Единственный в мире атлас тибетской медицины. Рецепты «Атласа тибетской медицины. Неизвестный лама Шираб Сунуев

медициной Атласе тибетской медицины Атлас тибетской медицины

https://www.сайт/journal/14657

Больной, болезнь и время приема воды или лекарства. Также находятся параллели с арабской медициной . Э.Г. Базарон указывает, что изображение одного из врачей в "Атласе тибетской медицины " похоже на портрет Авиценны. Надо сказать, что структура "Канона врачебной науки" Авиценны... Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо поручил двум своим ученикам проиллюстрировать "Вайдурья-онбо". Таким образом, появился "Атлас тибетской медицины " содержащий 76 листов с более чем десятью тысячами рисунков. Он был закончен после смерти...

https://www.сайт/religion/1348

Книги, когда бывают пациенты, которым сложно поставить диагноз. - А что такое настоящая тибетская медицина ? - Истинная тибетская медицина возникла четырнадцать-шестнадцать тысяч лет назад в легендарном государстве Шанг-Шунг, о существовании и местоположении... До такой степени, что невозможно было удержаться от страдальческой гримасы и окружающим приходилось рассказывать историю про тибетскую медицину и мой поход к врачу. Через несколько дней действительно все прошло, но жизненный опыт подсказывает...

https://www.сайт/religion/11221

Был создан научно-исследовательский отдел биологически активных веществ индо-тибетской медицины с целью исследования различных аспектов тибетской медицинской системы. Тибетская медицина представляет собой свод знаний об организме человека, приобретённых в... региона проживания, сезонов года, времени суток, образа жизни, характера питания, которые заложены в тибетской системе. Знания о тибетской медицине содержатся в трактате "Джуд-Ши", записанном в 11-ом и переведенным в 17-ом веке. Повествование...

https://www.сайт/journal/11593

Друга, используя похожие методы диагностики, лечения, составления лекарств и т.д. Какую бы из двух основных версий о происхождении тибетской медицины мы не приняли (буддийскую или бонскую), главным, что объединяет и роднит эти две традиции, остается одно – цель... создает текст «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), который до настоящего момента является основным пособием по изучению тибетской медицины . Жизнь этого выдающегося врача требует отдельного внимания. В возрасте трех лет Ютог-па заявил своему отцу...

https://www.сайт/journal/15397

Своей кульминации, затем затухают, чтобы начать увеличиваться при приближении к очередной точке. Эти точки называются определенными тибетскими слогами и привязаны к тому или иному дню лунного месяца. Таким образом, полный циркуляционный цикл "жизненных... второй сустав пальца правой ноги 30 АА первый сустав пальца правой ноги Теперь, когда вы узнали некоторые тибетские термины, можно использовать полученные знания не только для профилактики заболеваний, увеличения продолжительности жизни, но и для...

https://www.сайт/magic/17671

Тибетская медицина

Тибетская медицина - наука, искусство и философия, которая обеспечивает целостный подход к здравоохранению. Это - наука, потому что ее принципы перечислены в систематической и логической структуре, основанной на понимании тела и...

В XVII веке Тибет пережил расцвет медицинской науки: построен «колледж» для монахов, составлено несколько важных текстов.

Наверное, самый впечатляющий из дошедших до нас трудов того времени - это четырёхтомный «Голубой берилл» (между 1687 и 1703 годами). Трактат содержит описание примет и сновидений, помогающих установить диагноз, сотен лекарственных трав и медицинских инструментов, а также анатомических схем - 79 поразительных иллюстраций (танка). Это настоящая вершина образовательного искусства: научные знания переплелись здесь с традициями буддийско-тибетской живописи.

Картины были выполнены по заказу Дези Сангье Гьяцо, регента при пятом далай-ламе, который исполнял обязанности временного правителя Тибета после смерти предыдущего далай-ламы в 1682 году. Гьяцо придавал большое значение точности иллюстрации, часто консультировался с медицинскими специалистами и поощрял использование свежих трупов в качестве моделей для анатомических картин. В то же время он не возражал и против символизма. Так, желудок изображался в виде красного алмаза, тонкий кишечник - красных завитков, а толстый - синих волн.

Танка несколько раз тщательно перерисовывались монахами: это была обязательная часть их медицинского образования. Они по сей день актуальны в учебных заведениях Непала. Вслед за журналом Scientist мы воспроизводим здесь несколько копий, созданных в начале 1990-х под руководством непальского художника-самоучки Ромио Шрестха с использованием пигментов из естественных источников: для красной краски применялась ртутная руда, синей - лазурит, жёлтой - соли серной кислоты и т. д.

Эта иллюстрация содержит основные сведения о расположении костей и внутренних органов человека. Тибетские анатомы насчитали в человеческом теле 360 костей. У современных западных медиков получается всего 206, но это связано лишь с тем, что они не принимают во внимание хрящи и ногти. На голове монахи увидели 21 тыс. волос, тогда как у нынешнего представителя западной цивилизации их там около 100 тыс. (Все картинки кликабельны!)

На этой танка указаны наиболее уязвимые места человеческого организма.

