Результаты исследования методом пульсометрия. Пульсометрия на тренировке по ивс Пульсометрия как метод исследования

2.4. Результаты исследования методом «Пульсометрия».

В исследовании принимало участие всего 20 учащихся, из них: 10уч. из СШ №14 г.Якутска, 10уч. из ЫКСШ №1.

Для определения уровня адаптации на физическую нагрузку нам необходимо определить физиологическую кривую, характерную для среднестатистического ученика каждой из школ.

Результаты исследования СШ №14 г.Якутска

№ п/п Ф.И.О. Минуты
0 3 10 15 25 35 40
1 Анисимов Г. 64 92 112 108 132 112 92
2 АкимовС. 68 96 116 112 132 116 96
3 Борисов А. 72 100 126 116 140 120 100
4 Семенов К. 76 104 120 112 136 112 96
5 Саввин Б. 76 104 124 116 136 116 100
6 Матвеев И. 80 108 124 116 140 124 100
7 Шурихин К. 72 100 120 116 136 120 96
8 Тимофеев С. 76 100 116 108 132 116 96
9 Иванов П. 84 108 120 116 130 116 92
10 Криаошапкин Д. 68 92 116 108 132 112 96
Средний арифметический »74 »100 »119 »113 »135 »116 »96

Примерный план урока физкультуры г. Якутска:

№ п/п Виды деятельности Примечание
Подготовительная часть

Упражнение в ходьбе

Упражнение в беге

Учебная игра волейбол

Общее построение

Результаты исследования ЫКСШ №1
№ п/п Ф.И.О. Минуты
0 3 10 15 25 35 40
1 Баев Т. 68 92 116 104 132 112 88
2 Белолюбский О. 72 96 116 108 136 116 92
3 Варламов В. 76 100 120 112 140 116 96
4 Егоров П. 80 104 120 112 140 120 100
5 Карбаканов Ю. 76 100 116 108 136 116 96
6 Колесов Г. 72 96 116 104 132 112 92
7 Лебедев М. 68 92 112 104 136 112 92
8 Лукачевский Г. 64 98 116 112 140 120 96
9 Максимов М. 68 96 112 104 136 116 92
10 Матвеев Г. 72 96 116 108 136 112 88
Средний арифметический »72 »96 »116 »108 »136 »115 »93

По этим данным построили график

Примерный план урока физкультуры ЫКСШ №1:

№ п/п Виды деятельности Время изменения пульса по минутам Количество ударов пульса в минуту Примечание
Подготовительная часть

Построение, приветствие, сообщение задачи урока

Упражнение в ходьбе

Упражнение в беге

Основная часть Передачи мяча в парах

Совершенствование нападающего удара

Учебная игра волейбол

Общее построение

В относительно спокойном состоянии

Для отличения сравнительного анализа двух этих графиков, нарисуем их вместе в одной сетке.

Анализируя данный график, можно отметить, что физиологическая кривая учащихся ЫКСШ №1 более плавная, чем физиологическая кривая учащихся СШ №14 г. Якутска, что свидетельствует о том, что сельские дети более адаптированы к физическим нагрузкам. То есть в процессе занятий физической культурой пульс у сельских детей более или менее равномерный и резкие скачки, как таковые, отсутствуют. На физиологической кривой городских детей же имеет место резкие перепады в пульсе со 100 ударов в начале занятия до 119 ударов в первой четверти, затем спад до 113 ударов на 15 минуте. (т.е. за 5 минут пульс снизился на 6 ударов) Далее, через 10 минут (через 25минут после начала занятия) пульс подскочил до 135 ударов, далее идет равномерный спад, но концу занятия вновь резкий спад – за 5 минут – до 21 удара в минуту.

Таким образом, можно предположить, что городские дети и подростки тяжелее переносят физическую нагрузку и, соответственно, уровень адаптации физической нагрузке у них ниже чем у сельских детей того же возраста.

На оценку состояния здоровья и физического развития учащихся;

На выяснение уровня адаптации городских и сельских учащихся.

Адаптация-это физиологическое приспособление строения и функций организма, изменение его органов и клеток в соответствии с условиями окружающей среды.

