Национальные парки в РФ начали создаваться:

    а) одновременно с заповедниками;

    б) после Великой Отечественной войны (конец 1940 – х годов);

    в) после Стокгольмской конференции по охране окружающей среды (1972 г.);

    г) с середины 1980 – х годов. +

    32. Эвтрофикация водоемов представляет собой:

    а) уменьшение количества растворенного кислорода в результате связывания его с молекулами загрязняющих веществ;

    б) прямое угнетение и гибель популяций животных и растений в результате их отравления токсичными загрязняющими веществами;

    в) рост биомассы сине-зеленых водорослей, приводящий в последствии к уменьшению концентрации кислорода; +

    г) уменьшение гомеостаза экосистемы.

    33. В целях предотвращения попадания нефти в поверхностные и подземные воды не допускается:

    а) хранение нефти в нефтехранилищах в районах водоразделов;

    б) хранение нефти в нефтехранилищах в зонах санитарной охраны источников централизованного водоснабжения; +

    в) транспортировка нефти по водным объектам;

    г) транспортировка нефти по водным объектам без сооружения нефтеулавливающих устройств и приспособлений.

    34. Использование минеральных удобрений сопряжено с риском, поскольку:

    а) большинство удобрений не обеспечивает растения всеми необходимыми питательными веществами;

    б) удобрения плохо растворимы в дождевой воде;

    в) при смыве с полей удобрения могут вызвать эвтрофикацию водоема; +

    г) удобрения токсичны для деревьев и лесных растений.

    35. Дегумификация, переуплотнение и засоление почв вызваны таким видом хозяйственной деятельности, как:

    а) добыча нефти и газа;

    б) вырубка леса;

    в) строительство ГЭС и создание водохранилища;

    г) нерациональное ведение сельского хозяйства. +

    36. Запахивание в почву зеленого удобрения (обычно – бобовых) с целью улучшения почвы и повышения урожайности ценных культур называется:

    а) версификацией;

    б) деривацией

    в) сидерацией; +

    г) денудацией.

    37. Основным экологическим фактором, ограничивающим жизнь в арктических тундрах, являются:

    а) невысокие средние температуры, изменяющиеся по сезонам;

    б) снежный покров в сочетании со штормовыми холодными ветрами; +

    в) значительная влажность и почти ежедневно выпадающие осадки;

    г) высота элементов рельефа над уровнем моря, крутизна склонов.

    учисьучиться

    38.Анатомо-морфологическими признаками, которые свидетельствуют о приспособленности организмов к анемохории, являются:

    а) хорошо выраженная пигментация; частично редуцированные глаза;

    б) увеличение площади тела за счет выростов и сильное расчленение; +

    в) большой относительной поверхности, опушенные по краям крылья;

    г) небольшое компактное тело с удлиненными задними конечностями.

    39. Показателем демографической структуры популяций считают:

    а) соотношение женских и мужских особей; +

    б) взаимоотношения между особями разных поколений;

    в) расположение особей по индивидуальным участкам;

    г) продолжительность сезонных миграций.

    40. Максимальная рождаемость определяется:

    а) территориальным поведением самцов;

    б) физиологической плодовитостью самок;

    в) склонностью к миграции новорожденных особей;

    г) богатством кормовых ресурсов популяции. +

    2. Тип задания - выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ - 2 балла, обоснование - от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест - 4

    41. Обычно при нападении хищников защита в стайных объединениях рыб реализуется посредством:

    а) непрерывного изменения направления движения всех особей; +

    б) отвлекающего маневра группы доминирующих особей;

    в) быстрого ускорения движения всей стаи в сторону хищника;

    г) стремления к рассредоточению по как можно большей акватории.

