). Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время - при аресте преступников.
Каждого человека надо было связать с учетом его телосложения, социального статуса, особенностей одежды, профессиональных навыков. Поэтому были разработаны специальные приемы связывания для придворных аристократов, самураев, крестьян, торговцев, ремесленников, монахов, нищих и т.д. Кроме того, были учтены различия анатомического строения мужчин и женщин.
Для связывания применялись специальные шнуры различной длины и толщины. Более короткий и толстый шнур, использовавшийся для первоначального связывания, назывался хаянава - «быстрая веревка». Им просто и быстро скручивали сопротивляющуюся жертву. Затем, когда противник уже был обездвижен, использовалась хоннава - «основная веревка», которая была на пару метров длиннее и тоньше (чем тоньше веревка, тем труднее развязать узел). Подготовленный надлежащим образом самурай мог связать свою жертву с поразительной скоростью и эффективностью.
Технику ходзё-дзюцу изучали практически во всех школах дзю-дзюцу . Древнейшей школой, канонизировавшей её, считается Такэноути-рю . Ходзё-дзюцу нашло применение и в современной полиции. Главную роль в этом сыграл Симидзу Такадзи, работавший в полицейской технической комиссии и выступивший с инициативой приспособить некоторые традиционные приемы для нужд полиции.
В 1931 г. Симидзу стал инструктором токийской полиции по ходзё-дзюцу и организовал обучение этой технике всех патрульных полицейских. Специальные исследования, проведенные самим Симидзу в послевоенные годы, принесли некоторые изменения в классические методы ходзё-дзюцу, сделав их более пригодными в современных условиях.
Основу современного полицейского ходзё-дзюцу составляет техника школы Итацу-рю . Используются семь базовых приемов: три приема связывания спереди, четыре приема связывания сзади. Различные методы обеспечивают различную степень контроля над противником. Например, существуют методы, ограничивающие движение рук, не лишая их полной подвижности; позволяющие медленно ходить, но не бегать; способы полного обездвижения. Одни узлы причиняют связанному боль, если он пытается бежать, а другие при попытке бегства ведут к потере сознания.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Ходзё-дзюцу" в других словарях:
- (Ходзёси), род военно феодальный род эпохи Камакура (1185–1333). Семья была основана Тайра но Токииэ, принявшего имя Ходзё. Его внук Ходзё Токимаса (1138–1215) был назначен присматривать за оставленным в живых Ёритомо, сыном Минамото но Ёсинака.… … Вся Япония
Ходзё: Ходзё (род) династия регентов, более столетия правивших от лица несовершеннолетних сёгунов династии Минамото, которые в свою очередь официально «правили» от лица малолетних императоров Го Ходзё (род) род, основанный самозванцем … Википедия
Ходзё - (Hojo), ветвь могущественного семейства Тайра в Японии. После смерти Минамото Ёритомо, X. стали регентами при не имеющих реальной власти сегунах. Начиная с 1219 г. регентство стало наследственным. Под властью X., продолжавшейся прибл. до 1300 г … Всемирная история
- (Записки из кельи) один из литературно философских памятников Японии. Датируется 1212 г. Записки предстали перед читателем в виде своеобразного философского размышления: что есть жизнь, отчего так невечно и непрочно земное существование, люди,… … Вся Япония
Феодальный дом, находившийся у власти в Японии в 13 14 вв. Глава дома Х. Токимаса Х. (1138 1215), породнившись с семьей Ёритомо Минамото, помог последнему основать первый сёгунат (см. Минамото). 16 регентов (сиккэнов) Х. в 1203 1333 были… … Большая советская энциклопедия
Горная р. в Баталпашинском отд. Кубанской обл. Вытекает из горы Тхач (7744 фт.) и соседних с нею лесистых гор множеством истоков. Долины и ущелья их покрыты вековыми лесами, очень богатыми дичью. В них попадаются до сих пор, между прочим, и зубры … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
