Шивананда новый взгляд на традиционную йога терапию. Миссия Свами Шивананды — служение человечеству. Самообучение и позитивное мышление

Андрея Сидерского

Неизменно разрушается потоком времени тело человека, подобно тому, как распадается необожженный кувшин в потоке воды. Йога - вот огонь, которым тело закаляется, делаясь неподвластным времени. Обожги же тело свое в этом огне, так свершив его очищение.

«Гхеранда- Самхита»

Тот же, кто власть обрел над потоком Изначальной Силы и подчинил его движение воле своей, с легкостью побеждает в битве 6о смертью.

Ибо истинно сказано, что совершенства достигает каждый, кто неустанно практикует Йогу, будь он болен, либо слаб, молод, стар, или даже дряхл.

«Хатха-Йога-Прадипика»

Внимание!

Не следует относиться к описанной в данной работе системе лечения как к панацее, ибо таковой она становится лишь в результате некоторой практики. Поэтому начиная ее осваивать, вряд ли целесообразно сразу же полностью и наотрез отказываться от помощи обычной медицины, по крайней мере на начальном этапе, даже если результаты применения Йога-терапии превзойдут все самые смелые ожидания, что случается нередко. Впрочем, в самом выгодном положении оказываются те, кто обладает непоколебимой верой в себя, а также те, кому нечего больше терять. Они могут позволить себе такую роскошь, как риск, который во многих случаях оказывается более чем оправданным.

Кроме того, необходимо учитывать, что Шри Свами Шивананда писал свою книгу в Индии, рассчитывая на интеллектуальный тип и образ жизни индийского читателя, индийский климат и традиционный для Индии набор продуктов питания. Поэтому, несмотря на точность и ясность изложения, простоту, доступность и эффективность предложенных практик и их всесторонний характер, настоятельно рекомендуется подходить к применению предлагаемых методов разумно, по возможности консультируясь со специалистами в области практической Йоги и Йога-терапии, имеющими опыт работы в наших условиях, а также с профессиональными медиками, хорошо знакомыми с практикой Йоги.

От издателя

Йога - самый древний и наиболее основательно разработанный в философско-космогоническом и практическом отношениях метод осознанного гармоничного самосовершенствования человека. Она начинает с того, что возвращает нам полноту самоконтроля - столь редкую в наше время способность сознательно управлять своей собственной волей и личной силой. Тем самым восстанавливается естественное состояние внутреннего равновесия и покоя, не зависящее от внешних обстоятельств.

Йога-терапия - еще не Йога, но ее преддверие -надежная проверенная практикой нескольких тысячелетий система лечения, основанная на методах осознанного пробуждения сил самого организма. С помощью Йога-терапии исцеляются практически любые функциональные расстройства и многие органические нарушения: заболевания органов дыхания и кровообращения, системы пищеварения, крови, эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства, болезни мочеполовой сферы, хронические воспалительные процессы, последствия травм, операций, отравлений, радиоактивного облучения, инфекционные заболевания, нарушения иммунной системы, аллергические реакции, ослабление адаптивных способностей организма и др.

Йога-терапия - это также естественные, гармоничные и надежные способы реабилитации, восстановления сил и здоровья, утраченных вследствие пребывания организма под давлением жестких психологических, экологических и прочих стрессовых ситуаций.

Медикаментозные методы и способы лечения с применением внешнего влияния (экстрасенсорное воздействие, мануальная терапия и проч.), не подкрепленные усилиями самого пациента, направленными на победу над причинами недугов, делают человека рабом, ибо не исцеляют его, а лишь устраняют некоторые последствия нарушений, коренящихся глубоко в самой личности человека, в его сознании.

При таком лечении причины болезней не искореняются и через некоторое время дают ростки тех же, а иногда и еще более замысловатые патологий. И снова требуется внешняя сила. Так страдалец попадает в прочную зависимость от некоего внешнего благодетеля - врача или целителя.

Йога-терапия предлагает человеку средства, с помощью которых он может устранить не только симптоматические проявления, но также личностные и кармические корни болезней - осознанно, творчески изменить свою личность, задействовать резервы собственного организма и его взаимодействия с миром, своими силами, своей волей добиться полного исцеления, не попадая ни в какие зависимости.

Книги Шри Свами Шивананды на протяжении нескольких десятилетий остаются классикой как по уровню философского осмысления и исчерпывающего изложения самых разнообразных аспектов искусства практической Йоги, так и по немыслимой концентрации в них глубинной мощи осознания великого Мастера, неукротимой творческой силы его свободного Духа.

Все творения Мастера - неоценимый дар любви человечеству, ведущему трудную битву за новое качества осознания.

«Йога-терапия» Шри Свами Шивананды - одна из наиболее интересных работ по методике лечебного применения практической Йоги.

От переводчика

Поистине огромная радость - иметь возможность представить вниманию широкой публики «Йога-терапию» Шри Свами Шивананды - замечательную практическую работу известнейшего мастера Йоги, до настоящего времени имевшуюся на русском языке только в весьма несовершенном «самиздатовском» переводе и без единой иллюстрации.

Следует, однако, учитывать, что книга эта была написана полвека назад - во времена, когда значительная часть внутренних аспектов практики Йоги разглашению на Западе не подлежала и могла быть передана только учителем ученику из уст в уста.

С тех пор ситуация несколько изменилась. Наиболее разительные перемены произошли в течение последних двенадцати лет. В течение же трех-четырех лет, непосредственно предшествовавших году нынешнему, в свет вышел целый ряд книг, посвященных собственно психоэнергетической практике в различных направлениях Йоги.

Среди них - такие работы, как второе издание «искусства Пранаямы» Б. К. С. Айенгара, «Мула-бандха - ключ к мастерству» Буддхананды - одного из нынешних представителей линии Шри Свами Шивананды Сарасвати, замечательная серия книг по даосской Йоге китайского Мастера Мантэка Чиа, «Йога-Сутра» Патанджали в переводе и редакции г-на Десикачара - сына и одного из ближайших учеников Шри Кришнамачарьи (,Шри Кришнамачарья - учитель таких всемирно признанных мастеров, как Б. К. С. Айенгар и Поттабхи Джойс), а также многие другие книги.

Из не изданных пока еще, но ставших достаточно известными благодаря учителям, использующим изложенную в них информацию в своей практике, весьма интересными являются два манускрипта, обнаруженные совсем недавно. Один был найден около двадцати лет назад в книгохранилище одного из индийских раджей Шри Кришнамачарьей и Поттабхи Джойсом.

Имя автора манускрипта неизвестно, поскольку в рукописи отсутствовал титульный лист и страница с посвящением, однако текст в основном сохранился. Судя по языку рукописи, точности проработки и изощренности техники, а также философско-теоретическим трактовкам, отчасти характерным для шиваистской Йоги, отчасти - совершенно оригинальным, возраст манускрипта вряд ли превышает полторы тысячи лет. Работал с манускриптом в основном Поттабхи Джонс.

Восстановив порядок страниц и переведя текста классический санскрит, он обнаружил, что манускрипт является подробнейшим руководством по практике несколько необычной, но тем не менее исключительно эффективной динамической тренировочной системы - Аштанга-виньяса-йоги. Шри Кришнамачарья и Поттабхи Джойс дали рукописи название «Йога-Корунта» - «Самообучение Йоге».

В тот момент, когда в небе Южной Индии зажигалась звезда Бхарани, в деревне Паттамадай, на берегу реки Тамрапарани, родился мальчик. Счастливый отец - сотрудник по доходам, почитатель великого Господа Шивы и столь же благородная дама, были его родителями. Третьего мальчика в семье нарекли Куппушвами.

С раннего детства он проявлял любовь к ближним, делился своими школьными обедами со своими младшими товарищами, с бездомными животными и птицами, жалел бедных и голодных. Ни один нищий, который проходил мимо его дома, не уходил без куска пирога в руке.

Всю свою жизнь он посвятил людям. Великого мудреца и всесторонне одаренного человека не стало 14 июля 1963 года.

Жизнь индуистского мастера йоги текла по двум дорогам: доктора или йога и мудреца. В мире он был признанным авторитетом в области йоги. Свами жил ради людей и всякий труд и работа, которые облегчали и излечивали человеческие физические или душевные страдания, наполняли его прекрасным чувством радости.

Во время работы врачом в Малайзии, редактировал журнал здоровья и писал о многих проблемах со здоровьем, и он понимал и видел, что медицина не может вылечить человечество от всех бед, во многих случаях она бессильна.

В качестве директора локального госпиталя, он много времени уделял лечению самых бедных, большинство из которых нуждалось в помощи. Он не только лечил их, не требуя оплаты, но и часто, оправляя своих пациентов домой, давал им мелкие деньги на карманные расходы, как компенсацию потерянного рабочего дня.

Десять лет спустя, в 1923 году он вернулся в Индию. К этому времени он провел серьезное исследование мировых религий и разработал ежедневную практику асан и молитв - шивананда йога.

Поиск прочного счастья

Будучи молодым врачом, Шивананда постоянно испытывал чувство высшего управления в своей жизни. Из всех эфемерных и недолговечных удовольствий жизни, он постоянно искал высшую и прочную форму счастья и мира. Физические и умственные мучения людей, которые он видел, были источником его печали.

Самое глубокое его желание - следовать по пути мудрецов и помогать ближним, лечить не только физическое тело, как врач, но и врачевать душу.

Свами посвятил свою жизнь йоге и полностью отрекся от мира. Мудрец много месяцев странствовал по Индии, как нищий монах, выполняя тапас (аскезы). В конце он поселился в гималайской лагуне, где семь лет практиковал йогу и интенсивную медитацию, достигая самореализации.