    Обычно рыбы группируются в стаи лишь в светлое время суток, при зрительном контакте с другими особями, и рассредоточиваются на ночь. В оптах одиночные рыбы вылавливаются хищником в несколько раз быстрее, чем члены стаи. В группе осуществляется «круговой обзор», благодаря которому хищнику труднее приблизиться незамеченным. Кроме того, многочисленность двигающихся особей дезориентирует врага. Тела рыб, непрерывно меняющих направление движения, создают мерцание, затрудняет фиксацию взгляда на отдельных особях, и делают невозможным целенаправленные броски. Стая быстро маневрирует при опасности, обтекая хищника, который, бросившись в ее середину, оказывается в пустоте. Для поведения рыб в стае характерен имитационный рефлекс – подражание действиям соседей.

    42. Циркуляция фосфора и других минеральных биогенов в пределах естественной экосистемы осуществляется:

    а) если изъятие биогенов из почв, осуществляющееся в ходе фотосинтеза, компенсируется внесением минеральных удобрений;

    б) если продукты жизнедеятельности, содержащие биогены, откладываются в местах поглощения соответствующих элементов; +

    в) если извлечение из почв биогенов и перемещение их на большие расстояния за пределы экосистемы не нарушает круговорота;

    г) если темпы накопления органического вещества на данном трофическом уровне и передачи его на вышестоящий сбалансированы.

    Обоснование выбора правильного ответа:

    Фосфор и другие минеральные биогены циркулируют в пределах экосистемы лишь тогда, когда содержащие их «отходы» жизнедеятельности откладываются в местах поглощения соответствующего элемента. В естественных экосистемах преимущественно так и происходит. Однако вмешательство человека, заключающе­еся в сборе урожая, содержащего извлечённые из почвы биогены, и перемещение его на большие расстояния к местам потребления нарушает круговорот. Отходы жизнедеятельности человека попадают преимущественно в водоёмы. Изъятие фос­фора из почв полей в современном сельском хозяйстве компенсируется внесением минеральных фосфорных удобрении, получаемых из природных апатитов.

    Наличная биомасса продуцентов или консументов в конкретных экосистемах зависит от того, как соотносятся между собой темпы накопления органического вещества на определённом трофическом уровне и передачи его на вышестоящий, т.е. насколько сильно выедание образовавшихся запасов.

    43. По мере прохождения естественной экосистемой фаз сукцессии:

    а) темп прироста биомассы увеличивается и на стадии зрелого сообщества достигает своих

    максимальных значений;

    б) всё большая доля доступных питательных веществ накапливается в биотопе и в биомассе сообщества;

    в) энергетическое значение пастбищных трофических цепей для биоценоза уменьшается, а детритных трофических цепей усиливается; +

    г) всё больше, как и в любых равновесных системах, увеличивается общая продуктивность, возрастают затраты энергии при дыхании.

    Обоснование выбора правильного ответа:

    По мере прохождения фаз сукцессии всё большая доля доступных пита­тельных веществ накапливается в биомассе сообщества и соответственно уменьшается их содержание в абиотической части экосистемы (биотопе). По мере возрастания количества образующегося детрита он становится основным источником питания. В результате роль пастбищных цепей становится менее существенной, а детритных - усиливается. Когда экосистема приближается состоянию климакса, в ней, как и в любых равновесных системах, происходи замедление всех процессов.

    44. Движущей силой экологической сукцессии является:

    а) неполнота приспособления составляющих биоценоз популяций к рит­мическим колебаниям абиотических факторов, связанная с суточными и сезонными изменениями условий данного биотопа;

    б) нестабильность среды обитания, затрагивающая фундаментальные свойства биоценозов, связанная с возрастанием массы химических эле­ментов, вовлекаемых в биологический круговорот;

    в) неполнота непрерывного, циклического, закономерного, но неравномер­ного во времени и пространстве перераспределения вещества, энергии и информации в пределах данной экосистемы; +

    г) нестабильность видового состава и основных форм биотических отноше­ний, обусловленная переходом ассимилированной растениями энергии солнца из концентрированной формы в рассеянную.

    Обоснование выбора правильного ответа:

    Сукцессия - это процесс саморазвития сообществ. В основе сукцессии лежит неполнота биологического круговорота в данном биоценозе. Каждый живой организм в результате жизнедеятельности меняет вокруг себя среду, изымая из неё часть веществ и насыщая её продуктами метаболизма. При более или менее длительном существовании популяций они меняют своё окружение в неблагоприятную сторону и в результате оказываются вытесненными попу­ляциями других видов, для которых вызванные преобразования оказываются экологически выгодными.