В арсенале тибетских медиков были инструменты для изучения переломов, открытых ран и гениталий, щипцы и щипчики для извлечения тканей и инородных тел из организма, хирургические инструменты (ножи и пилы), инструменты для облегчения задержки мочи, введения слабительного и др.

Для того чтобы поставить диагноз, тибетскому врачу надлежало смотреть, прикасаться и спрашивать. Эти действия составляют три ствола изображённого здесь дерева, которые в дальнейшем разделяются на восемь ветвей и 38 листьев. Они представляют части тела, которые подлежат указанным действиям.

Здесь, в частности, рассказывается о прижигании, которое осуществлялось путём прикладывания зажжённой «сигареты» из полыни к различным частям тела. Оно до сих пор используется в традиционной китайской медицине для улучшения кровообращения и лечения хронических заболеваний. Точки прижигания обозначены красным, точки кровопускания - синим, точки хирургического вмешательства - жёлтым.

Эта танка иллюстрирует процесс развития плода, начиная с момента зачатия (левый верхний угол), когда через семя и дыхание отца плод получает сознание.

Растения были основным источником лекарств в тибетской медицине. Дези Сангье Гьяцо потратил много сил и времени на то, чтобы монахи изобразили их с большой точностью, имея под рукой образцы.

Рассказ о том, как следует лечить людей, страдающих ветрами, сексуальным истощением, анемией беременных, бессонницей, депрессией, переутомлением, расстройством желудка и др. Среди методов - изменение диеты и образа жизни.

Будда медицины (Бхайшаджьягуру) находится в центре Сударшаны - города на вершине горы с пышными лесами, которые полны мощных лекарственных средств. Он окружен различными божествами, среди которых пятый далай-лама (в верхнем левом углу).

Атлас тибетской медицины Голубой Берилл (аюрведа, буддизм, йога, оздоровление, здоровье)

​Атлас тибетской медицины Голубой Берилл (аюрведа, буддизм, йога, оздоровление, здоровье)

Атлас Тибетской Медицины «Голубой Берилл» написан в 17 веке крупнейшим ученым Сангье Гьямцо (1653-1705).
Традиционная тибетская медицина — уникальна. Она интегрировала медицинские знания древнего государства Шанг — Шунг, индийской Аюрведы, соединила в себе лучшее из медицинских традиций Индии, Греции, Цейлона, Персии, Кашмира, Афганистана, Непала, Монголии, Китая с богатым опытом врачей Тибета и философией буддизма. Тибетская медицина сильно связана с Аюрведой: в 8-12 в. тибетские врачи путешествовали в Индию и изучали аюрведические тексты, с 4-5 в. правители Тибета приглашали врачей из Индии.

В 10 в. Ринчен Занпо изучил и перевел тексты аюрведы на тибетский язык, которые во времена исламского нашествия и междоусобиц были уничтожены в Индии и позднее вернулись обратно уже из Тибета.

Атлас Тибетской Медицины првосходный сборник текстов и иллюстраций, детально проясняет все главы основного трактата по индотибетской медицине «Чжуд Ши» (8-12в.) и является основным комментарием к этому тексту. Он содержит 77 листов красочных иллюстраций и пояснений к ним.
Атлас тибетской медицины — уникальный свод иллюстраций к медицинскому трактату XVII века, по которому учились поколения тибетских медиков. В альбоме воспроизводятся все 76 листов свода, хранящегося в краеведческом музее города Улан — Удэ. Каждый лист снабжен пояснениями, все подписи к рисункам переведены с тибетского. Во вступительной статье рассказывается об истории тибетской медицины, памятник анализируется как часть теоретического сочинения и как произведение искусства. Издание позволит специалистам, медикам и историкам медицины, познакомится с одним из видов средневековой научной иллюстрации и будет интересна широкому кругу лиц, увлекающихся культурой и искусством Востока.
В подборку включены: 77 красочных листов атласа в цветном и черно-белом хорошем качестве, текст 76 глав атласа (62 глава давно утеряна), текст первоисточника индотибетской медицины — «Четырех тантр» — «Чжуд Ши».

Подробнее о тибетской медицине:

Тибетская Медицина, геомантия – Саче, и астрология являются частями знания о гармоничной, счастливой, здоровой и благополучной жизни. Комплексный подход приносил максимальный эффект и наибольшую пользу от их применения. Медицина заботится о нашем здоровье изнутри, Са Че снаружи, а астрология подсказывает кратчайшие пути к достижению целей. Основа у этих наук одна — теория пяти первоэлементов объясняющая, что тело и окружающий мир состоят из пяти элементов, а гармония внешнего и внутреннего является основой нашего здоровья, благополучия, счастья и долгой жизни.

Геомантия и астрология учат нас гармоничному существованию в окружающем пространстве и постоянно меняющихся обстоятельствах жизни.

Трактаты тибетской медицины

Одним из первых известных медицинских сочинений древней Индии является трактат "Чарака-самхита" (IX-X в. до н.э.). Этот трактат уже содержит 8 крупных разделов в основном обнаруживаемых в "Чжуд-ши". Разделы следующие: 1. лечение ран. 2. лечение болезней головы. 3. лечение болезней всего организма. 4. лечение психических заболеваний. 5. лечение детских болезней. 6. противоядия. 7. эликсиры против старческого одряхления. 8. средства, повышающие половую активность.