Все эти годы он помогал больным, работая в небольшой клинике, которую сам организовал. Где бы он ни был, он нес знания людям, рассказывая и призывая их к совершенствованию и духовному развитию, практикуя асаны, пранаяму (дыхательные упражнения) и крии (упражнения по очищению).

Отречение

В конце он отрекся от мирской жизни и отказался от карьеры врача. Вернулся в Индию, много странствовал, и принял решение поселиться в Ришикеше, в Гималаях, где практиковал интенсивные аскезы. Здесь он повстречал своего наставника Свами Вишвананду, инициирующего его как саньясина (отрешенного). Здесь Куппушвами нарекли Свами Шиванандой Сарасвати.

И хотя за всю свою жизнь Шивананда не так много путешествовал по свету, йога Шивананда оказала глубокое влияние на признание йоги в Западной Европе, Америке, России и других странах.

Модификация йоги

В 1936 году, на заброшенном коровнике в Ришикеше он основал «Общество Божественной Жизни». Свами Шивананда пропагандировал и учил йоге, которая включала в себя все известные системы йоги. Знакомство и обучение духовным знаниям и целительной йоге было его целью. С течением времени ашрам включил в себя бесплатную диспансерную и благотворительную больницу, а сегодня общество имеет свои филиалы по всему миру. Он больше никогда не покидал Индию, Шивананда йога живет и ее популярность растет во всем мире, благодаря работе его преданных учеников.

Созданную им йогу, современные практики на Западе, взяли за основу. В Ришикеше Свами Шивананда обучил много выдающихся учеников, сыгравших большую роль в продвижении классической йоги, пользующейся заслуженной репутацией во всем мире.

Учение Шивананды выкристаллизировала основные принципы всех религий, объединив все пути йоги в один - Йогу Синтеза. Он сделал учение доступным для всех, инкапсулируя его простым девизом: «Служите, любите, дарите, очищайте, медитируйте, осознавайте».

Самый большой дар – это знание

Написание книг стало еще одной миссией Свами Шивананды. В результате, позволило принести людям еще больше пользы. Дар знания для него был величайшим подарком, и цель состояла в том, чтобы распространять как можно больше духовных знаний. Типография для него была гораздо важнее, чем трибуна, потому что произносимые слова быстро забываются, а то, что остается в письменном виде, будет вечным. Эта миссия длилась всю оставшуюся жизнь. Свами издал более 200 книг, опубликованных на английском языке, по всевозможным аспектам йоги. Его книги подробно описывают методы и приемы Божественной Жизни и Самореализации. В магазинах «Sishananda Ashram Yoga Farm Boutique», можно купить многие из этих бесценных книг.

Непобедимая сила его мыслей

Свами Шивананда теперь живет в каждой стране вместе с его последователями. Он учит, направляет и координирует действия с помощью своих учеников, книг и продолжает жить в ашрамах и центрах, где преподается йога. Шивананда использовал служение и любовь, чтобы покорить людские сердца. Он не изобрел ничего сверхъестественного, но его шивананда йога помогает людям стать лучше и чище. Его учение непобедимо, оно несет духовный свет и умственное развитие человечеству. Мудрец Шивананда - ярчайший пример служения богу, чистоты, доброты и любви. Он использовал любую возможность, чтобы помочь и служить людям. Среди его последователей люди разных национальностей, вероисповедания, религий и цвета кожи.

Пять основных принципов йогического образа жизни

Согласно Свами Шивананде, необходимо соблюдать пять основных принципов:

1. Правильные упражнения

Позы йоги дают гибкость телу и регулируют кровообращения, чтобы организм оставался сильным и здоровым.

Нельзя отрицать, что регулярное выполнение упражнений хорошо сказывается на состоянии организма. Шивананда ссылается на правильное выполнение асан йоги. Свами Шивананда также настаивает на том, что все, что нужно нашему телу, может быть достигнуто в результате последовательной, хорошо сбалансированной практики асан.

В отличие от других видов физических упражнений (бег, силовые тренировки), йога - это полная тренировка тела. Она:

  • укрепляет организм,
  • улучшает кровообращение,
  • способствует гибкости,
  • стимулирует эндокринную систему и защищает иммунную систему;
  • снимает стресс и улучшает сон;
  • повышает эффективность сердечной мышцы;
  • снижает артериальное давление;
  • улучшает кровообращение по всему телу.

Поэтому, практиковать свои позы йоги необходимо каждый день.

2. Правильное дыхание

Глубокое и осознанное дыхание уменьшает стресс и лечит все болезни.

Относится к практике пранаямы. Контроль праны или энергии достигается посредством практики контроля дыхания. Упражнения, такие как: Анулома Вилома (альтернативное дыхание носом) и Капалабхати (дыхание огня), стимулируют нервную систему, детоксифицируют кардио-респираторную систему (путем удаления газообразных отходов) и обуславливают поддержание спокойного и устойчивого дыхания во время физического или эмоционального стресса. Когда дыхание ровное, разум спокойный.

3. Правильная релаксация

Уменьшает стресс и усталость тела.

Правильное расслабление относится к эффективному и адекватному сну и отдыху между асанами в позе Шавасаны. Это способность расслаблять тело в положении лежа на спине, сохраняя сознание, соблюдая внутреннее равновесие (гомеостаз). Когда Шавасана практикуется во время класса асаны, и организм расслабляется, исцеление и восстановление более эффективно.

Правильное равновесие в организме в течение дня, поддерживается хорошо спланированным расписанием. Здоровое питание и ежедневная практика асан обеспечивает полноценный отдых в ночное время, а также способность быстро заснуть, проспать всю ночь и пробудиться свежим и бодрым.

Люди склонны считать сон само собой разумеющимся. Они работают в течение дня превышая допустимые пределы, поддерживают себя кофеином днем и вечером, едят тяжелую пищу перед сном, и не оставляют достаточно времени, чтобы мозг и тело обновились и отдохнули, прежде, чем отойти ко сну. Затем они задаются вопросом, почему их сон беспокойный, а ум напряжен.

Правильное расслабление - это не роскошь, а основное действие.

4. Правильная диета

Простая, здоровая и пищеварительная вегетарианская диета оказывает положительное влияние на организм и ум, а также на окружающую среду и других живых существ. Правильная йогическая диета предназначена для поддержания тела и разума.

Самым фундаментальным компонентом этого принципа является выбор продуктов (Саттва), которые составляют рацион.

Что такое продукты Саттва? Они мягкие (не слишком пряные), цельные (не обработанные или предварительно упакованные), свежие (из сада, огорода) и растительного происхождения. Употребляются в умеренных количествах и за 2-3 приема пищи в день.

5. Самообучение и позитивное мышление

Точный способ успокоить ум и устранить негатив.

Задавая себе эти вопросы, мы стремимся найти истину. Свами Шивананда поощрял своих учеников, просил их никогда не прекращать задавать вопросы, продолжать поиск ответов, чтобы лучше понять себя и окружающий мир. Изучение этой фундаментальной истины приносит сочувствие ко всем живым существам, осознание окружающей нас среды и постоянное стремление к миру и взаимопониманию.

Наибольшее значение имеет позитивное мышление. Всегда ищите истину с позитивным отношением, принося радость другим через добрые слова и поступки. Ведь какая может быть польза от обучения, если оно приносит страдания? Имейте хорошее чувство юмора, будьте ребенком, улыбайтесь всему, что видите, учил людей великий мудрец.

Андрея Сидерского

Неизменно разрушается потоком времени тело человека, подобно тому, как распадается необожженный кувшин в потоке воды. Йога - вот огонь, которым тело закаляется, делаясь неподвластным времени. Обожги же тело свое в этом огне, так свершив его очищение.

«Гхеранда- Самхита»


Тот же, кто власть обрел над потоком Изначальной Силы и подчинил его движение воле своей, с легкостью побеждает в битве 6о смертью.

Ибо истинно сказано, что совершенства достигает каждый, кто неустанно практикует Йогу, будь он болен, либо слаб, молод, стар, или даже дряхл.

«Хатха-Йога-Прадипика»


Внимание!

Не следует относиться к описанной в данной работе системе лечения как к панацее, ибо таковой она становится лишь в результате некоторой практики. Поэтому начиная ее осваивать, вряд ли целесообразно сразу же полностью и наотрез отказываться от помощи обычной медицины, по крайней мере на начальном этапе, даже если результаты применения Йога-терапии превзойдут все самые смелые ожидания, что случается нередко. Впрочем, в самом выгодном положении оказываются те, кто обладает непоколебимой верой в себя, а также те, кому нечего больше терять. Они могут позволить себе такую роскошь, как риск, который во многих случаях оказывается более чем оправданным.

Кроме того, необходимо учитывать, что Шри Свами Шивананда писал свою книгу в Индии, рассчитывая на интеллектуальный тип и образ жизни индийского читателя, индийский климат и традиционный для Индии набор продуктов питания. Поэтому, несмотря на точность и ясность изложения, простоту, доступность и эффективность предложенных практик и их всесторонний характер, настоятельно рекомендуется подходить к применению предлагаемых методов разумно, по возможности консультируясь со специалистами в области практической Йоги и Йога-терапии, имеющими опыт работы в наших условиях, а также с профессиональными медиками, хорошо знакомыми с практикой Йоги.