Важно понять, что адаптацию организм требует не только в каких то экстремальных ситуациях пребывания в пустыне, на полюсе, высоко в горах. В процессе адаптации организм приобретает отсутствующую в него ранее устойчивость к определенным факторам. Адаптация может быть полной и не полной.

Одним из важных условий построения теоретической модели двигательных способностей является адаптационных ресурс организманаличные ресурсы по обеспечению функционирования, восстановление и наращивание приспособительных резервов в соответствии с усложняющимися условиями деятельности. Адаптационные ресурсы организма в двигательной сфере следует рассматривать как проявление спортивной одаренности, то есть предпосылку общих способностей или отдельных моментов способностей, обуславливающих широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

3. Процентное соотношение результатов анкетирования.

Вопросы анкеты

СШ№14 г.Якутска

1. Ваш возраст? От 16 до 17 лет

А) смотрю телевизор;

Б) играю на компьютере;

В) помогаю родителям по дому

В) работаю в доме


5. Где вы провели лето?

А) в спортивном лагере

Б) в трудовом лагере

В) на сенокосе

Б) иногда

Б) иногда


8. Ходите ли вы на охоту?

9. Ходите ли вы на рыбалку?

Вопросы анкеты

Ы-КСШ№1 Таттинского улуса

1. Ваш возраст? От 16 до 17 лет

2. Как вы проводите свое свободное время?

А) смотрю телевизор;

Б) играю на компьютере;

В) помогаю родителям по дому

3. Еслипомогаете, то в чем заключается ваша работа по дому?

А) помогаю присматривать за дом. скотом

Б) заготовка дров, льда, топка печи

В) работаю в доме


4. Делаете ли вы утреннюю зарядку?

5. Где вы провели лето?

А) в спортивном лагере

Б) в трудовом лагере

В) на сенокосе

6. Часто ли вы купались летом?

Б) иногда

7. Часто вы летом играли в подвижные

игры (волейбол, баскетбол и т.д.)?

Б) иногда


8. Ходите ли вы на охоту?

9. Ходите ли вы на рыбалку?

10 Собираете ли вы ягоды, грибы?

На второй вопрос 25% городских и 20% сельских проводят свое свободное время за тедевизором, 55% г. и 15%с. играют на компьютере, 20%г. и 65%с помогают родителям по дому;

На вопрос « в чем заключается ваша работа по дому» 10%г. и 30%с. ответили ухаживают за домашними животными, 25%г. и 35% с. ходят за водой, топят печь, из них 65%г. и 35% с. помгают в уборке по дому;

45%г. и 65%с. опрошенных учащихся делают регулярно утреннюю зарядку, 55%г. и 35%с. этого не делают;

10%г. и 20% с. проводят лето в спортивных лагерях, 40%г. и 10% с. в трудовом лагере, 5%г. и 60%с. ребят помогают родным на сенокосе, 45%г. и 10с. проводят лето дома;

Летом 50%г. и 55%с. детей купаются часто, 35%г. и 45%с. иногда, 15%городских детей не купаются вообще;

Подвижными играми увлекаются 60%г. и 55% с. ребят, 15% г. и 40%с. иногда, а 35%г. и 5% детей вообще не увлекаются;

На вопрос «ходите ли вы на охоту?» 20%г. и 75%с. ходят, 80%г. и 25%с. детей ответили нет;

На рыбалку ходят 35%г. и 40% детей, 55%г. и 60%с. на рыбалку не ездят;

На последних вопрос «собираете ли вы ягоды, грибы?» городские 50 на 50 тоесть половина собирает половина нет, сельские 75% собирают 25% детей нет.

Заключение

Изменение общей ситуации современного общества ставит новые социальные задачи перед школой, актуализирует роль и значение личности, возможности ее включения в общественные и производственные отношения.

Адаптация организма к условиям среды может носить самый различный характер и затрагивать все стороны организации и жизнедеятельности человека. При адаптации организм приобретает новое качество именно в этих условиях вырабатываются адаптивные реакции, повышающие устойчивость перенагрузкам, тренированность к высоким температурам, к физическим нагрузкам.