Эти восемь разделов включены в Аюрведу (Наука о жизни) и как дополнение к четвертой из Вед (Знания) - Атхарваведе.

Затем два индийских ученых Нагарджуна (I-II в н.э.) и Вагбхата написали толкования к трактату "Чарака-самхита". Эти комментарии впоследствии были переведены на тибетский язык и включены в буддийскую энциклопедию "Данчжур". Нагарджуне приписываются три медицинских сочинения: "Йога-шатака", "Дживасутра" и "Ава-бхешачжа-кальпа".

Из преемников Нагарджуны наиболее известен Вагбхата-младший, написавший обширный трактат "Аштанга-хридая-самхиту", куда включил дополнительные главы по болезням глаз, уха, носа. При сопоставлении "Аштанга-хридая-самхиты" и "Чжуд-ши" обнаруживается тождественность в большинстве примеров и классификации сырья.

На следующем этапе развития тибетской медицины она поднимается на более высокую ступень. Этот этап приходится на время правления царя Тисрондецена (790-845 г.). В Тибет приглашаются врачи различных стран, которые переводят свои сочинения на тибетский язык. Существует версия, что в это время с санскрита был переведен и трактат "Чжуд-ши".

По другой версии, авторство "Чжуд-ши" приписывается известному тибетскому врачу Ютогба-гомбо-младшему. Известно, что Ютогба- гомбо-младший написал несколько сочинений и дополнений к "Чжуд-ши" и, возможно, переработал сам трактат "Чжуд-ши". Наиболее известные сочинения и дополнения к "Чжуд-ши" Ютогбы-гомбо-младшего - "Сэр- шан", "Сонг-шан", "Ча-лаг-чжо-бжад".

После жизни буддийского реформатора Цзонкхапы (1357-1419 г.) в Тибете существовало две медицинских школы - Джангба и Сурхарба. Их основатели также являются авторами крупных сочинений написанных в русле комментариев на трактат "Чжуд-ши". Иерархи буддизма, желая избежать раскола религии старались унифицировать идеологию. Реформированию подверглась и тибетская медицина. За реформы взялся регент V Далай-ламы Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо, известный как врач и политический деятель. Он создал обширный комментарий на "Чжуд-ши", где, как он говорит, устранены двусмысленности и ошибки предыдущих лекарей и трактатов. Этот комментарий называется "Вайдурья-онбо".

После унифицирования медицинских знаний, предыдущие трактаты были опечатаны и фактически были запрещены для использования. Однако, "Вайдурья-онбо" представляет собой обширный трактат с множеством теоретических выкладок, что было не совсем удобно для практических врачей невысокого уровня. Поэтому, кроме "Вайдурья-онбо" был создан трактат для практических врачей "Лхантаб" содержащий вопросы общей и частной патологии. Основное внимание в нем уделено вопросам лечения болезней. Еще при жизни Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо поручил двум своим ученикам проиллюстрировать "Вайдурья-онбо". Таким образом, появился "Атлас тибетской медицины" содержащий 76 листов с более чем десятью тысячами рисунков. Он был закончен после смерти Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо.

Современником Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо был другой известный фармаколог и фармакогност Данзин Пунцог. Его труд "Шэлпрэнг" приравнивается по значимости к "Вайдурья-онбо". В "Шэлпрэнг" описывается 2294 вида лекарственного сырья

растительного, животного и минерального происхождения со всеми подробностями (разъяснения, сбор, сушка, проверка и т.д.). Вторым его произведением является более краткий трактат по фармакологии "Шэлгонг". Кроме того, им написан трактат по технологии обработки лекарственного сырья "Кунсал-нанзод", трактат по кровопусканию "Дархи-Дамба" и руководство по прижиганию "Мэзан-дамба".

С XVIII в. тибетская медицина распространяется в Монголии. Переводятся на монгольский язык различные трактаты. Создается тибетско-монгольский терминологический словарь "Источник мудрецов" (1742 г.) с главой по медицинской терминологии. Появляется много трактатов на старомонгольском языке написанных монгольскими врачами. Основное направление работ монгольских врачей было направлено на поиск заменителей тибетского и китайского оригинального сырья. Надо сказать, иногда находились заменители более эффективные, чем оригинал.

Среди трактатов наиболее известны "Шэлгар-мэлон" врача Сумба-Хамбо-Ешей-Бальчжор и трактат "Дзэйцхар-мигчжан" врача Жамбал-Дорджэ.

В начале века в России существовали сильные медицинские школы. Они были при Ацагатском и Агинском дацанах. Их деятельность состояла в обучении врачей и печати книг. В то время появляется переведенный сейчас на русский язык трактат "Онцар-гадон-дэр-дзод".

В России пропаганду тибетской медицины вел врач Петр Бадмаев написавший перевод с комментариями трактата "Чжуд-ши" под названием "О врачебной науке Тибета Жуд-ши". После революции 1917 года, его брат Владимир Бадмаев создает тибетский медицинский центр в Швейцарии. Аналогичный перевод "Чжуд-ши" делает А. Позднеев под названием "Учебник тибетской медицины". Широкие исследования начались в институте востоковедения при Императорской Академии наук.