От издателя

Йога - самый древний и наиболее основательно разработанный в философско-космогоническом и практическом отношениях метод осознанного гармоничного самосовершенствования человека. Она начинает с того, что возвращает нам полноту самоконтроля - столь редкую в наше время способность сознательно управлять своей собственной волей и личной силой. Тем самым восстанавливается естественное состояние внутреннего равновесия и покоя, не зависящее от внешних обстоятельств.

Йога-терапия - еще не Йога, но ее преддверие -надежная проверенная практикой нескольких тысячелетий система лечения, основанная на методах осознанного пробуждения сил самого организма. С помощью Йога-терапии исцеляются практически любые функциональные расстройства и многие органические нарушения: заболевания органов дыхания и кровообращения, системы пищеварения, крови, эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства, болезни мочеполовой сферы, хронические воспалительные процессы, последствия травм, операций, отравлений, радиоактивного облучения, инфекционные заболевания, нарушения иммунной системы, аллергические реакции, ослабление адаптивных способностей организма и др.

Йога-терапия - это также естественные, гармоничные и надежные способы реабилитации, восстановления сил и здоровья, утраченных вследствие пребывания организма под давлением жестких психологических, экологических и прочих стрессовых ситуаций.

Медикаментозные методы и способы лечения с применением внешнего влияния (экстрасенсорное воздействие, мануальная терапия и проч.), не подкрепленные усилиями самого пациента, направленными на победу над причинами недугов, делают человека рабом, ибо не исцеляют его, а лишь устраняют некоторые последствия нарушений, коренящихся глубоко в самой личности человека, в его сознании.

При таком лечении причины болезней не искореняются и через некоторое время дают ростки тех же, а иногда и еще более замысловатые патологий. И снова требуется внешняя сила. Так страдалец попадает в прочную зависимость от некоего внешнего благодетеля - врача или целителя.

Йога-терапия предлагает человеку средства, с помощью которых он может устранить не только симптоматические проявления, но также личностные и кармические корни болезней - осознанно, творчески изменить свою личность, задействовать резервы собственного организма и его взаимодействия с миром, своими силами, своей волей добиться полного исцеления, не попадая ни в какие зависимости.

Книги Шри Свами Шивананды на протяжении нескольких десятилетий остаются классикой как по уровню философского осмысления и исчерпывающего изложения самых разнообразных аспектов искусства практической Йоги, так и по немыслимой концентрации в них глубинной мощи осознания великого Мастера, неукротимой творческой силы его свободного Духа.

Все творения Мастера - неоценимый дар любви человечеству, ведущему трудную битву за новое качества осознания.

«Йога-терапия» Шри Свами Шивананды - одна из наиболее интересных работ по методике лечебного применения практической Йоги.

От переводчика

Поистине огромная радость - иметь возможность представить вниманию широкой публики «Йога-терапию» Шри Свами Шивананды - замечательную практическую работу известнейшего мастера Йоги, до настоящего времени имевшуюся на русском языке только в весьма несовершенном «самиздатовском» переводе и без единой иллюстрации.

Следует, однако, учитывать, что книга эта была написана полвека назад - во времена, когда значительная часть внутренних аспектов практики Йоги разглашению на Западе не подлежала и могла быть передана только учителем ученику из уст в уста.

С тех пор ситуация несколько изменилась. Наиболее разительные перемены произошли в течение последних двенадцати лет. В течение же трех-четырех лет, непосредственно предшествовавших году нынешнему, в свет вышел целый ряд книг, посвященных собственно психоэнергетической практике в различных направлениях Йоги.

Среди них - такие работы, как второе издание «искусства Пранаямы» Б. К. С. Айенгара, «Мула-бандха - ключ к мастерству» Буддхананды - одного из нынешних представителей линии Шри Свами Шивананды Сарасвати, замечательная серия книг по даосской Йоге китайского Мастера Мантэка Чиа, «Йога-Сутра» Патанджали в переводе и редакции г-на Десикачара - сына и одного из ближайших учеников Шри Кришнамачарьи (,Шри Кришнамачарья - учитель таких всемирно признанных мастеров, как Б. К. С. Айенгар и Поттабхи Джойс), а также многие другие книги.

Из не изданных пока еще, но ставших достаточно известными благодаря учителям, использующим изложенную в них информацию в своей практике, весьма интересными являются два манускрипта, обнаруженные совсем недавно. Один был найден около двадцати лет назад в книгохранилище одного из индийских раджей Шри Кришнамачарьей и Поттабхи Джойсом.

Имя автора манускрипта неизвестно, поскольку в рукописи отсутствовал титульный лист и страница с посвящением, однако текст в основном сохранился. Судя по языку рукописи, точности проработки и изощренности техники, а также философско-теоретическим трактовкам, отчасти характерным для шиваистской Йоги, отчасти - совершенно оригинальным, возраст манускрипта вряд ли превышает полторы тысячи лет. Работал с манускриптом в основном Поттабхи Джонс.

Восстановив порядок страниц и переведя текста классический санскрит, он обнаружил, что манускрипт является подробнейшим руководством по практике несколько необычной, но тем не менее исключительно эффективной динамической тренировочной системы - Аштанга-виньяса-йоги. Шри Кришнамачарья и Поттабхи Джойс дали рукописи название «Йога-Корунта» - «Самообучение Йоге».

Описанный в «Йога-Корунте» совмещенный с дыхательной практикой мощный динамический метод выполнения йогических упражнений (асан) и циклическая практика собственно дыхательных упражнений (пранаям), будучи классической, тем не менее в значительной мере изменила еще не так давно общепринятое на Западе отношение к йогической практике как к методике в основном статической.

Второй манускрипт был найден совсем недавно в небольшом монастыре на границе юго-западной части Тибетского нагорья и Гималаев. Он относится ко времени несколько более позднему - возраст его, вероятнее всего, составляет около тысячи лет. Как и в «Йога-Корунте», в рукописи отсутствуют несколько первых и последних страниц, поэтому ни имя автора, ни точная дата написания, ни место, где манускрипт был составлен, не известны.

Шивананда Свами - Йога-терапия. Новый взгляд на традиционную йога-терапию - читать книгу онлайн бесплатно

Annotation

Книга Свами Шивананды «Йога-терапия» - подробный указатель терапевтической практики при конкретных заболеваниях. Описаны биоэнергетическая сущность простых и эффективных упражнений, принципы питания, а также несложные способы тренировки дыхания как радикального средства увеличения продолжительности жизни. Приведены методы лечения большинства заболеваний методами Йога-терапии.

Технику выполнения упражнений для создания иллюстраций продемонстрировал и объяснил А. Сидерский.

Свами Шивананда. Йога-терапия
Авторизованный перевод, примечания и дополнения
Андрея Сидерского

Неизменно разрушается потоком времени тело человека, подобно тому, как распадается необожженный кувшин в потоке воды. Йога - вот огонь, которым тело закаляется, делаясь неподвластным времени. Обожги же тело свое в этом огне, так свершив его очищение.

«Гхеранда- Самхита»


Тот же, кто власть обрел над потоком Изначальной Силы и подчинил его движение воле своей, с легкостью побеждает в битве 6о смертью.

Ибо истинно сказано, что совершенства достигает каждый, кто неустанно практикует Йогу, будь он болен, либо слаб, молод, стар, или даже дряхл.

«Хатха-Йога-Прадипика»


Внимание!

Не следует относиться к описанной в данной работе системе лечения как к панацее, ибо таковой она становится лишь в результате некоторой практики. Поэтому начиная ее осваивать, вряд ли целесообразно сразу же полностью и наотрез отказываться от помощи обычной медицины, по крайней мере на начальном этапе, даже если результаты применения Йога-терапии превзойдут все самые смелые ожидания, что случается нередко. Впрочем, в самом выгодном положении оказываются те, кто обладает непоколебимой верой в себя, а также те, кому нечего больше терять. Они могут позволить себе такую роскошь, как риск, который во многих случаях оказывается более чем оправданным.

Кроме того, необходимо учитывать, что Шри Свами Шивананда писал свою книгу в Индии, рассчитывая на интеллектуальный тип и образ жизни индийского читателя, индийский климат и традиционный для Индии набор продуктов питания. Поэтому, несмотря на точность и ясность изложения, простоту, доступность и эффективность предложенных практик и их всесторонний характер, настоятельно рекомендуется подходить к применению предлагаемых методов разумно, по возможности консультируясь со специалистами в области практической Йоги и Йога-терапии, имеющими опыт работы в наших условиях, а также с профессиональными медиками, хорошо знакомыми с практикой Йоги.

От издателя

Йога - самый древний и наиболее основательно разработанный в философско-космогоническом и практическом отношениях метод осознанного гармоничного самосовершенствования человека. Она начинает с того, что возвращает нам полноту самоконтроля - столь редкую в наше время способность сознательно управлять своей собственной волей и личной силой. Тем самым восстанавливается естественное состояние внутреннего равновесия и покоя, не зависящее от внешних обстоятельств.

"Тот же, кто власть обрел над потоком Изначальной Силы и подчинил его движение воле своей, с легкостью побеждает в битве со смертью. Ибо истинно сказано, что совершенства достигает каждый, кто неустанно практикует Йогу, будь он болен, либо слаб, молод, стар, или даже дряхл."