Двигательная активность – основное свойство животных и человека, неотъемлемая часть жизни и развития каждого организма. В течении жизни под влиянием каких-либо требований внешней среды уровень двигательной активности изменяется в сторону повышения или понижения.

Если человек изменяет образ жизни так что его двигательная активность по необходимости становится высокой. То его организм должен приспосабливаться к новому состоянию (например, тяжелая физтическая работа, систематические занятия спортом и т.д.). В этих случаях развивается специфическая адаптация, сводящаяся к перестройке мышечной ткани, точнее ее массы, в соответствии с повышенной функцией.

Задачи, стоящие перед физическим воспитанием школьников могут быть решены, только на основе обще физической подготовки. Это означает что во время уроков физкультуры необходимо развивать все без исключения двигательные качества, не отдавая предпочтения развитию только координационных и скоростных способностей.

Включение в структуру урока для школьников упражнений, развивающих общую и статическую выносливость силу и скоростно-силовые качества, обеспечивают высокий тренировочный эффект, способствует существенному повышению двигательной подготовленности и выполнению нормативов комплекса «Эрэл». Физиологически обоснованы широкое использование в физическом воспитании школьников продолжительных беговых нагрузок умеренной интенсивности и адекватных статических упражнений.

Многолетние физиологические исследования позволили разработать методику применения статических напряжений на уроках физкультуры, апробировать комплекса статических упражнений для детей. Использование этих упражнений повышает приспособительные возможности организма школьников и положительно влияет на деятельность и развитие двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Использование упражнений развивающих статическую и силовую выносливость может служить важным фактором в профилактике нарушений осанки, часто встречающихся в настоящее время у детей школьного возраста.

Адаптация к физическим нагрузкам для школьников и студентов очень полезно для их будущего здоровья и жизнедеятельности. Каждый человек должен знать свою меру тренировки и расслабления, т.е. отдыха. Без адаптации к физическим нагрузкам ученик получит хроническую перетренированность, что приведет к нарушению важнейших систем организма.

По данным проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Педагогическое наблюдение показало, что учащиеся сельской школы с.Ытык-Кюель Таттинского улуса имеют более высокий уровень адаптации к физическим нагрузкам, нежели их сверстники из городской школы №14. Это может быть вызвана в связи с тем фактором, что за последние годы физическая подготовка учащихся ухудшается из за состояния детей, что вызвана, главным образом экологическим дисбалансом. К примеру, состояние детей, постоянно живущих в городе хуже, чем состояние детей, проживающих в сельской местности. В связи с этим сердцебиение у городских детей завышенная и малейшая физическая нагрузка может вызвать сложность.

2. По данным исследованиям, проведенного методом «индекс Руфье» можно отметить, что результат «удовлетворительно» в результатах тестирования учащихся Ытык-Кюельской школы мало, что свидетельствуют о хорошем, твердом уровне адаптации к физической нагрузке; что касается результатов «хорошо» выше, а «отлично» чуть ниже, что свидетельствует о хорошем уровне в адаптации. Необходимо отметить, что среди результатов тестирования городских учащихся не малая часть протестированных детей умеет лишь удовлетворительный результат.

Это говорит о том, что эти дети с большим трудом адаптируются к вводу новых физических нагрузок. Таким образом, можно предположить, что дети из сельской местности наиболее подготовлены к принятию новых, более тяжелых физических нагрузок.

3. Человек с низким уровнем адаптацией зачастую переоценивает свои возможности принятия физических нагрузок, что может привести к травмам.

1. Создание новых физических упражнений с учетом уровня адаптации человека;

2. Повышение творческого потенциала учителя и тренера школы и непременно, повышения квалификации педагогов физического воспитания;

3. Введение систематического контроля занимающихся;

4. Финансирование школ на усовершенствование залов и внедрение новых тренажеров в процессе физической подготовки;

5. Введение в уроки физкультуры таких специальностей как «гимнастика»;

6. Учителям физвоспитания разрабатывать дифференцированные учебные программы с учетом возрастных, индивидуальных качеств учеников.