Очередной толчок распространения тибетской медицины приходится на период после войны и оккупации Тибета Китаем в 1959 году. Много тибетских врачей уезжают на запад и создаются различные медицинские центры.

Наиболее крупным в настоящее время является Тибетский медицинский центр в Дармасале под эгидой Далай-ламы. Там проводится двухлетнее обучение врачей современной медицины из различных стран и выпускается журнал "Тибетская Медицина".

В России наиболее организованно изучение тибетской медицины научными методами, и публикация книг по тибетской медицине, проводилось научным центром Академии наук в г. Улан-Удэ.
http://dazan.spb.ru/

[ http://ngo.burnet.ru/atlas/ ]
Сайт представляет Атлас тибетской медицины.

[ http://www.eastsib.ru/~viber/lechenie.html ]
Здесь можно ознакомится с теорией тибетской медицины.

[ http://kerb.narod.ru/avtobadmaeva.htm ]
Сайт о тибетской медицине и Бадмаеве.

[ http://helth.narod.ru/tibet_med.htm ]
Сайт последователей Петра Бадмаева, где можно заказать готовые препараты по древнетибетским формулам.

[ http://www.lipetsk.ru/~wwwtravi/trad1.htm ]
ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА (Некоторые выдержки из статьи ГЛЕБА ГРУЗДЕВА).

[ http://tibet-med.narod.ru/ ]
Еще один сайт об этой загадочной тибетской медицине.

[ http://tibet.pp.ru/ ]
Здесь можно ознакомиться с тиб. мед. и ее развитии в бурятии.

[ http://china.kulichki.net/Health/TibetanMedicine/index.shtml ]
Сайт с информацией о тибетской медицине.
[ http://www.yogamoscow.ru/VladimirTernovenko.html ]
Центр Йоги и Тибетской медицины в Москве,Врач, консультации, ПРЕПАРАТЫ, драгоценные пилюли,естественные препараты,лекарства,доктор, растения, минералы, практика.
[ http://garma1000.narod.ru/ ]
АПТЕКА ТИБЕТА. Врач и Тибетские лекарства в Москве.Здоровье и долголетие с Тибетской Медициной
[ http://garma1000.narod.ru/simple.html ]
Doctor Garma (Ph.D Vladimir A. Ternovenko) open individual medicine practice in to the center Yoga and Tibetan medicine in Moscow.

Живые рецепты, выдержавшие 1000-летнее испытание временем Савелий Кашницкий

Рецепты «Атласа тибетской медицины»

Все болезни развиваются из причин при наличии условий. Без условий, от причин не будет последствий. Поэтому делай так, чтобы не было условий для болезней. Сезоны, органы чувств, образ жизни, вкусы и действие – от их недостатка и избытка порождаются болезни. А если они представлены в меру, болезней не будет.

Поэтому, если на тройку – образ жизни, питание и лекарства – опираться, как положено, то можно жить спокойно, без недугов.

Из тибетского канона «Чжуд-ши», гл. 23 «Как жить, не болея»

В начале 90-х годов в Бурятии предпринято издание книги, которое можно считать знаменательным событием в развитии нашей цивилизации. «Атлас тибетской медицины» на русском языке с десятками цветных таблиц (это репродукции живописных миниатюр на шелке, хранящихся в музеях Лхасы, Пекина и Улан-Удэ), служащих практическим пособием для тибетского врача.

Создал этот свод медицинских знаний на рубеже XVII–XVIII веков Десрид Санчжай Чжамца – ученый и политический деятель, регент далай-ламы V. Он автор трудов по истории Тибета, истории буддизма, астрологии и медицины, биографических сочинений о знаменитых тибетских медиках Ютогбе-старшем (VIII век) и Ютогбе-младшем (XII–XIII века). Труды «Вайдурья-онбо», «Лхантаб», «Кхогбуг», созданные Десридом, – вершины тибетской медицины. Он руководил созданием свода иллюстраций к раннесредневековому канону тибетской медицины «Чжуд-ши».

В этом классическом труде дается понятие о трех болезнетворных началах – Ветре, Желчи и Слизи, различные комбинации которых определяют все известные болезни. В «Чжуд-ши» и «Атласе тибетской медицины» даны основы анатомии и физиологии в норме и патологии, рекомендации по сохранению здоровья, классификация болезней, подходы к их диагностике и лечению, этика врача, описания лекарственных средств и медицинских инструментов, причин и условий возникновения болезней, их симптомов и средств врачевания, сведения о диагностике по пульсу и моче, технология и рецептура изготовления лекарственных форм. Около десяти тысяч рисунков и схем, приведенных в атласе, связаны с текстом «Вайдурья-онбо».

Тибетская медицина не отделена от нашей культуры неприступными снежными грядами пугающих гор. Она включила в себя весь опыт античной культуры: тибетцы общались с индусами и персами, а те, в свою очередь, – с древними греками. Связи в древнем мире были гораздо обширней, чем принято думать. Преимущества тибетской медицины состоят в том, что лекарь обычно живет в семье больного, процесс лечения отслеживает непрерывно и при появлении новых симптомов болезни оперативно реагирует назначением дополнительных лекарственных средств.