Об авторе: Шивананда, само воплощение истинной сущности всей индийской духовной культуры, подарил человечеству сотни книг, в которых содержится мудрость жизни. еще…

С книгой «Йоготерапия» также читают:

Предпросмотр книги «Йоготерапия»

Шри Свами Шивананда

ЙОГОТЕРАПИЯ
Методы лечебного применения йогической практики

"Неизменно разрушается потоком времени тело человека, подобно тому, как распадается необожженный кувшин в потоке воды. Йога - вот огонь, которым тело закаляется, делаясь неподвластным времени. Обожги же тело свое в этом огне, так свершив его очищение." (Гхеранда-Самхита)
"Тот же, кто власть обрел над потоком Изначальной Силы и подчинил его движение воле своей, с легкостью побеждает в битве со смертью.
Ибо истинно сказано, что совершенства достигает каждый, кто неустанно практикует Йогу, будь он болен, либо слаб, молод, стар, или даже дряхл." (Хатха-Йога-Прадипика)
ВНИМАНИЕ!
Не следует относиться к описанной в данной работе системе лечения как к панацее, ибо таковой она становится лишь в результате некоторой практики. Поэтому, начиная ее осваивать, вряд ли целесообразно сразу же полностью и наотрез отказываться от помощи обычной медицины, по крайней мере, на начальном этапе, даже если результаты применения Йога-терапии превзойдут все самые смелые ожидания, что случается нередко. Впрочем, в самом выгодном положении оказываются те, кто обладает непоколебимой верой в себя, а также те, кому нечего больше терять. Они могут позволить себе такую роскошь, как риск, который во многих случаях оказывается более чем оправданным.
Кроме того, необходимо учитывать, что Шри Свами Шивананда писал свою книгу в Индии, рассчитывая на интеллектуальный тип и образ жизни индийского читателя, индийский климат и традиционный для Индии набор продуктов питания. Поэтому, несмотря на точность и ясность изложения, простоту, доступность и эффективность предложенных практик и их всесторонний характер, настоятельно рекомендуется подходить к применению предлагаемых методов разумно, по возможности консультируясь со специалистами в области практической Йоги и Йога-терапии, имеющими опыт работы в наших условиях, а также с профессиональными медиками, хорошо знакомыми с практикой Йоги.

От издателя

Йога - самый древний и наиболее основательно разработанный в философско-космогоническом и практическом отношениях метод осознанного гармоничного самосовершенствования человека. Она начинает с того, что возвращает нам полноту самоконтроля - столь редкую в наше время способность сознательно управлять своей собственной волей и личной силой. Тем самым восстанавливается естественное состояние внутреннего равновесия и покоя, не зависящее от внешних обстоятельств.
Йога-терапия - еще не Йога, но ее преддверие, - надежная проверенная практикой нескольких тысячелетий система лечения, основанная на методах осознанного пробуждения сил самого организма. С помощью Йога-терапии исцеляются практически любые функциональные расстройства и многие органические нарушения: заболевания органов дыхания и кровообращения, системы пищеварения, крови, эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства, болезни мочеполовой сферы, хронические воспалительные процессы, последствия травм, операций, отравлений, радиоактивного облучения, инфекционные заболевания, нарушения иммунной системы, аллергические реакции, ослабление адаптивных способностей организма и др. Йога-терапия - это также естественные, гармоничные и надежные способы реабилитации, восстановления сил и здоровья, утраченных вследствие пребывания организма под давлением жестких психологических, экологических и прочих стрессовых ситуаций.
Медикаментозные методы и способы лечения с применением внешнего влияния (экстрасенсорное воздействие, мануальная терапия и проч.), не подкрепленные усилиями самого пациента, направленными на победу над причинами недугов, делают человека рабом, ибо не исцеляют его, а лишь устраняют некоторые последствия нарушений, коренящихся глубоко в самой личности человека, в его сознании. При таком лечении причины болезней не искореняются и через некоторое время дают ростки тех же, а иногда и еще более замысловатых патологий. И снова требуется внешняя сила. Так страдалец попадает в прочную зависимость от некоего внешнего благодетеля - врача или целителя.
Йога-терапия предлагает человеку средства, с помощью которых он может устранить не только симптоматические проявления, но также личностные и кармические корни болезней - осознанно, творчески изменить свою личность, задействовать резервы собственного организма и его взаимодействия с миром, своими силами, своей волей добиться полного исцеления, не попадая ни в какие зависимости.
Книги Шри Свами Шивананды на протяжении нескольких десятилетий остаются классикой как по уровню философского осмысления и исчерпывающего изложения самых разнообразных аспектов искусства практической Йоги, так и по немыслимой концентрации в них глубинной мощи осознания великого Мастера, неукротимой творческой силы его свободного Духа.
Все творения Мастера - неоценимый дар любви человечеству, ведущему трудную битву за новое качество осознания.
"Йога-терапия" Шри Свами Шивананды - одна из наиболее интересных работ по методике лечебного применения практической Йоги.
От переводчика
Поистине огромная радость - иметь возможность представить вниманию широкой публики "Йога-терапию" Шри Свами Шивананды - замечательную практическую работу известнейшего мастера Йоги, до настоящего времени имевшуюся на русском языке только в весьма несовершенном "самиздатовском" переводе и без единой иллюстрации.
Следует, однако, учитывать, что книга эта была написана полвека назад - во времена, когда значительная часть внутренних аспектов практики Йоги разглашению на Западе не подлежала и могла быть передана только учителем ученику из уст в уста.
С тех пор ситуация несколько изменилась. Наиболее разительные перемены произошли в течение последних двенадцати лет. В течение же трех-четырех лет, непосредственно предшествовавших году нынешнему, в свет вышел целый ряд книг, посвященных собственно психоэнергетической практике в различных направлениях Йоги. Среди них - такие работы, как второе издание "Искусства Пранаямы" Б. К. С. Айенгара, "Мула-бандха - ключ к мастерству" Буддхананды - одного из нынешних представителей линии Шри Свами Шивананды Сарасвати, замечательная серия книг по даосской Йоге китайского Мастера Мантэка Чиа, "Йога-Сутра" Патанджали в переводе и редакции г-на Десикачара - сына и одного из ближайших учеников Шри Кришнамачарьи [Шри Кришнамачарья - учитель таких всемирно признанных мастеров как Б. К. С. Айенгар и Поттабхи Джойс.] (Здесь и далее текст в квадратных скобках - комментарии А.Сидерского.), а также многие другие книги. Из не изданных пока еще, но ставших достаточно известными благодаря учителям, использующим изложенную в них информацию в своей практике, весьма интересными являются два манускрипта, обнаруженные совсем недавно. Один был найден около двадцати лет назад в книгохранилище одного из индийских раджей Шри Кришнамачарьей и Поттабхи Джойсом. Имя автора манускрипта неизвестно, поскольку в рукописи отсутствовал титульный лист и страница с посвящением, однако текст в основном сохранился. Судя по языку рукописи, точности проработки и изощренности техники, а также философско-теоретическим трактовкам, отчасти характерным для шиваистской Йоги, отчасти - совершенно оригинальным, возраст манускрипта вряд ли превышает полторы тысячи лет. Работал с манускриптом в основном Поттабхи Джойс. Восстановив порядок страниц и переведя текст на классический санскрит, он обнаружил, что манускрипт является подробнейшим руководством по практике несколько необычной, но тем не менее исключительно эффективной динамической тренировочной системы - Аштанга-виньяса-йоги. Шри Кришнамачарья и Поттабхи Джойс дали рукописи название "Йога-Корунта" - "Самообучение Йоге". Описанный в "Йога-Корунте" совмещенный с дыхательной практикой мощный динамический метод выполнения йогических упражнений (асан) и циклическая практика собственно дыхательных упражнений (пранаям), будучи классической, тем не менее в значительной мере изменила еще не так давно общепринятое на Западе отношение к йогической практике, как к методике в основном статической. Второй манускрипт был найден совсем недавно в небольшом монастыре на границе юго-западной части Тибетского нагорья и Гималаев. Он относится ко времени несколько более позднему - возраст его, вероятнее всего, составляет около тысячи лет. Как и в "Йога-Корунте", в рукописи отсутствуют несколько первых и последних страниц, поэтому ни имя автора, ни точная дата написания, ни место, где манускрипт был составлен не известны. Практика, в нем описанная, названа неизвестным автором "Дхара-садханой", что можно перевести как "Путь потока", "Путь по лезвию" или "Обучение битвой" [Дхара (санскр.) - поток, ливень, лезвие, битва.]. Подобно "Йога-Корунте", рукопись примечательна тем, что философию, на которой основан описанный в ней метод психофизической тренировки, нельзя однозначно отнести ни к какой из известных религиозно-философских школ, но скорее к разряду синтетических (если рассматривать ее как следствие) либо изначальных (если относиться к ней как к озарению) учений, вобравших в себя непосредственное знание сути вещей. Несмотря на то, что практика Дхара-садханы в наибольшей степени напоминает сложные техники классической, шиваистской и тибетской Йоги, как статические, так и динамические, философия ее и психоэнергетическая подоплека упражнений в значительной степени сохраняют в себе следы восточного влияния и кое в чем сродни даосским концепциям, поэтому техника чем-то похожа также и на технику, используемую в некоторых школах даосской Йоги, в частности, вьетнамской йогической практики Зыонг-шинь [В ссылках и примечаниях названия вышеупомянутых манускриптов - "Йога-Корунта" и "Дхара-Даршана".] Вероятно, Аштанга-виньяса-йога и Йога-дхара-садхана сформировались как практические методы во времена вторичного переосмысления и нового синтеза, когда мастера отбирали лучшее из практик различных школ, синтезируя новые высокоэффективные комплексные подходы [Это было свойственно не только Йоге, но и другим типам психофизической тренировки, например, Ци-гун. В те времена возник целый ряд относительно молодых школ. К таковым относится, например, разработанная около тысячелетия тому назад на основе жестких буддистских и мягких даосских техник тянчжунская практика Йин-цигун, хранителями которой в настоящее время являются стошестнадцатилетний Патриарх Линь Гу и его преемник - тридцатилетний Старший Мастер Чэн Ван Пэн.].
Учитывая сложившуюся ситуацию, в процессе перевода "Йога-терапии" был сделан ряд необходимых дополнений, касающихся тех внутренних аспектов практики, относительно которых Шри Шивананда умолчал либо ограничился намеками, и которые могут теперь быть раскрыты, поскольку не только представители других школ, но также ученики и последователи самого Шри Свами Шивананды сегодня открыто говорят и пишут о них. [См. "Мула-бандха - ключ к мастерству" Буддхананды, "Мудра и пранаяма" Дхирендры Брахмачари, "Искусство пранаямы" Б. К. С.Айенгара, "Преобразование энергии стресса в жизненную силу" М. Чиа и др. книги.] В данной книге информация о внутренних аспектах практики излагается не в полном в объеме, но в том, который достаточен для практикующих упражнения Йоги в сугубо терапевтических целях.
Необходимо также иметь в виду, что "Йога-терапия" Шри Свами Шивананды, как и все остальные его работы, является практической книгой. Что же касается теоретических концепций, в ней изложенных, особенно той их части, которая касается научной медицины, физиологии и физиологической теории чакр, то здесь обнаруживается множество не совсем однозначных моментов. Безусловно, Шри Свами Шивананда - великий практик и выдающийся мастер во всем, что касается тысячелетней традиции классической Йоги. Попытки же его увязать концептуальный базис классического философского и психоэнергетического обоснования с современной физиологической наукой, химией и физикой иногда производят, скажем так, несколько странное впечатление. В процессе редактирования текста книги были сделаны попытки несколько сгладить наиболее явные противоречия и отчасти прояснить запутанные места, снабдив их комментариями и примечаниями, хотя, конечно, в полной мере сделать это было попросту невозможно, и некоторое количество достаточно спорных трактовок в книге все же присутствует. В частности, физиологическая теория чакр, которой пользуется Шри Свами Шивананда, содержит в себе весьма существенные разногласия с той из современных теорий чакр, которую специалисты относят к наиболее корректным. Некоторые неувязки можно найти также и в других разделах, например, в той части главы о диете, которая посвящена химическому составу пищи.
Вполне корректными, безусловно, являются практические разделы, посвященные упражнениям, поэтому методы, предлагаемые Шри Свами Шиванандой в "Йога-терапии", несомненно действенны. И именно в них - главная ценность этой книги, поскольку они многократно проверены, доказали свою эффективность и вполне могут быть взяты на вооружение. В основе этих методов лежит доскональное знание йогической практики, философии и психоэнергетической теории, принятой в классической Йоге. Излагаемые Шри Свами Шиванандой теоретические выкладки и философские концепции из Йоги и Аюрведы, также исключительно интересны и могут дать обильную пищу для ума живого и любознательного. А. С. Киев, 1994.