Список использованной литературы

1. Агаджанян Н.А.; Петрова П.Г. Человек в условиях севера.- М.: «КРУК», 1996.-208с.

2. Бальк Арно. Гимнастика для вашего здоровья. – М.: Медицина,1999

3. Бернштеин Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966.

4. Большая медицинская энциклопедия. Том 23 стр.386-389.

5. Борикова Л.В.; Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб.пособие для студ. –М.: Издательский центр «Академия», 2000.-128с.

6. Вайнер Э.Н. «Валеология: Учеб. Для Вузов.- М.: ФЛИНТА: Наука,2001.

7. Верхошанский Н.К. Основы специальной подготовки в спорте.- М.:ФиС, 1970.

8. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. Изд.2-е.- М.: ФиС,1977

9. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы медико-биологических знаний./ Под ред. Ю.Д. Жилова. Учебник. – М.: Высшая школа, 2001 –256 с. Ил.

10. Ильина Л.П. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб.- метод. Комплекс/ Ин-т развиьтия образования. Центр дистанцион. Образования. Педаг. Ин-т ЯГУ – Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я),1999.-88с.

11. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. Пособие для учителя/Под. Ред. В.Н Кардащенко.-М.: Просвещение, 1986. –176с.

12. Лоловей Л.А. Рыбалко ЕФ. «Практикум по возрастной психологии: Уч. Пособие, - СПб.: Речь 2002.

13. Озеров В.П. « Психомоторные способности человека».- Дубна: Феникс +, 2002.

14. Попов А.Л. Спортивная психология: Уч. Пособие для спорт. ВУЗов –3-е изд. –М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта,2000.

15. Пусть ребенок растет здоровым! –М.: Просещение, 1975.-95с.

16. Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: Уч. Пособие для студентов.- М.: Мастерство, 2002.

17. Соковня -Семенова М.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков к методике преподования медицинских знаний: Уч. Пособие для студентов.-М.: Академия, 1999.

18. Уфлянт Ю.М. Физиология двигательного аппарата человека.- Л.: Медицина,1965

19. Физическая культура в семье. Изд-е 3-е, перераб.и доп.- М.: ФиС,1973.-368с.ил

20. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб пособие.- 2-е изд. Испр. И доп.- М. : Педагогическое общество России, 2000.-407с.

21. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах севера.: Учеб. Пособие. Якутск: Изд-во Якутского университета, 1999. 120с.

22. Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях севера. Якутск.: Изд-во Якутского госуниверситета. 1996.

23. Шамаев Н.К. Как заниматься самостоятельно физической культурой в условиях Якутии. Методические рекомендации./ В надзагл.: Госкомспорт Якутской –Саха ССР-1991.


Ильина Л.П. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб.-метод. Комплекс/ Педаг. Ин-т ЯГУ. – Якутск: Изд-во ИРО МО РС(Я), 1999.-4с.


В применении которой он более компетентен, при этом важно, чтобы выбранная форма работы соответствовала потребностям ребенка и условиям, в которых она будет осуществляться (школа, кризисная служба, приют, поликлиника). Методы работы с детьми в кризисных ситуациях различны. Более подробно они освещены в приложении №1. Следует помнить, что какой бы метод не применялся, главная цель помощи детям – ...

Бутузовой (2004), которая сама является победительницей чемпионата Европы по спортивным бальным танцам и в настоящее время тренирует юных танцоров. Таблица 4. Значения частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей 7-11 лет, занимающихся спортивными бальными танцами менее 1 года, 2 года и з года (перед и после занятий). Срок Занятий ЧСС(уд. в мин.)+ Ь Перед занятием ЧСС(уд. в мин...

Проведение пульсометрии
на уроках физической культуры

Пульсометрия урока физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки».

Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170–180 уд/мин.

Диапазон нагрузок высокой интенсивности составляет 161–175 уд/мин, средней интенсивности 130–160 уд/мин и низкой – 110–130 уд/мин. В каждый урок рекомендуется включать 2–3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут – при ЧСС 90–100 % от максимальной.