Вне этой сложившейся культуры можно в лучшем случае воспользоваться лишь отдельными фрагментами цельной и гармоничной целительской системы. Вот некоторые из них.

Средство для лечения печени

В каноне «Чжуд-ши» описано средство дигда-шитан, которое может рассматриваться как профилактическое против токсического поражения печени (можно успешно лечить от алкоголизма), иммуномодулятор, повышающий защитные силы организма, хорошее желчегонное средство.

Берут в равной пропорции зубчатку, корневище софоры желтоватой, яблоню ягодную (хорошо известные на Урале и в Сибири ранетки), горечавник бородатый (который можно заменить золототысячником), при повышенном давлении («жар крови», как сказано в первоисточнике) добавляют корневище шлемника байкальского.

Этот сбор заваривают и пьют перед сном в течение 5–7 дней. На 7–11-е сутки средство восстанавливает печень. Из-за желчегонного свойства отвара он имеет противопоказание для тех, у кого возможны камни в желчном пузыре.

Гранат при несварении желудка

При несварении желудка, задержке стула и отсутствии аппетита тибетские врачи используют препарат на основе граната: на 8 частей граната одна часть корицы, одна часть кардамона, шафрана (можно заменить календулой). Этот состав, по словам первоисточника, «поддерживает желудочный огонь, изгоняет слизь из просветов сосудов, разделяет непереваренный сок пищи и силы тела».

Смесь перемалывают в кофемолке, берут полграмма порошка (щепотку, на кончике ножа), кладут на язык и запивают водой. Прием лучше приурочить к активной фазе работы желудка – за 30–40 минут до обеда. Применяют препарат в течение 5–7 дней.

Гармония ветра, жара и холода в лечении заболеваний пищеварительной системы

В тибетской медицине все болезни формируются различными соотношениями понятий «мкхрис» – желчь, «рлунг» – слизь (под которой может подразумеваться лимфа) и «бад-ган» (имеется в виду иммунная система). Отклонение любого из этих трех понятий от нормы приводит к болезни: ветер, жар и холод должны находиться в гармоничном равновесии. Ветер может означать нарушение функций органа, жар соответствует понятию «воспаление», холод может подразумевать иммунодефицит или генетическое заболевание.

«Жар желчи с нарушением вниз очищающего ветра» – такую фразу из «Чжуд-ши» можно интерпретировать в современных медицинских понятиях как гепатит с нарушением функции кишечника (то есть запором). Холод желчи – это жировое перерождение печени (цирроз). Рекомендуемая при этом диета: пища должна обладать более горячими (к примеру, баранина) или более холодными (свинина) свойствами. Когда в организме жар, тибетские врачеватели не рекомендуют есть горячие продукты. При «жаре печени» следует воздерживаться от мяса.

С учетом подобных соответствий могут быть поняты некоторые тибетские рецепты.

Боль в желудке может сопровождаться жаром (это, вероятно, гастрит) или холодом (пониженная кислотность). В тибетских прописях все лекарства многокомпонентны (минимальное количество составляющих – три). При язвенной болезни рекомендуются средства понижения кислотности желудочного сока, создающие защитные пленки на слизистой. Согласно тибетскому подходу, лечат не собственно желудок, а весь организм в связи с заболеванием желудка.

Рецепт от язвы желудка

Одно из средств нормализации пищеварительного тракта включает три компонента: облепиху, кориандр, корни девясила высокого. Все компоненты высушивают, измельчают пестиком в ступке (размельчение в кофемолке ученый считает непригодным) и берут в соотношении 1: 1: 1. Состав эффективен в самом начале язвенной болезни. Высушивать компоненты рекомендуется не на солнце, а в тени и в хорошо проветриваемом помещении. Полученную смесь заваривают кипятком: полчайной ложки порошка на 100 мл воды, в термосе. Пьют отвар за 15–20 минут до еды. Лечение проводится в течение не менее чем 10–12 дней, обычно 21 день. Этот рецепт взят из Агинского дацана, в прописях которого многие компоненты заменены теми, которые можно найти в Восточной Сибири. Соответственно, эти варианты более приближены к современной европейской фитотерапии.

Ши-жид при ферментной недостаточности

Для усиления «огненной силы желудка» (активации желудка, печени и поджелудочной железы) используют ши-жид. Его назначают в случаях острых заболеваний желудочно-кишечного тракта, когда в нем вырабатывается недостаточное количество пищеварительных ферментов. В состав входят: корень девясила, имбирь, корень ревеня, кальцит (природная соль кальция, в качестве которой можно использовать яичную скорлупу, смешанную с солончаковой солью) и кровохлебка – все в равных долях. Сырье высушивают и измельчают. Четверть – треть чайной ложки порошка на 100 мл воды (в зависимости от массы тела). Отвар принимают: сухощавые – два, рыхлые – 3 раза в день. Средство повышает моторику желудка и рекомендуется всем, чей возраст превысил 30 лет.