ВВЕДЕНИЕ

Все начиналось очень-очень давно, во времена незапамятные и первобытные. Мы почти ничего не знаем о них, ибо само по себе слово "назапямятные" говорит о том, что они остались за пределами памяти нынешней человеческой цивилизации. Ничего, кроме, пожалуй, одного: в те далекие времена людям тоже было свойственно болеть, и это вынуждало их искать средства избавления от проблем, связанных с нарушениями здоровья. Тысячелетия эволюции человеческого общества не прошли впустую. Сведения о природе болезней и средствах борьбы с ними, а также основанные на целенаправленном расширении и углублении осознания методы общего развития человеческого существа, доставшиеся нам в наследство от забытых предков нынешнего человечества, своей точностью и совершенством, полнотой и радикальностью поражают порой даже самое развитое воображение.
Обозримый отрезок земной истории ничтожно мал в сравнении с тем, сколько времени прошло с тех пор, как на Земле появился человек. И, разумеется, с самого начала первобытных времен человек вынужден был сражаться за выживание - с природой, с врагами, с самим собой. И с болезнями, что заставляло его искать лекарства, обращаясь к четырем основным источникам: к миру растений, к миру животных, к миру минералов и к самим токсинам болезней.
Однако, чем сложнее и изощреннее становились формулы лекарственных препаратов, тем с более тяжелыми побочными эффектами их применения сталкивались лекари.
Отсюда - бытующее на Востоке высказывание:
"Сотню пациентов должен убить новичок, прописывая лекарства лишь для того, чтобы не прослыть невеждой в медицинской науке, прежде чем начнет постигать сущность болезней и секреты лечения. Тот же, кого величают истинным целителем, должен убить тысячу, дабы воистину овладеть тайнами силы лекарств".
Ничто, по сути, не изменилось с тех древних времен. Так же, как и тогда, тот, кто уповает на врачей и не способен позаботиться о себе сам, рискует попасть в руки не слишком опытного специалиста.
Ужасные последствия медицинских ошибок и наплевательского отношения к себе тех, кто все надежды возлагает на кого-то другого - врача, знахаря, целителя - всегда побуждали людей к поиску альтернативных методов. И начали они с того, что попытались заимствовать способы самоисцеления у животных.
Возьмем, к примеру, домашнего пса. Заболев, он перестает есть и часами лежит на солнцепеке. Даже самая любимая пища оставляет его равнодушным. Одно-двухдневный пост и солнечные ванны оказывают на животное настолько благотворное действие, что очень скоро к нему возвращаются здоровье и аппетит.
Домашняя кошка также владеет секретом самоисцеления. Заболев, она не прикасается к пище и жует какую-то травку, от которой ее тошнит и рвет. Проходит немного времени - и вот уже наша милая кошечка снова в полном порядке.
Больная корова перестает щипать траву, находит большую лужу, ложится рядом с ней на землю и время от времени пьет воду. День-два воздержания от пищи и обильное питье возвращают корове здоровье.
Изучение методов самолечения, применяемых животными, привело к созданию натуропатии - естественной терапии. В результате уже во времена "Вед" и "Веданты" [Веда (санскр.) - знание, священное знание. "Веды" - сборник самых древних священных текстов, не так давно - порядка двух с лишним тысяч лет назад - разделенный Вьясой на четыре части - "Ригведу", "Яджурведу", "Самаведу" и "Атхарваведу". Веданта (санскр.) - завершение "Вед". "Веданта" - сборник священных текстов, примыкающих к "Ведам", являющихся их продолжением и развивающих идеи и философию "Вед".] целители владели изощренными приемами водолеченния, применения солнечных ванн, очистительных процедур и прочих натуропатических практик.
Наиболее совершенными во всех отношениях являются натуропатические методики, практикуемые в Йоге [Йога (санскр.) - единение, осознание единства. Древняя философско-практическая система целенаправленного совершенствования и расширения человеческого осознания вплоть до практического постижения им сущности мира, его устройства и абсолютного единства мирового бытия. В основе совершенствования высших аспектов осознания согласно йогическим концепциям обязательно должно лежать гармоничное развитие всех низших - "инструментальных" - составляющих человеческого существа - "плотного" (органического) и "тонкого" (энергетического) тел, низшего - логического - разума или интеллекта, эмоциональной сферы, интуитивного разума и т.д.], поскольку они не только избавляют человека от болезней и устраняют всякую возможность рецидивов, но также открывают перед ним поистине неограниченные перспективы развития и самосовершенствования."
Данная книга посвящена лечебной практике Йоги - Йога-терапии. В изложении философских основ и физиологической подоплеки терапевтических методов использованы традиционные концепции, принятые в Йоге. Исключение составляют лишь те случаи, в которых необходимость ссылок на современную западную медицину и натуропатию диктуется краткостью или неясностью отдельных трактовок, даваемых "Йога-Шастрой" [Йога-Шастра - сборник классических трактатов по философии и практике Йоги.] и "Аюрведой" ["Аюрведа" - сборник древних медицинских трактатов.]. Подобные пробелы в основном обусловлены тем, что целый ряд текстов был утрачен еще в древности и во времена средневековых войн.
Глава 1 Физиология и патология в "Йога-Шастре" и "Аюрведе"