При проведении пульсометрии на уроке физкультуры частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока: за 5 минут до звонка, на 1-й минуте урока; после подготовительной части урока, 2–3 раза в течение основной части (до и после основных упражнений); после заключительной части урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах, не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращении лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе «Примечания».

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующие условия:

своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);

подготовить протокол для черновой записи показателей;

заблаговременно выбрать объект наблюдения – по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

По возможности можно наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей класса (и подсчитать у них пульс): девочки и мальчика; сильного и слабого по подготовленности учеников, старательного и нерадивого и т. п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные люди. Анализ и обобщение всех данных можно поручить одному из помощников, который оформляет соответствующие материалы.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находятся в одной и той же свободной основной стойке.

После окончания урока полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока – его «кривая».

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте «кривой» условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и проекций от исходного пульса – об ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Графическое изображение динамики пульса

Оценка объема и интенсивности нагрузки в уроке.

Анализ полученных данных и графическое изображение динамики показателей пульса свидетельствуют о значительном объеме и интенсивности нагрузки в уроке.

Урок типа совершенствования усвоенного материала должен характеризоваться более высокими нагрузками.

Несмотря на ценность основной части урока, на 21-й минуте урока наблюдалась слабая организация занимающихся, что привело к нарушениям дисциплины, снижению моторной плотности урока и неоправданному снижению ЧСС.

Хорошо была организована игра, поэтому ЧСС была достаточно высокой, что позволило сохранить оздоровительную направленность урока.

Необходимо уделять внимание и заключительной части урока, так как она призвана обеспечивать целесообразное восстановление функций организма и переход к последующей деятельности. После выполнения игры на внимание обязательно следовало дать упражнения на дыхание и расслабление (это отсутствовало в данном уроке).

Протокол
наблюдения за пульсом
(образец оформления)

Предмет наблюдения – изменение пульса учащегося _______________

в процессе урока физической культуры в _________ классе, проведенного «___» ______ ____ г.

Чиркова Евгения

Хохрина Валентина

Баранова Эмилия

Ф. И. О.

Задачи урока:

1. Обучать броску с двух шагов.

2. Совершенствовать выполнение броска мяча двумя руками от груди.

3. Развивать скоростные способности и скоростную выносливость.

4. Добиваться внимательного отношения

Запись наблюдения

Наименование действий, предшествующих
подсчету пульса

Время подсчета пульса
от начала урока

Частота за

Примечания

10
секунд

1
минуту

Перед входом
в зал

В начале урока
(по звонку)

Окончание подготовительной части урока

Разминка проводилась в движении

Выполнение
1-й серии упражнений:

Выполнение 2-й серии упражнений:

Затянувшееся перестроение

Участие в игре:

Играл активно

После заключительной части урока

Использование пульсометрии в тренировочном процессе.

(из опыта работы).

В организации тренировочного процесса в циклических видах спорта, какими являются и лыжные гонки и биатлон , есть необходимость:

Сегодня хотелось бы поговорить о методе «пульсометрии» и использовании кардиомониторов применительно к организации тренировочного процесса.

Бесспорно, что основным инструментом тренера остается секундомер и соответственно, критерии оценки тренировочной нагрузки это расстояние и время. Но, как же оценить степень напряжения функциональных систем организма спортсмена?

Методов контроля множество, но самым доступным, информативным является пульсометрия. Метод пульсометрии является самым удобным из применяемых в спортивной тренировке. При всей его доступности, внимание ему уделялось все же недостаточно. Его затмили более сложные в применении и не менее сложные в трактовании методики определения различных биохимических и физиологических показателей. Тем не менее, именно пульсометрия соответствует следующим требованиям:

· простота и надежность в получении данных;

· доступность и объективность;

· информативность и достоверность;

· возможность анализа, систематизации и хранения информации;

· возможность косвенного определения других показателей интенсивности.

Спортсмен, имея в распоряжении монитор сердечного ритма получает возможность постоянно следить за динамикой показателя ЧСС.

Инструментальные и математические методы" href="/text/category/instrumentalmznie_i_matematicheskie_metodi/" rel="bookmark">инструментальными методами .