Тибетский препарат ману-шитан от гриппа и простуды

В разгар поздней осени хорошим профилактическим средством против гриппа и ОРЗ может стать тибетский препарат ману-шитан. Оно же применяется при вирусных инфекциях и заболеваниях верхних дыхательных путей. На одну часть имбиря берут две части корней девясила высокого, две части корневища софоры желтоватой и четыре части древесины бузины (которую, впрочем, могут заменить цветы бузины). Этот сбор заваривают, отвар пьют по утрам в течение 5–7 дней. Хотя бы один из приемов средства должен приходиться на время активности меридиана легких (утренние часы).

Если простудное заболевание уже в разгаре, примерно в два раза повышают долю софоры. Если у больного повышенное давление, долю софоры увеличивать нельзя (она способствует росту давления), зато увеличивают дозу бузины. Это средство гепатозащитное и мочегонное. Если требуется срочное, ударное лечение, прибегают к более сильным методам европейской медицины, а затем в течение 1–3 месяцев используют ману-шитан для медленной фитотерапии.

При привычных вариантах простуды, особенно затяжном бронхите, применяют смесь облепихи, мордовника сибирского, корней солодки уральской, ранета (яблочек Палласа) и перца длинного (индийского) – в равных пропорциях. Средство стимулирует отхаркивание. Оно «вытягивает гной из легких». Принимают его до 5 раз в день, особенно когда нет мокроты.

Нор-бу-дун-тан от пневмонии

Тибетское средство против пневмонии называется нор-бу-дун-тан. Оно представляет собой упоминавшееся выше ману-шитан (имбирь, корни девясила высокого, корневище софоры желтоватой и древесина бузины) с добавлением средства, известного в Тибете как три плода: корневище кровохлебки (которая заменяет отсутствующий в Сибири тибетский миробалан), яблоня ягодная и боярышник – пропорция 1: 1: 1. Это же средство (в переводе оно звучит как семь драгоценностей) применяют при осложнениях после гриппа и ОРЗ.

Из книги Секреты целителей Востока автора Виктор Федорович Востоков

Тайны Тибетской медицины Корень древа тибетской медицины – средневековый трактат "Чжуд-ши".Начинается он с описания места, в центре которого находится медицинский Будда – Мангла (Бхай-шаджья-гуру), то есть Учитель-врач. Это хозяин мифологической страны – родины всех

Из книги Диабет. Мифы и реальность автора Иван Павлович Неумывакин

Рецепты народной медицины при диабете Прежде всего это очистка кишечника, печени и одновременно поджелудочной железы, а также соблюдение правил питания.Есть простой и надежный способ очистки самой поджелудочной железы: 1 кг корней петрушки пропустить через мясорубку,

Из книги Первая медицинская помощь для детей. Справочник для всей семьи автора Нина Башкирова

Рецепты народной медицины При легких ожогах хорошо помогают яблочные мази. Протертые яблоки смешивают с морковным соком и варят на паровой бане 20 минут. Затем полученную смесь остужают, добавляют сливочное масло и прикладывают к пораженным

Из книги Живые рецепты, выдержавшие 1000-летнее испытание временем автора Савелий Кашницкий

Секреты Тибетской медицины

Из книги Растение Ванги. Базилик автора Юлия Подопригора

Рецепты народной медицины с применением базилика Рецепты для укрепления иммунитетаСамое главное, что есть в жизни каждого человека, это здоровый и сильный организм! Здоровье не купишь, но можно его правильно и умело сохранить на долгие годы. Если у вас будет крепкий

Из книги Лечение без гормонов. Минимум химии – максимум пользы автора Анна Владимировна Богданова

Рецепты народной медицины для мужчин Для лечения учащенных поллюций рекомендуется следующее средство: сухие листья съедобного лотоса растереть в порошок. Смешать 5 г порошка с 50 г рисового отвара. Принимать по 50 мл 3 раза в день до трех недель.Для предупреждения ночных

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

Рецепты народной медицины для женщин Старинными возбудителями (афродизиками) являются смеси, содержащие высушенный сок паслена, коры филлантуса лекарственного, бобов бархатных, якорцев короткошерстных, спаржи кистевидной, зерен фасоли, цветков розы и меда.Для

Из книги Как избавиться от боли в спине автора Ирина Анатольевна Котешева

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ Врачебная наука Тибета получила начало в Индии во времена глубокой древности, а развилась и процветала в Тибете.В истории врачебной науки Тибета различают периоды.Первоначальный период носит легендарный

Из книги Боли в спине и суставах. Что делать? автора Ирина Анатольевна Котешева

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ О СОСТОЯНИИ ПИТАНИЯ Тибетской медициной разработаны представления о пище, влиянии характера на питание в зависимости от конституции человека.Люди ветра предпочитают использовать пищу сладкого, кислого и жгучего вкусов. В соответствии

Из книги Гипотония автора Анастасия Геннадьевна Красичкова

Рецепты народной медицины За время существования человечества народные врачеватели – лекари, знахари, ведуны – Востока, Европы, Азии и Америки создали немало рецептов для облегчения болей в спине. И хотя они не имели специального образования, а подчас были просто

Из книги Секреты людей, которые не болеют диабетом. Нормальная жизнь без инъекций и лекарств автора Светлана Галсановна Чойжинимаева

Рецепты народной медицины Компресс из ржаного тестаЗамесите тесто из ржаной муки (без дрожжей). Когда тесто станет кислым, возьмите тряпочку или марлю, сложенную вчетверо, положите на больное место, а сверху слой теста толщиной 1–2 см. Зафиксируйте компресс