Основы философии и физиологические концепции в Йоге

Элементы метафизики
Учение Йоги - истинная жемчужина в океане ведического знания. Традиционно Йогу практикуют для достижения просветления и обретения абсолютного знания, однако в основе высшего развития человеческого сознания, согласно учению Йоги, не может не лежать гармоничное совершенствование всех низших аспектов человеческого существа и компенсация их возрастной деградации, именуемая "реставрацией".
Невозможно построить корректную систему лечения, не обладая точным знанием принципов устройства организма. Для постижения же последних требуется знание устройства мира в целом.
Принятые в Йоге космогонические концепции изложены в основных йогических трактатах, в частности, в "Йога-Даршане" Патанджали, в "Гхеранда-Самхите" и в "Шива-Самхите", а также в работах многочисленных комментаторов этих трактатов.
Изначальная пра-материя именуется Пракрити - то, из чего непроявленное Единое творит внутри себя Бытие. Исходная природа Единого, являющегося абсолютным интегральным осознанием, суть Пустота, в которой отсутствует даже пространство, ибо все взаимно уравновешено, целостно и полноценно. Побуждение к дифференциальному самоосознанию в проявленных творениях есть тот первоначальный импульс, которым Единое заставляет себя создать в себе Изначальную Силу и нарушить собственное внутреннее равновесие Пустоты, разделив Ее на абсолютно подвижное и абсолютно инертное - два первичных потока Бытия. За счет этого возникает пространство мира - Пракрити, вихреобразные неоднородности которого становятся материей, сотканной вибрационными полями. Таким образом побуждение Единого к самоосознанию образует два принципа состояния Изначальной Силы - две Гуны - абсолютную активность, именуемую Раджо-гуной или Раджасом, и абсолютную инертность - Тамо-гуну или Тамас. Будучи слитыми в непроявленном Едином, они взаимно уничтожаются изначальной целостностью и полнотой. Когда же они проявлены, их равновесие в сотворенном Бытии есть некое новое, более высокое по сравнению с ними качество упорядоченности [В отличие от изначального Хаоса.], именуемое Саттво-гуной или просто Саттвой. Таким образом, три гуны создают из Пракрити мир творения, упорядочивая абсолютный Хаос изначальной Пустоты в структуру Бытия сообразно Воле Единого.
Саттво-гуна в проявленном самодостаточна, поскольку является принципом уравновешивания, не уничтожающего, но гармонично организующего побудительную силу Раджо-гуны и обездвиживающую инертность Тамо-гуны. Тамас или Тамо-гуна есть принцип или качество инерции (или инертности), обеспечивающий возможность создания и сохранения формы - результирующего состояния побудительной силы в действии. Тамас также является тем аспектом Изначальной Силы, которым обусловлено образование пяти стихий или пяти элементов - пяти качественных субстанциональных проявлений: земли, воды, огня, воздуха и эфира [В отличие от гуны - потенциальной тенденции динамического осуществления бытия, великий элемент - маха-бхута или стихия - таттва (буквально "суть, сущность") есть исходное качество субстанции мира, соответствующее определенному первичному состоянию пространства как изначальной пра-материи Универсума. Маха-бхут или таттв - пять: наиболее грубая сущность материи как твердого вещества - Притхви - стихия земли; сущность жидкого состояния - Апас - стихия воды; сущность состояния, переходного между объемно ограниченным состоянием вещества и газообразной фазой - Теджас или Агни - стихия огня; сущность газообразного состояния - Вайю или Вата - стихия воздуха; сущность тонкого - не-вещественного состояния материи - Акаша - стихия эфира, соответствующая как собственно пространственно-временному континууму, так и различным полям, существующим в нем в виде обусловленных наличием Праны - качества энергии или эфирного дыхания - Акаша-вайю - первичных вихреобразных неоднородностей, уплотнение и дифференциация которых собственно и есть источник образующих первичные элементы трансформаций качественных состояний материи друг в друга.]. Главнейшей из пяти стихий считается эфир вселенной - пространство-время - Акаша.
Дыхание эфира - Акаша-вайю создает из эфира стихию воздуха. Элементы эфира, воздуха и огня в сочетании образуют стихию воды. И, если стихия воздуха суть первооснова дыхания жизни, то вода содержит в себе в зародышевом состоянии все объекты мира проявленных творений. За счет комбинации стихий эфира, воздуха, огня и воды формируется стихия земли - первооснова вещественности материальных объектов. Таким образом, предметный мир во всем его непостижимом многообразии есть результат естественного взаимодействия пяти стихий - Панча-танматра. На некотором этапе развития своего взаимодействия пять изначальных стихий формируют материальный мир пяти физических элементов - Панча-бхута, из которых состоят все необозримые мириады туманностей, каждая из которых содержит в себе несчетное количество звезд и звездных систем. [Стихии или тонкие составляющие первоэлементов есть их организующие принципы - сообразные им качественные аспекты Праны - энергии. Грубые составляющие первоэлементов - физические элементы - есть реализация организующих принципов в соответствующим образом сформированном ими пространстве.] Магическая сила управляемого тремя гунами взаимодействия пяти стихий проявляется как в образовании мельчайших вихрей сверхслабых вибрационных полей, так и в создании гигантских конгломератов грубой материи.
Самым первым объектом, который произвела Пракрити, была Маха-таттва - Великая Сущность или Великая Истина - единая первооснова воплощенной в пра-материи изначальной потенциальной энергии. Динамические проявления энергии, именуются Праной - Изначальной Силой.
"Веды" именуют изначального проявленного Бога мира творения "Златоутробным" - Хиранья-гарбха. Хиранья - золото - золотой поток божественного сознания - божественная искра в существах воплощенных. В проявлениях любого существа, осознающего в себе эту искру, преобладают мотивы, обусловленные самодостаточной тенденцией гармонии - Саттва-гуной. Потому каждый, достигший такого уровня самоосознания, будет именоваться Хиранья-гарбха, ибо его сущность неотделима от единой сущности мира.
Хиранья-гарбха - творческий Дух - Творец, Хранитель и Владыка Вселенной. Его вдохновением созданы все уровни мира проявленного бытия. Будучи великим истоком сотворенного, Хиранья-гарбха суть также и первооснова сознания и самоосознания вселенной.
Второй производной Пракрити является Ахамкара - Эго или универсальная сила воли.
Пять первоэлементов обладают пятью свойствами, которые воспринимаются в пяти сферах восприятия органами слуха, осязания, зрения, обоняния и вкуса. [Самому грубому из первоэлементов - Притхви - земле соответствует восприятие посредством обоняния, воде - Апасу - вкусовое восприятие, огню - Теджасу - зрительное, воздуху - Вайю - восприятие посредством осязания, эфиру - Акаше - слуховое восприятие.] Соответственно, трансформируясь во множественные миры вселенной материальных объектов, тонкие первоэлементы переносят свои свойства в грубые структуры. Таким образом, в пределе объектная вселенная суть трансформация Акаши - пространства-времени - обусловленная действием Ахамкары - волевой силы мира. [Прана - свойство энергии, которым в различных формах обладает пространство мира, есть объект приложения волевой силы мира и, таким образом, ключевой фактор реализации самопроявления, а следовательно, и самоосознания мира. Являясь побудительным началом проявленного бытия, волевая сила мира управляет динамикой Праны посредством намерения. Последнее является мостом между волей как таковой и реализующей проявленное бытие энергией.]
Фиксация созидательной силы в виде структуры, составленной проявленными формами, обусловлена Тамо-гуной. [Тенденцией инерции сохранения состояния.] Множество миров как структурированное проявление или выражение пяти стихий сформировано, таким образом, за счет силы Тамаса.
Грубо говоря, существует семь уровней или планов проявленного бытия - семь сфер творения: Божественный план универсальной Великой Сущности (Маха-таттвы), план волевой силы вселенной (Ахам-кары) и пять планов Панча-танматры (Панча-маха-бхута-таттвы) - пять сфер стихий великих первоэлементов творения.
В "Ведах" семь планов вселенной трактуются как семь миров - Сапталока:
1. Мир смертных.
2. Обитель мертвых.
3. Обитель ограниченных привязанностью к личному эго.
4. Обитель великих - полубогов.
5. Обитель божественных душ, преодолевших ограничения эго и достигших осознания единства со своими творениями.
6. Обитель просветленных - существ, которые владеют божественной силой, и, пребывая в состоянии божественного блаженства, постигли истинную природу вещей - силу Бога, посредством которой явлено творение.
7. Обитель высочайших - достигших полного единства с Богом, благодаря осознанию Высшей Истины - постижению Изначального Принципа.
Семь миров группируются в три сферы - низшую, высшую и высочайшую.
Три из семи планов - мир смертных (Бхух), обитель мертвых (Бхувах) и обитель ограниченных (Свах) именуются тремя низшими мирами (Адхо-трилока). Их постижение - в пределах инструментальных возможностей той функциональной части человеческого сознания, которая именуется интеллектом и является несколько более развитой формой интеллекта животного. Живые воплощенные человеческие существа обитают в Бху-локе, где возможны три состояния сознания: состояние бодрствования, состояние собственно сна - сна со сновидениями - и состояние за сном - сон без сновидений.
Доминирующей фазой состояния сознания в мире смертных является бодрствование.
После физической смерти осознание человека попадает в Бхува-локу, где доминирует состояние сна со сновидениями. Потаенные желания, надежды и страхи человека обретают форму, становясь реальностью этой обители перманентного сна и порождая в осознании образы ощущений - райских наслаждений или же адских страданий.
Люди, обладавшие при жизни светлым умом и блестящим интеллектом, зачастую минуют переходный план Бхува-локи и после смерти попадают прямо в Сва-локу. Там они наслаждаются ощущением счастья, которое порождается их устремлением к осмыслению сложных абстрактных идей и склонностью к пребыванию в устойчивом состоянии глубокого размышления либо реализованными в процессе жизни добродетелями, а затем входят в состояние глубокого покоя - сна без сновидений. Большинство обычных людей также имеет шанс войти в Сва-локу и оставаться там некоторое время, в зависимости от большей или меньшей степени осознания божественности своей собственной природы - свойства, которым человеческие существа обладают от рождения. Однако затем душе придется возвращаться в мир смертных - Бху-локу, воплотившись в рожденном существе для достижения более высокого уровня развития интеллекта и сферы эмоций. [В пределе уровень организации человеческого существа вследствие его развития становится достаточным для обретения им собственно человеческого свойства сознания - начальной мудрости. Дальнейшее развитие человека и трансформация его в тот или иной тип сверх-человеческого существа происходит посредством постепенного "функционального замещения" инструмента животного уровня - интеллекта - инструментом чисто человеческим - мудростью, не ограниченной громоздкими и негибкими интеллектуальными конструкциями, предназначенными для логической обработки информации трехмерного континуума.]
Мы можем отчасти проникнуть в тайну души - инструмента ума. Но для досконального ее изучения человеку необходимо добиться осознанного пробуждения высшей разумности - или интуиции - Буддхи - того уровня ума, который управляет процессами трансформации и совершенствования интеллекта. Мир Буддхи начинается с уровня обители великих - полубогов (Маха-лока) - сферы ощущений. В Маха-локе выделенный и рафинированный интеллект совмещен с интуицией - Буддхи, формируя качественно новое образование - мудрость. Три наивысших мира объединяются под одним названием Урдхва-трилока - три высочайших плана, которые также относятся к сфере интуиции - Буддхи. Они находятся вне пределов досягаемости интеллекта и прочих низших функциональных инструментов ума.