Тренер так же имеет возможность контролировать и корректировать нагрузку по показаниям кардиомонитора спортсмена. Имеются телеметрические системы для контроля за ЧСС спортсмена (Polar, Suonto).

3. Оценка тренировочного эффекта выполненного задания.

Совокупный тренировочный эффект мы определяем по времени выполнения упражнения и среднедистанционному пульсу или напряженности (S) – процентному отношению ЧССср и ЧСС сор. В своей работе мы используем программу «Центурион», я назову несколько преимуществ ее в сравнении с «Polar»: - простота ведения записи

Наглядность полученной информации

Широкие аналитические возможности

В окне просмотра тренировки мы получаем следующую информацию:

Пройденное расстояние и время выполнения упражнения

Среднюю скорость

Величину среднедистанционного пульса (AHR)

Максимальное значение ЧСС

Расчетная величина соревновательного пульса (HR10)

Пульсовая стоимость (PS)

Напряженность (S)

Доза нагрузки (LD)

Первые три показателя используют все тренеры и спортсмены и без наличия компьютерных программ, показатели ЧСС и ее производных анализировать без специального оборудования сложно. Тем не менее 10 лет назад прогрессивные тренеры занимались аналитикой с помощью секундомера и калькулятора, мы так же начинали с заполнения таблиц в Excel и построения графиков.

Средняя ЧСС – величина показательная, но больше служит для оценки вариативности значений ЧСС в тренировке, разница ЧССmax и AHR, скорость восстановления значений ЧСС.

Расчетная величина HR10 имеет свой смысл только во время выполнения напряженных повторных и соревновательных нагрузок.

Напряженность S – средняя напряженность за тренировку – наиболее показательная характеристика качества выполненной работы , отражающая степень напряжения функциональных систем организма спортсмена. Напряженность в повторных и соревновательных нагрузках отражает степень готовности к гонке, в состоянии «спортивной формы» эта величина близка к 100%.

Пульсовая стоимость PS – показатель экономичности выполнения упражнения. Суть процесса тренировки и заключается в том чтобы на выполнение одинаковой работы затрачивать минимум энергии или имея ограниченные энергетические возможности выполнить больший объем работы или с более высокой напряженностью. В планировании тренировочного процесса необходимо учесть наличие стандартных тренировок (по одинаковым кругам) во всех средствах подготовки. Степень увеличения PS в стандартных тренировках в течении длительного периода будет говорить о положительном эффекте тренировок.

Доза нагрузок LD – показатель интегральный, учитывающий время и напряженность выполнения нагрузки, оценивает тренировку в баллах. Чем напряженнее и более продолжительна, тем больше баллов. До сегодняшнего дня я этот показатель пока еще не изучил, хотя статистика ведется.

Наряду с количественными показателями мы видим пульсограмму, на которой каждый показатель ЧСС имеет свою напряженность. По данному графику мы оцениваем динамику напряженности и пиковые значения. Так же мы получаем раскладку тренировочной нагрузки по зонам относительной мощности в процентном отношении к общему времени работы. Всю эту информацию возможно распечатать на бумаге и хранить на память. Программа «Центурион» позволяет не только сохранить, но и сравнить показатели тренировки между спортсменами, сравнить показатели в различные периоды и годы подготовки.

Очень интересны для изучения соревновательные пульсограммы, показатели которых возможно использовать как модельные и ориентироваться на них при планировании нагрузок.

4. Анализ динамики нагрузок, подготовка отчетов за период тренировок, анализ статистических данных.

Ежегодные отчеты тренеров по выполненной нагрузке, анализ причин не позволивших показать наивысшие результаты, как сложно бывает собрать все записи, результаты, провести анализ.

Программа «Центурион» позволяет получить отчеты за определенный тренировочный период, сравнить статистические данные. Отчеты и статистические данные служат модельными показателями и основой для планирования дальнейшей тренировочной программы и коррекции, позволят вести подготовку спортсменов высокого уровня по индивидуальным планам или же заложить основы программирования тренировочного процесса. «Под программированием будем подразумевать упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Постулатами программирования являются контроль за выполненной нагрузкой, ее учет и знание взаимосвязей множества факторов со спортивным результатом. Это позволяет планировать тренировочную нагрузку, основываясь на качестве выполнения первоначальных планов».