Из книги Большая книга о питании для здоровья автора Михаил Меерович Гурвич

Рецепты народной медицины Подагрический артритбагульник болотный, побеги – 30 гбрусника, листья – 40 годуванчик лекарственный, корни – 25 гдонник лекарственный, трава – 30 гпырей ползучий, корневище – 30 гпетрушка огородная, трава – 10 гПриготовить смесь из указанных

Из книги автора

Рецепты народной медицины Мед и другие продукты пчеловодства используются в чистом виде, в смеси друг с другом, с фитокомпонентами. Перед приемом того или иного препарата необходимо проконсультироваться с

Из книги автора

Причина диабета с точки зрения тибетской медицины Возмущение Желчи – это болезни жара, а те, что возникают, когда Слизь и Ветер занимают место переваривающей Желчи – со всеми вытекающими отсюда симптомами снижения функции печени, – это болезни Холода.Две другие

Из книги автора

Лечение диабета в клиниках тибетской медицины Врачи аллопатической (официальной) медицины при обращении пациентов с сахарным диабетом часто лишь констатируют повышенный уровень сахара в крови, назначают сахароснижающие препараты (многие из которых по причине

Атлас тибетской медицины - это копия свода иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату «Голубой берилл» (Вайдурьяонбо), сделанная в конце XIX века для бурятских врачей эмчи-лам, которая почти точно воспроизводит оригинал, погибший при оккупации Тибета Китаем.

Копию Атласа с большим трудом удалось переправить в Бурятию лекарем Ширабом Сунуевым. В Тибете он больше десяти лет изучал тибетскую медицину (конец XIX - начало XX века) и тайно на протяжении нескольких лет занимался изготовлением копии Атласа. Если бы тибетские власти узнали, чем занимается в монастыре Сэртог-мамба ученик из далёкой Аги, то ему отрубили бы голову, несмотря на высокое покровительство Хамбо-ламы.

Чтобы сделать копию Атласа, Ширабу Сунуеву необходимо было подкупить художников-тибетцев, которые срисовали бы Атлас, причём найти столько денег в России, чтобы они взялись бы за это, невзирая на угрозу лишиться головы. Шираб Сунуев несколько раз пробирался через три границы из Тибета в Россию и обратно, чтобы доставлять деньги, собранные на родине с земляков, прихожан Цугольского дацана.

Однажды в пустыне Алашань, в очередной раз направляясь за деньгами в Россию, Шираб Сунаев был на краю гибели. Он несколько дней брёл пешком без пищи и воды и был крайне изнурён. Случайно его подобрал один монгол, напоил и накормил. В благодарность Шираб дал монголу лекарства для его больной жены, а когда возвращался обратно, жена монгола была уже совсем здорова. Благодарные монголы снабдили Шираба едой на весь остаток пути и подарили верблюда, который очень пригодился Ширабу, когда он вывозил Атлас, причём самые ценные листы Атласа он нёс на своей груди.

Точно неизвестно, во сколько обошлось агинским бурятам изготовление Атласа, но по слухам, художники-ламы, срисовавшие Атлас, обеспечили свои семьи на несколько поколений вперёд, так как Шираб Сунуев доставлял в Тибет целые партии золота и серебра для оплаты их работы. Возможно, в «софинансировании проекта» принимал участие доктор тибетской медицины и миллионер Петр Бадмаев.

В Бурятии Атлас был передан в дар основанному ещё в 1801 году Цугольскому дацану, в котором располагался самый старый и престижный медицинский факультет. Сам Агван Доржиев после 1917 года возвратился в Россию для спасения буддизма в Бурятии, что впоследствии привело его к гибели. Атлас же в 1926 году по его просьбе был передан в Ацагатский дацан, в котором с 1913 года действовала медицинская школа с лечебницей, созданная самим Доржиевым.

С 1936 г. началось закрытие дацанов в Бурятии - дацаны разрушались, имущество в основном уничтожалось, а самих лам отправляли в тюрьмы или расстреливали, но Атлас каким-то чудом уцелел благодаря инструктору Союза воинствующих безбожников Ж.Ж. Жабону, который разыскал Атлас и передал на хранение в Краеведческий музей Улан-Удэ. (Музей истории Бурятии). Шли годы, обстановка в стране смягчалась, и в 1968 году группой учёных под руководством известного востоковеда А. Балданжалова началось изучение Атласа. Он привлекал к работе оставшихся в живых после лагерей и тюрем лам, многие из которых приезжали к нему с риском для жизни и работали бесплатно. Общими усилиями был сделан перевод текста и составлены комментарии к нему. С 1981 года Атлас был признан выдающимся памятником культуры народов Востока.

Тем не менее, до конца 90-х годов раритет под названием «Атлас тибетской медицины» небрежно хранился в главном фондохранилище музея, расположенном в здании Одигитриевского кафедрального собора в Улан-Удэ, и почти единственным человеком, который имел к нему доступ, была сотрудница музея Ксения Герасимова, благодаря которой научная общественность Бурятии узнала о ценности экспоната. При этом «выдающийся памятник культуры», выполненный на льняном холсте, пылился на верхних стеллажах фондохранилища в свернутом виде, несмотря на угрозу осыпания минеральных красок, однако каким-то чудом сохранился до наших дней.