    Круговорот биологический (биотический) - явление непрерывного, цик­лического, закономерного, но неравномерного во времени и пространстве перераспределения вещества, энергии и информации в пределах экосистем различного иерархического уровня - от биогеоценоза до биосферы.

    В естественной экосистеме постоянно поддерживается равновесие, исклю­чающее необратимое уничтожение тех или иных звеньев трофической цепи. Практически каждая экологическая система приспособлена к ритмическим изменениям абиотических факторов. Реакция выражается в изменении ак­тивности биоценозов и преимущественно связана с суточными и сезонными изменениями условий среды обитания.

    45. Емкость биосферы как глобальной экосистемы определяется:

    а) скоростью накопления в живом веществе биосферы всё большей доли доступных питательных веществ и соответственно скоростью уменьшения их содержания в абиотической (косной) её части;

    б) способностью к регенерации изъятых из окружающей природной среды веществ, регенерации воздушного и водного бассейнов и земель, а также мощностью потоков биогеохимического круговорота; +

    в) скоростью освоения обитаемого пространства посредством интенсивного размножения и скоростью увеличения организмами поверхность своего тела и/или образуемых ими сообществ;

    г) способностью использовать для синтеза необходимых клеточных веществ лучистую энергию Солнца, улавливаемую растениями на поверхности Земли и проникающую в верхние слои гидросферы.

    Обоснование выбора правильного ответа:

      По мере прохождения фаз сукцессии всё большая доля доступных пи­тательных веществ накапливается в биомассе сообщества и соответственно уменьшается их содержание в абиотической части экосистемы.

      Биосфера - область системного взаимодействия живого и косного вещес­тва планеты. Она представляет собой глобальную экосистему - совокупность всех биогеоценозов (экосистем) нашей планеты.

      Очевидно, что биосфера как единая биологическая система обладает соот­ветствующей ёмкостью и при своих природных ресурсах способна прокормить лишь ограниченное количество людей.

      Ёмкость природных экосистем определяется их способностью к регене­рации изъятых ресурсов и к восстановлению основных природных «резервуа­ров» (воздушного и водного бассейнов и земель), а также мощностью потоков биогеохимического круговорота.

      Живое вещество характеризуется определёнными свойствами: стрем­лением заполнить собой всё окружающее пространство - «давление жизни» по Н.Ф. Реймерсу. Способность быстрого освоения пространства связана с интенсивным размножением, так и со способностью организмов интенсивно увеличивать поверхность своего тела или образуемых ими сообществ.

    3. Тип задания - выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ - 2 балла, обоснование правильного ответа - от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест - 10.

    46. Растения луговых экосистем отличаются большой интенсивностью фотосинтеза, что является основой их высокой хозяйственной продук­тивности (надземная фитомасса, срезаемая при покосе или стравли­ваемая при пастьбе). Флористический состав лугового травостоя очень разнообразен, по­этому выделяют 4 группы растений по их хозяйственной значимости:
    злаки, бобовые, разнотравье, осоки. Наиболее высокой хозяйственной
    ценностью характеризуется группа, включающая:

    а) ежу сборную, белоус торчащий, лютик ползучий, лапчатку (калган);

    б) ежу сборную, тимофеевку луговую, клевер красный, тысячелистник обыкновенный; +

    в) луговик дернистый, клевер ползучий, щавель пирамидальный, герань луговую;

    г) ежу сборную, лядвенец рогатый, лютик золотистый, осоку волосовидную.

    Обоснование всех вариантов ответов:

    Ответ Б – правильный . Среди перечисленных видов ежа сборная и тимофеевка луговая относятся к группе злаков и эти два вида определяют наиболее хозяйственную продуктивность луга. Среди растений особое место занимает клевер красный, относящийся ко второй группе – бобовые , среди которых данный вид наиболее ценен в хозяйственном отношении. Тысячелистник обыкновенный относится к группе – разнотравье, растения которой по значимости имеют менее ценное кормовое значение, но этот вид имеет первостепенное кормовое значение, но этот вид имеет первостепенное кормовое значение, по сравнению с другими видами этой группы. Тем самым данный луг имеет высокое кормовое достоинство.