5. Оценить функциональное состояние.

Отслеживая показатели пульсометрии на тренировках, повторных тренировках, соревнованиях, мы можем достаточно корректно отследить динамику функционального состояния спортсмена и приближение его к состоянию «спортивной формы». Среднедистанционная ЧСС приближается к 100%, величина максимальной ЧСС в ускорениях приближается к максимальному значению ЧСС спортсмена. По возможности желательно проследить динамику значений пульсовой стоимости по кругам или в ускорениях.

1. Пульсометрия как метод обследования прост в использовании и объективно отражает качественную сторону тренировки.

2. Ни метод (пульсометрия) ни компьютерная программа не дают рекомендаций по планированию и содержанию тренировок, а являются инструментом в повышении качества работы тренера и спортсмена.

3. Необходимо периодически совмещать показания ЧСС с показаниями биохимического обследования, с величиной потребления кислорода и др.

4. Необходимо работать в направлении создания модельных тренировочных программ, основанных на физиологических показателях и ведение учета и коррекции тренировочной нагрузки

зарина баймагамбетова
Проведение пульсометрии на уроках физической культуры

Пульсометрия урока физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, содержанию и условиям проведения занятий . Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе . На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока , что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки» .Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170–180 уд/мин.

Диапазон нагрузок высокой интенсивности составляет 161–175 уд/мин, средней интенсивности 130–160 уд/мин и низкой – 110–130 уд/мин. В каждый урок рекомендуется включать 2–3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут – при ЧСС 90–100 % от максимальной.

При проведении пульсометрии на уроке физкультуры частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока : за 5 минут до звонка, на 1-й минуте урока ; после подготовительной части урока , 2–3 раза в течение основной части (до и после основных упражнений) ; после заключительной части урока .

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц , как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах, не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращении лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе «Примечания» .

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующие условия :

– своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки) ;

– подготовить протокол для черновой записи показателей;

– заблаговременно выбрать объект наблюдения – по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания .

По возможности можно наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей класса (и подсчитать у них пульс ) : девочки и мальчика; сильного и слабого по подготовленности учеников, старательного и нерадивого и т. п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные люди. Анализ и обобщение всех данных можно поручить одному из помощников, который оформляет соответствующие материалы.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находятся в одной и той же свободной основной стойке.

После окончания урока полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока – его «кривая» .

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте «кривой» условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и проекций от исходного пульса – об ее объеме . Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Публикации по теме:

Нестандартный урок физической культуры с элементами интеграции с историей Этот урок относится к нестандартным урокам. Мне хочется активизировать и заинтересовать всех учеников уроком физической культуры, создать.

Консультация «Роль дифференцированного подхода к ученику на уроках физической культуры» «Роль дифференцированного подхода к ученику на уроках физической культуры» (печатался в Всероссийском научно – методическом журнале изда-тельской.

Консультация «Создание специальных образовательных условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» Тема: «Создание специальных образовательных Условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» (Публикация. Российский.

Возможности физической культуры в речевом развитии детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанов Тамбовской области Доклад.

Использование современных оздоровительных технологий на занятиях физической культуры Слайд 1. Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также.

Методы контроля обучения на уроках физической культуры рекомендуемых в начальной школе Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения.

1. До тренировки подготовить секундомер, ведомость пульсометрии.

2. Выбрать учащегося для исследования, провести с ним инструктаж и измерить у него пульс в состоянии покоя.

3. В дальнейшем измерять пульс на лучевой артерии за 10 (или 15) секунд, стараться не мешать ходу тренировки. Пульс измерять: после интенсивных упражнений, после пауз отдыха, после каждой части, в среднем через 3-5 минут, всего за тренировку около 20 раз.

4. Данные заносить в ведомость, рассчитывая ИСС за 1 минуту.

5. В графе «Примечания» фиксируются данные о нестандартном поведении испытуемого, субъективные показатели нагрузки.