1 . феод. дом, находившийся у власти в Японии в 13 14 вв. Ему принадлежало родовое поместье в пров. Идзу. В 12 в. расширил свои владения в р не Канто, превратил местных самураев в своих вассалов. Глава дома X. Токимаса X. (1138 1215),… … Советская историческая энциклопедия
- 北条 泰時 … Википедия
- (яп. 北条 時宗 хо:дзё: токимунэ … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Ходзё. Род Ходзё (яп. 北条氏 Хо:дзё: си?) самурайский род, находившийся у власти в феодальной Японии в XIII XIV веках. История Роду Ходзё принадлежало поместье в провинции Идзу. В ХII cтолетии… … Википедия
Род Ходзё (яп. 北条氏 Хо:дзё: си?) самурайский род, находившийся у власти в феодальной Японии в XIII XIV веках. История Роду Ходзё принадлежало поместье в провинции Идзу. В ХII cтолетии фамилия Ходзё расширила свои владения в районе Канто и… … Википедия
Книги
- На заре самурайской вольницы , Александр Альшевский. Как и почему обыкновенные крестьяне, побросав мотыги и взявшись за оружие, заложили основы самурайской вольницы, продержавшейся около 700 лет? Из-за интриг в императорской семье на вершину…
Ходзё-дзютсу
Из истории
Ходзё-дзютсу - боевое искусство связывания подозреваемых и преступников, существовавшее в Японии с начала XIV до второй половины XIX вв. В настоящее время японской полиции разрешено использовать веревку наряду с наручниками, если конкретный полицейский хорошо владеет соответствующей техникой.
Ходзё-дзютсу означает "искусство захватывания с помощью веревки": ho (также: tori) - ловить, захватывать, арестовывать; jo (также: nawa) - веревка; jutsu - искусство. Как видим, второе название, имеющее то же самое значение - torinawa jutsu или торинава-дзютсу.
Основное предназначение ходзё-дзютсу состояло в захвате подозреваемого, противника или преступника в плен и обездвиживании, так чтобы он не мог сопротивляться или сбежать. Наибольший расцвет ходзё-дзютсу пережило в феодальный исторический период Японии, когда возникла необходимость захвата в плен противника, который мог обладать ценной информацией, или же который мог использоваться для обмена на кого-нибудь, захваченного противной стороной. Безусловно, были и другие причины для связывания кого-либо, и одна - далеко не последняя - причина состояла в необходимости обездвижить подозреваемого в совершении преступления для передачи его под суд или для допроса...
Для связывания использовались самые различные узлы - от простых крепёжных узлов до затягивающихся ещё туже при попытках человека развязаться. Отдельным образом связывался одиночный пленник, и специальные узлы использовались для нескольких человек, связанных вместе одной длинной верёвкой. Часто для связывания "случайного" пленника использовался шнур, крепившийся к ножнам меча самурая...
Из методики преподавания
...Обычное связывание в общем случае позволяет связанному человеку нащупать веревки руками и попытаться их расшатать, ослабить с целью дальнейшего освобождения. Использование специальных методов ограничения подвижности позволяет взаимоувязать обвязку, так что ослабление одной веревки приводит к натяжению другой, и в конечном счете ничего не дает человеку, пытающемуся развязаться.
Специальные методы ограничения подвижности - не единственный способ обезопасить себя от попыток связанного человека освободиться. Ещё один эффективный метод снижения активности, если не полного обездвиживания рук и туловища человека - использование скользящих петель на шее, взаимоувязанных в веревочном блоке с локтями и запястьями, так что любая попытка пошевелить руками вызывает затягивание этих петель. Добавление к таким обвязкам связывания ног полностью обездвиживает человека...
Фрагменты методики выполнения одной из техник ходзё-дзютсу
Обучение
Инструктор - Ласкин Александр Борисович , 2 дан джиу-джитсу (стаж занятий 25 лет), 2 дан ходзё-дзютсу (стаж занятий 16 лет).
Обучение разделено на три этапа, каждый из которых состоит из четырех двухчасовых занятий. После изучения всего материала и успешной сдачи аттестационных экзаменов возможен допуск к аттестации на 1 дан по ходзё-дзютсу.