Для того, чтобы проникнуть в Урдхва-трилоку, человеку необходимо прежде всего преодолеть в своем сознании пять пороков: похоть, алчность, неведение - незнание принципов устройства мира и истинного смысла жизни, гордыню эгоцентризма и злобность. [В случае подавляющего большинства человеческих существ под наличием пяти пороков (или некоторых из них) вовсе не следует понимать ярко выраженные доминирующие состояния сознания, безусловно и активно определяющие проявления человека в его действиях, поступках, отношениях. Столь однозначные воплощения пороков достаточно редки и свойственны либо неким особым личностям, либо проявлениям обычных людей в пограничных ситуациях, когда потаенное и скрытое в глубинах сознания всплывает на поверхность, делаясь явным. В обычных же условиях пороки выражаются скорее как эмоциональные тенденции реакции сознания. Это делает их трудноуловимыми и практически недоступными интеллектуальному инструментарию самоосознания. "Соринка" в чужом глазу потому и заметнее "бревна" в своем собственном, что находится во внешней сфере, восприятие и интерпретации которой осуществляются в значительной степени с помощью интеллекта. Собственное же "бревно" принадлежит собственной эмоциональной сфере - более глубокой, чем сфера интеллекта и потому контролю интеллекта фактически недоступной. Явления, локализующиеся в сфере эмоций, подлежат адекватному осознанию лишь при углублении самоосознания в сферы, являющиеся по отношению к эмоциональной более внутренними и потому способными ею управлять. Таковой, например, оказывается сфера личной воли. Тогда интеллект может быть осознанно использован в качестве инструмента оценки и обработки информации о наличии в эмоциональной сфере скрытых проявлений каких-либо из пяти пороков. Таким образом, легкое, едва заметное сожаление, которое человек испытывает где-то глубоко-глубоко внутри, расставаясь с чем-то, что, как он считает, ему принадлежит, есть алчность, хотя никаких явных проявлений данного порока при этом не отметил бы даже самый пристальный наблюдатель. Точно так же оттенок бесконтрольного раздражения, ощущаемый нами при общении с некоторыми людьми, есть проявление злобности. Тем не менее мы совершенно искренне можем вести себя при этом предельно корректно и благожелательно. Самые серьезные и труднопреодолимые препятствия всегда находятся внутри нас, и чем они тоньше и тщательнее замаскированы, чем неохотнее мы их замечаем и признаемся самим себе в их наличии, тем нашему осознанию труднее их преодолеть. Поэтому в битве за высшее знание так важна честность, прежде всего - честность в отношениях с самим собой.] Вслед за этим победой над желаниями и страстями обретается свобода от привязанностей к объектам и явлениям материального мира - мира формальных проявлений, которая дает право войти в Урдхва-трилоку. Самоосознание существа, пребывающего в сфере Урдхва-трилоки характеризуется отсутствием каких бы то ни было негативных моментов. Высшее наслаждение и высшее знание становятся основными свойствами состояния ума, необходимость возвращаться к страданиям и боли новых воплощений исчезает. [Необходимость воплощения диктуется Кармой - совокупностью "открытых вопросов" - незавершенных вибрационных структур осознания, обусловленных незнанием отдельных аспектов мира формальных проявлений. Существо, достигшее высшего знания, соответствующего Урдхва-трилоке, автоматически "закрывает" для себя все подобного рода вопросы, так как знает сущность стоящих за ними проявлений. Тем самым Карма оказывается исчерпанной а структура осознания - гармонично завершенной.]
Итак, человеческая эволюция не ограничивается планом земного существования - миром смертных, а продолжается в более высоких мирах - сферах истинного бессмертия, которые не могут быть постигнуты разумом в его ограниченной форме обычного человеческого интеллекта.
Человек остается вовлеченным в эволюционный процесс до тех пор, пока не осознает истинную сущность своей божественной природы. Прохождение человеческим существом эволюционной последовательности воплощений именуется линией эволюции личной или индивидуальной души. Состояние ума подавляющего большинства воплощенных человеческих существ нынешней эпохи суть неведение - Авидья. Это значит, что превеликое множество людей в современном мире не осознает своей истинной природы. Потому для достижения полноты самоосознания человек должен развить в себе качества Бога до того уровня, когда они могут быть осознаны. За счет этого человеческое существо превратит себя в реальное воплощение истинного знания. И тогда ограниченность личной воли, скованной законами безрадостного бытия земной сферы, сменится свободой универсальной воли мира Божественного Вдохновения. [Осознав идентичность высшего личного "Я" и "Я" Единого, существо обретает также осознание тождественности личной воли воле универсальной.]
Животные в человеческом облике, вовлеченные ныне в демоническую драму ненависти, пороков и войн, могут тем самым преобразовать себя в высшие существа и играть надлежащую роль в небесной драме. Единое - Божественный Творец объектного мира - имеет бесконечно могущественное намерениеотрешенно узреть себя в наилучшем из своих творений. Намерению этому суждено исполниться в земном мире лишь тогда, когда величие Творца полноценно проявится в человеке - Его собственном концентрированном воплощении. [Животные не являются таким же концентрированным воплощением - высшее самоосознание у каждого вида животных - одно на всех. Люди принципиально отличаются от всех животных - даже самых разумных и обладающих мощнейшим интеллектом - тем, что самоосознание человека обладает индивидуализированным проявлением на тех планах бытия, где индивидуальность животных уже отсутствует.] К настоящему времени в деле решения грандиозной задачи реализации в человеке Бога сделан лишь первый шаг, растянувшийся на последние десять тысяч лет развития человеческой цивилизации.
Изложенные выше построения, касающиеся устройства мира и множественности планов бытия, не являются ни абстрактными теориями, ни умозрительными заключениями, основанными на отдельных догадках авторов древних Священных Писаний. Это - трактовки практических результатов, достигнутых йогинами [Йогин (санскр.) - тот, кто полноценно практикует Йогу.] в ходе экспериментальных исследований других миров с целью постижения Высшей Истины. Будучи воплощенным в физическом теле - смертном человеческом теле, образованном самой грубой формой плотной материи - йогин тем не менее обладает способностью посещать высшие планы или другие миры в тонких телах. За счет этого он обретает непосредственный опыт постижения Высшей Истины - тайны, скрытой за внешней видимостью творения.
Согласно мировоззрению Йоги, элементы, которые обнаруживаются в составе макрокосма - обширной вселенной Адхо-трилоки, не могут не присутствовать и в теле человека, ибо оно являет собой микрокосм, отображая устройство вселенной в миниатюре. Главным из пяти элементов является Акаша-бхута - пространственно-временной континуум. Существование вселенной обусловлено взаимодействием Акаша-бхуты и Саттва-гуны. Подобным же образом Акаша-бхута обеспечивает существование миниатюрной вселенной нашего тела. Специфической характеристикой Акаши является звук. Потому считается, что проявления Акаша-бхуты человек воспринимает посредством органа слуха. Все пустоты или отверстия в теле, например, поры кожи, внутренние полости сосудов, костей и органов суть образования Акаша-таттвы.
Взаимодействие Саттва-гуны и Раджо-гуны с Акаша-бхутой порождает Вайю-таттву и Вайю-бхуту - стихию и элемент воздуха. Прямое восприятие Вайю-таттвы осуществляется посредством осязания, опосредованное - посредством слуха. Проявляясь в теле человека, Вайю-бхута генерирует в органах осязания стремление к приятным ощущениям. Этот же элемент суть жизненная сила - созидающий принцип тела, ответственный за управление процессом постоянного обновления органов и систем на клеточном уровне, а также за поддержание в должном состоянии их функциональной активности.
Сила собственно Раджаса воплощается в Теджо-бхуте или Агни-таттве, которая суть основной огонь. Его особое свойство - цвет. Прямое восприятие Теджо-бхуты осуществляется с помощью зрения - способности визуального определения пространственных форм, опосредованное - с помощью слуха и осязания. Агни-таттва - стихия огня - отвечает за наличие в человеческом теле функциональной энергии. В виде пищеварительного огня Агни осуществляет переработку питательных веществ, тем самым обеспечивая организм энергией более грубого уровня, необходимой для реализации функций всех систем и органов.
Джала-бхута или Апо-таттва - стихия воды - есть результат взаимодействия Акаши с сочетанием Раджои Тамо-гун. Главное свойство элемента воды есть вкус. Опосредованное восприятие ее осуществляется органами слуха, осязания и зрения. Основной зоной функционального проявления стихии воды в физическом теле человека является ротовая полость, поскольку именно здесь сосредоточены вкусовые рецепторы. Все жидкие субстанции тела - кровь, лимфа, выделения желез внутренней секреции и прочие - в основе своей имеют элемент воды - Джала-бхуту.
Притхви-бхута - элемент земли или Притхви-таттва - стихия земли порождается взаимодействием Акаши с Тамо-гуной. Особое свойство стихии земли есть запах. Опосредованное ее восприятие осуществляется органами слуха, осязания, зрения и вкуса. Основная зона функционального проявления Приттхви-таттвы в физическом теле человека - орган обоняния. Элемент земли лежит в основе построения всех плотных тканей тела - костей, мышц, мозга, плоти внутренних органов, желез и т.д.
Согласно "Йога-шастре" правящий Бог сферы проявленного бытия есть Индра. Именно он своим намерениеминициирует пять грубых элементов, сообщая им активность действия. В пространстве мира имеются неисчислимые мириады глаз, принадлежащих телу Индры. Они призваны наблюдать за всем многообразием явлений мира, что позволяет Индре поддерживать в трансформациях творения строгий порядок и дисциплину проявлений. Именно поэтому Индру изображают в виде тысячеглазого бога, [Отрешенный внутренний наблюдатель - точка, вокруг которой формируется осознание каждого воплощенного существа, и есть глаз Индры - действующего аспекта Единого, - отрешенно созерцающего самое себя в процессе эволюции творения - процессе Его самоосознания. Потому там - в этой центральной точке - абсолютность покоя отрешенности, и там же - постижение великой тождественности - осознание Единства - состояние Йоги.]
Проявления Акаши в мире плотных форм органами чувств физического тела человека непосредственно не воспринимаются. [Слышание "внутренним" слухом и различные варианты видения"энергетических полей" осуществляется органами не плотного, а энергетического тела.] Вайю не столь тонок. Поэтому прикосновения его ощутимы органами осязания. Агни - огонь - состоит из раскаленных частиц вещества. Он грубее эфира и воздуха, но все же не столь плотен, как вода или земля. Мы способны воспринять зрительно все формы проявления Агни - собственно огонь, молния и т.д. Таким образом, по своей конституции Агни занимает промежуточное положение между грубым (стхула) и тонким (сукшма). Вода - Джалаили Апо-бхута - менее плотна, чем земля, потому ее следует рассматривать как своего рода "полуплотную" субстанцию. Самым плотным из элементов, в природе которого преобладает тенденция твердости или оформленности - Тамо-гуна - является земля - Приттхви-бхута. Приттхви-таттва ответственна за фиксацию любых энергий и пространственных формаций в жесткой структуре твердого вещества. Именно стихия земли лишает пространство текучести, придавая ему инертность формы. Благодаря этому твердое вещество является таковым в наших ощущениях. Формы, однако, обладают тенденцией изменяться и преобразовываться друг в друга под действием стихий более тонких. Бытие этого мира подобно буре, в которой пыль, капли дождя, тучи и вспышки молний сплетаются в единую ткань потоками ветра. И в микрокосме нашего тела все твердые вещественные формы находятся в состоянии перманентной трансформации под действием Вайю, Агнии Джала-таттв.