Но мытарства Атласа на этом не закончились. В 1998 году он был отправлен на выставку в США с правом одноразовой публикации Атласа, что давало американским организаторам выставки огромную прибыль. Бурятия же не получала практически ничего. Кроме того, ламы из Буддийской традиционной сангхи России не были уверены в том, что Атлас вернётся на родину, и настаивали на передаче Атласа в церковную собственность, так как он приобретался на деньги, собранные паствой.

Вся бурятская общественность, поддержанная президентом Бурятии Потаповым, выступила против отправки священной реликвии за границу, но вопрос вдруг стал решаться на федеральном уровне, и Атлас отправился за границу. Правда, при этом были жестоко избиты ОМОНом около 30 буддийских монахов и послушников, которые несколько дней проводили пикетирование возле музея истории Бурятии, надеясь мирными средствами воспрепятствовать вывозу реликвии.

В Америке с большим успехом прошли сенсационные выставки 40 из имеющихся 76 страниц атласа в трёх городах США - Вашингтоне, Атланте и Рино (штат Невада). Сам же атлас перевозился в специальных капсулах при соблюдении особых мер безопасности, перед выставками работники Эрмитажа впервые провели «щадящую» реставрацию раритета - очистку холстов от пыли и грязи (запросив за это 200 тысяч долларов!).

После возвращения в Россию летом 1999 года те же 40 страниц Атласа тибетской медицины выставлялись в Москве, в Музее Востока, а затем в Улан-Удэ, в Музее истории Бурятии. С тех пор более десяти лет Атлас ни разу публично не выставлялся, что вызвало у общественности и религиозных деятелей Бурятии сомнения: что же сейчас хранится в Музее истории Бурятии - Атлас, провезённый Ширабом Сунуевым через три границы, или американская подделка? Но анализы, проведённые только в 2009 году новым директором музея Аюной Цыбикдоржиевой, показали, что нам вернули оригинал. В 2010 году с конца января по начало марта наконец-то прошла выставка, на которой впервые в истории выставлялись все 76 страниц Атласа тибетской медицины в течение праздника Сагаалган (бурятско-тибетский Новый год).

Сегодня Атлас тибетской медицины законсервирован в хранилище Музея истории Бурятии. Он хранится в специальных шкафах с горизонтальными выдвигающимися ящиками (на каждую страницу по ящику), так как написанные старыми минеральными красками страницы Атласа нельзя хранить в вертикальном положении. Это грозит осыпанием красок и сползанием бумаги с холста. Для сохранения памятника нужно, чтобы он находился в горизонтальном положении.

Сейчас каждая страница Атласа хранится в двойном паспарту, сверху страница накрыта микалентной бумагой. Чтобы не повредить живописное полотно, используется особый бескислотный картон из Германии, который не выделяет никаких химических веществ. Температура поддерживается в пределах 16–18 градусов, влажность - 55–60%. Такая консервация обеспечивает сохранность живописного полотна в течение 200 лет.

Но ведь Атлас предназначен для обучения эмчи-лам, как же сохранить памятник, и в то же время сделать так, чтобы он и дальше мог служить людям? Этот вопрос был решён двумя друзьями-предпринимателями из Москвы - Баиром Жамсоевым и улан-удэнским юристом Биликто Дугаровым, посетившим выставку раритета, когда Атлас экспонировался в музее. Решено было сделать копию, и для этого было найдено редкое оборудование (планетарный сканер и специальная типография) и не менее редкие специалисты, и уже в июле 2010 года была создана высокоточная копия Атласа тибетской медицины, которая передаёт все цвета и особенности графики этого художественного шедевра. Она выполнена хорошими красками на таком же льняном холсте и выглядит практически как оригинал. Кроме того, с помощью фонда «Жамсаран» была создана электронная страховая копия Атласа. В настоящее время передвижная выставка копии с копии Атласа уже действует в России.

Сам оригинал Атласа тибетской медицины сегодня отнесён к музейному фонду Российской Федерации и остаётся собственностью государства. Тем не менее, вопрос о том, кому должен принадлежать Атлас, остаётся открытым. «Право на владение Атласом принадлежит Цугольскому дацану, – заявил хамбо-лама Дамба Аюшеев. - Средства на изготовление Атласа, на оплату работы художников, которые перерисовывали в Тибете эти картины, собирались в Цугольском дацане. То, что Атлас был создан и привезён сюда, является заслугой верующих Цугольского дацана - они являются его хозяевами. В этом надо быть честными. Поэтому, если встанет вопрос о возвращение Атласа, если Цугольский дацан изъявит желание вернуть его себе, я не буду против!»

Итак, «Атлас тибетской медицины» благополучно занял своё место в Музее истории Бурятии. Но Атлас был приобретён высокопоставленным буддийским ламой на личные средства верующих для нужд Цугольского дацана, чтобы обучать эмчи-лам, и место ему не в музее. Может быть, когда-нибудь придёт время восстановить историческую справедливость и возвратить Атлас буддистам Бурятии.