6. Построить график «Пульсовая кривая».

7. Сделать выводы:

1) о постепенности повышения нагрузки в подготовительной части тренировки, и понижения в заключительной части;

2) о соответствии величины пульса поставленным задачам тренировки;

3) о преобладающем физиологическом воздействии нагрузки на организм (оздоровительном, поддерживающем, развивающем, тренирующем);

4) о соответствии нагрузки возрасту школьников;

5) о соответствии частоты сердечных сокращений субъективным показателям нагрузки;

6) о длительности интервалов отдыха и их соответствии задачам тренировки;

7) об уровне восстановления в конце тренировки.

ГАОУ СПО НСО НУ(К)ОР

ВЕДОМОСТЬ

отчета данных пульсометрии тренировки, проведенной

студентом Ивановым Сергеем Ивановичем

в УТГ классе первого года обучения в ДЮСШ № 12 г. Новосибирска

Содержание деятельности ученика Время подсчета пульса Частота пульса
за 10 сек. за 1 мин.
До урока 12 уд.
Бег 3" 20 уд.
ОРУ в движении 6" 15 уд.
Прыжки 9" 22 уд.
Упражнения с набивными мячами 13" 18 уд.
Конец первой части урока 16" 17 уд.
Верхняя передача 20" 16 уд.
Верхняя передача в движении 24" 20 уд.
Верхняя передача в движении 28" 21 уд.
Нижняя передача 32" 28 уд.
Нижняя передача в движении 35" 22 уд.
Нижняя передача в движении 39" 21 уд.
Подача через сетку - приём 43" 23 уд.
Подача через сетку - приём 47" 20 уд.
Нападающий удар по нависному мячу 52" 25 уд.
Нападающий удар через сетку 57" 26 уд.
Игра в волейбол 63" 23 уд.
Игра в волейбол 69" 20 уд.
Игра в волейбол 75" 21 уд.
Конец второй части урока 80" 18 уд.
Упражнение на гибкость с партнером 85" 13 уд.
Подведение итогов 89" 13 уд.
Окончание тренировки 90" 13 уд.
Вывод:


ПУЛЬСОВАЯ КРИВАЯ И ДИАГРАММА ПЛОТНОСТИ

Тренировочного занятия по волейболу

ДНЕВНИКА ПРАКТИКАНТА

1. Дневник необходимо заполнять во все дни педагогической практики, в том числе и в методические дни.

3. Помните, что любое мероприятие в рамках урочных или внеурочных форм работы всегда имеет три задачи: обучающую, развивающую и воспитательную. Поэтому и анализ (разбор) данного мероприятия необходимо проводить с учетом положения: есть положительный результат в решении каждой из трех задач или нет.

4. Старайтесь определить главную причину того, что определенная задача была решена неполно.

5. В графе «Рекомендации по коррекции педагогической деятельности» напишите, какие педагогические действия, средства, методы или методические приемы могли бы в будущем предупредить возникновение ошибки, которая была вами допущена сегодня.

6. В описании содержания занятий методического дня напишите, в какой степени педагогам и вами лично в совокупности удалось решить задачи по вашему обучению, развитию и воспитанию.

7. Регулярно проводя анализ собственной педагогической деятельности, вы сформируете навыки собственного профессионального педагогического мышления. Эти навыки пригодятся вам и в обыденной жизни, повысят эффективность достижения целей, которые вы ставите перед собой.



Перечень документов к отчёту по производственной практике (тренерской)

В ДЮСШ и спортивных клубах.

1. Индивидуальный план работы практиканта.

2.Годовой план- график прохождения учебного материала.

3. Один из микроциклов втягивающего мезоцикла подготовительного периода

4. Дневник-отчёт практиканта.

5. Конспект учебно-тренировочного занятия.-16 конспектов

6. Педагогический анализ занятия-4 анализа.

7. Хронометраж деятельности учащегося на учебно-тренировочном занятии.

8. Пульсометрия учащегося на учебно-тренировочном занятии.

9.Положение о соревнованиях.

10. Отчёт о практике.