Йогическая концепция психоэнергетических узлов

Как уже было сказано, вселенная макрокосма состоит из семи сфер. Являясь отображением макрокосма, микрокосмическая вселенная человеческого тела также образована сочетанием семи планов бытия. Каждый отдельный план имеет свой центр воплощения, являющийся также центром проявления соответствующей этому плану стихии. Такие центры воплощения называются чакрами. Их семь - Муладхара-чакра, Свадхистхана-чакра, Манипура-чакра, Анахата-чакра, Вишуддха-чакра, Аджня-чакра и Сахасрара-чакра. Каждой чакре соответствует свое основное сплетение энергетических потоков тонкого тела, или энергетический узел - грантхи. [В целом узлов - грантхи - значительно больше, чем чакр (либо чакр значительно больше, чем семь), поскольку под грантхи понимаются узловые зоны, в которых сходится некоторое количество функциональных потоков первого тонкого - именуемого также эфирным - уровня тела. Каждому из узлов соответствует вихрь еще более тонкой природы, который и является тем, что часто понимается под чакрой. Однако существует целый ряд других концепций чакр. Наиболее корректными из них представляются те, сообразно которым собственно чакры - семь основных вихрей - суть результат интерференции вибрационных сред, формируемых пятью стихиями и двумя управляющими силами. Таким образом, чакра оказывается образованием гораздо более фундаментальным, чем просто полевой вихрь, генерируемый узлом потоков. Потому собственно чакрами целесообразно называть только те семь главных вихрей, которые соответствуют центрам проявления сил и стихий и являются образованиями универсального характера. Тогда грантхи - энергетические узлы - суть энергетические узлы самого грубого уровня, размещающихся в зонах локализации центров вихрей чакр, отвечающих за управление физиологическими функциями на тонких планах. Подобно тому, как в каждой стихии опосредованно представлены аспекты всех прочих стихий и сил, в комплексе каждой чакры содержатся проявления всех семи чакр, хотя в энергетическом теле - в отличие от физического - ядра (но только ядра) вихревых образований самих чакр локализованы достаточно явно: Муладхара-чакра - область промежности; Свадхистхана-чакра - верхняя часть полового органа у женщин и верхняя часть основания полового органа у мужчин; Манипура-чакра - живот чуть ниже пупка (этот вихрь - довольно большой и вытянут вверх до солнечного сплетения); Анахата-чакра - за серединой грудины; Вишуддха-чакра - шея в области подъяремной впадины; Аджня-чакра - в середине головы на пересечении линий, одна из которых соединяет верхушки ушных раковин, а вторая - мозжечок и среднюю вершину лобно-глазного треугольника - Трикуты; Сахасрара-чакра образует конических вихрь, вершиной упирающийся в Аджня-чакру и раскрывающийся к своему основанию вверх, пересекая контур тела примерно по периметру горизонтальной окружности черепа, в области лба проходящей по границе волосистой части головы. Остальные же вихри суть сопряженные с чакрами тонкие аспекты грантхи. И, если чакры в физическом теле распределены и представлены семью основными функциональными системами, то грантхи - локализованы и представлены комплексом из нервного сплетения (нервных сплетений), железы (желез) внутренней секреции, органа (группы органов) и соответствующих мышц и сустава (суставов).]
Взаимное соответствие между силами, стихиями, планами бытия, семью чакрами и семью основными грантхи таково:
Маха-таттва - Великая Сущность - мир высочайших - Сахасрара-чакра - Махат-грантхи.
Ахамкара - волевая сила вселенной - мир просветленных - Аджня-чакра - Ахам-грантхи.
Акаша-таттва - эфир - мир достигших осознания единства со своими творениями - Вишуддха-чакра - Висма-грантхи, известный также как Набхи-грантхи. [Набхи (санскр.) - небо, Висма-пана (санскр.) - название небесного города гандхарвов - положительных божеств - в древнем индийском эпосе.]
Вайю-таттва - воздух - мир великих - Анахата-чакра - Вайю-грантхи.
Агни-таттва - огонь - мир ограниченных - Манипура-чакра - Агни-грантхи.
Апо-таттва - вода - мир мертвых - Свадхистхана-чакра - Вари-грантхи. [Вари, джала, апас (санскр.) - вода.
Притхви-таттва - земля - мир смертных - Муладхара-чакра - Притхви-грантхи.
Поскольку теперь мы рассматриваем не столько метафизику Йоги, сколько принятые в Йоге физиологические трактовки, представляется целесообразным использовать терминологию из тех древних трактатов, которые находятся на стыке Йоги и Аюрведы, таких как, скажем, "Праджапатья-Сутра".
В общих чертах схема взаимодействия между чакрами, грантхи и соответствующими им органами физического тела такова: чакра контролирует функциональное состояние грантхи, грантхи же регулирует деятельность органов, отделов нервной системы и секреторную активность эндокринных желез.
Железы внутренней секреции [Эндокринная система относится к органическим структурам Свадхистхана-чакры.], являются основным звеном, посредством которого функции соответствующих грантхи проецируются на физический план.
Несмотря на тесное функциональное взаимодействие желез внутренней секреции друг с другом, в организме каждого человека существует свой характер соотношения их активности, который является определяющим фактором формирования физической и психической конституции индивида.
Таким образом, тип личности человека и состояние его физического тела в значительной степени определяются тем, какие из звеньев эндокринной системы являются доминирующими либо по тем или иным причинам пребывают в состоянии функциональной недостаточности. Соответственно можно говорить о характере действия определенных грантхи на более тонких планах, то есть, о доминировании либо недостаточности проявлений отдельных стихий (из-за преобладания определенных гун) как о причине возникновения тех или иных состояний человеческого организма и психики.
Грантхи являются основными управляющими центрами функциональных проявлений сил и стихий. Поэтому работа органов и желез внутренней секреции, расположенных в тех частях тела, где локализованы основные грантхи, непосредственно связана с проявлениями соответствующих стихий.
Главным центром управления проявлениями Акаша-таттвы является Висма-грантхи, расположенный в области шеи. Соответственно, к функциональной сфере Висма-грантхи относятся щитовидная и паращитовидные железы, миндалины, слюнные железы и прочие образования, размещенные в этой части тела.
Выделения желез, относящихся к Висма-грантхи, имеют ключевое значение в борьбе организма с заболеваниями и способствуют сохранению здоровья и силы. Состояние этих желез самым непосредственным образом отражается на функционировании всех остальных желез внутренней секреции. Если железы Висма-грантхи по каким-либо причинам перестают выделять в кровь достаточное количество своих секретов, на организм человека немедленно обрушиваются целые каскады заболеваний. В целом можно сказать, что одной из основных функций Висма-грантхи является общий контроль состояния организма.
Лица, в конституции которых доминирует Висма-грантхи, находятся под преобладающим влиянием стихии эфира - Акаша-таттвы, их личностные характеристики, следовательно, формируются в &heip;