    Ответ а) не является верным. Среди перечисленных видов к группе злаков относятся два вида, из которых только ежа сборная имеет высокую кормовую продуктивность. Белоус торчащий образует плотные и короткие дерновины с укороченными побегами, поэтому по сравнению с другими злаками имеет незначительную кормовую ценность. Все виды лютиков относятся к группе - разнотравья и имеют низкое кормовое значение, кроме того, цветущие виды заметно снижают хозяйственную продуктивность луга, так как их цветки содержат калоиды, которые отрицательно влияют на здоровье пастбищных животных. Лапчатка (калган) также относится к разнотравью и заметно снижает кормовое достоинство луга, так как толстое деревянистое корневище содержит много дубильных веществ. Тем самым лапчатка имеет не высокое кормовое достоинство.

    Ответ в) не является верным. К группе злаков, как наиболее ценных в хозяйственном значении видов, относится луговик дернистый, но его грубые листья не представляют большой кормовой ценности. Клевер ползучий относящийся к группе – бобовые , имеет важное хозяйственное значение, но из-за низкорослости по укосу уступает другим видам клевера. К группе – разнотравье, относится герань луговая и щавель. Герань луговая достаточно грубый корм относится к малоценным хозяйственным кормовым растениям. Щавель пирамидальный так же относится к малоценным растениям и снижающим хозяйственную продуктивность растениям, так как имеет толстый, глубоко уходящий в почву корень, достаточно грубый и высокий стебель и соцветие, а листья съедобны до созревания семян. Тем самым имеет низкое кормовое достоинство.

    Ответ г) не является верным. Среди перечисленных растений только ежа сборная имеет высокое кормовое достоинство и относится к группе – злаков. Лядвинец рогатый относится к группе – бобовые и безусловно улучшает хозяйственное значение луга как и все растения семейства бобовые, хотя в период цветения растение является ядовитым. Лютик золотистый, относящийся к группе – разнотравье, как и все лютики содержат алкалоиды, отражающие хозяйственную продуктивность луга, так отрицательно влияют на здоровье животных. Осока волосистая относится к четвертой группе растений - злакам, которые имеют самую низкую хозяйственную продуктивность. Тем самым луг имеет низкое кормовое достоинство.

    4. Тип задания предполагает выбор трех наиболее верных ответов, из шести предложенных. В ыбор о бъяснить. Максимальный балл – 6.

    47. Как изменится жизнь дубравы, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые:

    а) произойдет увеличение численности растительноядных животных, поедающих листву и кору деревьев (лосей, кабанов, косуль, зайцев и т.д.), что приведет к выпадению подроста дуба;

    б) численность насекомоопыляемых растений резко сократится; +

    в) состояние дубравы улучшится, т.к. большинство растительноядных насекомых являются вредителями деревьев, поедающих почки, листву, кору (короеды, листовертки и т.д.), в их отсутствии развитие деревьев будет происходить лучше;

    г) резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка); +

    д) часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, все нарушения могут привести к гибели дубравы; +

    е) состояние останется стабильным, т.к. погибших в результате химических веществ растительноядных насекомых заменят в пищевых цепях растительноядные животные, численность которых будут регулировать хищники и произойдет только некоторое изменение цепей питания.

    Обоснование верных ответов : б) так как растительноядные насекомые являются опылителями растений; г) потому, что произойдет нарушение цепей питания; д) потому, что первоначально приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны и соответственно к гибели биоценоза.

    Оценка решения задачи 47:

    Ответ включает все названные выше элементы, и дает полное их разъяснение

    Ответ включает 2 -3 из названных выше элементов и не содержит биолого-экологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2-3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

    Ответ включает 1 из названных выше элементов

    Ответ неправильный

    Максимальный балл