Каждый этап проходится на отдельном семинаре. Между семинарами обучающиеся должны самостоятельно практиковаться, совершенствуя усвоенные на занятиях навыки. В конце каждого семинара для успешно освоивших материал возможно проведение аттестации
Программа первого семинара
- история ходзё-дзютсу;
- основы безопасности при работе с веревкой;
- подготовка веревки к работе;
- изготовка - закрепление короткой веревки на туловище;
- ритуал с веревкой - в руках, на туловище;
- подготовка петель (с узлом одной рукой, двумя руками - ладонь, морской узел, со сложенной вдвое веревкой);
- теория наложения одинарных и сдвоенных обвязок - витки: параллельно, с пересечением;
- практика наложения одинарных и сдвоенных обвязок на руки - параллельно, с пересечением;
- базовые варианты связывания конечностей, их различия - теория и практика;
- базовые узлы, фиксация хвостов веревки после выполнения обвязок;
- базовые варианты полного связывания;
- физиология связывания рук - спереди, сзади, в различных положениях;
- физиология связывания ног в различных положениях;
- безопасность при обращении с веревкой для себя и для уке;
- связывание рук и ног в положениях, описанных выше, различными способами, в том числе и наиболее эффективными для того или иного положения.
- техники связывания короткой веревкой, предварительно закрепленной на туловище или из мотка. Несколько вариантов;
- базовые элементы связывания длинной веревкой;
- принципы крепления веревки на шее, на предплечьях, запястьях, щиколотках;
- связывание запястий и щиколоток, закрепление веревки на них;
- техники связывания короткой веревкой, предварительно закрепленной на туловище или из мотка. Уке в положении контроля лёжа, стоя;
- связывание одной рукой;
- достижение высокой скорости связывания короткой веревкой;
- техника связывания длинной веревкой. Объединение базовых элементов в полный прием связывания.
- принцип и целесообразность использования специальных методов ограничения подвижности в обвязке. Техники связывания длинной веревкой с использованием этих методов;
- церемониальное связывание;
- связывание для конвоирования;
- связывание с целью полного обездвиживания;
- полный цикл - от связывания короткой веревкой уке в положении контроля до связывания длинной веревкой для конвоирования.
После первого семинара перед вторым должно пройти не менее 3 месяцев, после второго перед третьим не менее полугода.
Короткие видеоклипыРаботая в полицейской технической комиссии в 1927 году, Симидзу Такадзи в свои показательные выступления перед членами комиссии включил приемы классического будзюцу, именуемого ходзё-дзюцу . Симидзу, которому ассистировал Такаяма Кэнъити, продемонстрировал искусство усмирения и обездвиживания агрессора посредством связывающей веревки. Большой интерес полицейских властей к этому малознакомому виду воинского искусства побудил Симидзу выступить с инициативой приспособить некоторые приемы для нужд полиции, когда приходится иметь дело с заключенными.
Освоение ходзё-дзюцу в качестве методов обучения полицейских продолжалось до 1931 года, когда Симидзу стал инструктором токийской полиции по ходзё-дзюцу. Симидзу организовал официальное обучение методам ходзё-дзюцу всех патрульных полицейских. Его основными идеями руководствовались вплоть до поражения Японии во Второй мировой войне. Последующий запрет на занятия воинскими искусствами и принципами не коснулся ходзё-дзюцу, поскольку данное искусство являлось важной составной частью в обучении японских полицейских. Специальные исследования, проведенные самим Симидзу в 1949, 1951, 1955, 1962 и 1968 годах, привели к некоторым изменениям в исходных методах ходзё-дзюцу и сделали их еще более пригодными для применения в возникающих в настоящее время ситуациях.
Раньше
В дикие-дикие времена, когда самураи и ниндзя бродили по японской земле не только в фантазиях, но и в реальности, искусство убивать ценилось весьма высоко. Однако нередки были случаи, когда пленить и выкрасть человека было всяко выгодней (не говоря уже - гуманней), чем укокошить. При этом, чтобы пленник не смог убежать и нажаловаться на пленителей, его требовалось достаточно серьезно лишить подвижности. Ампутация ненужных конечностей - выход, безусловно, верный, но не самый удобный, хотя бы потому, что с покалеченным человеком возни гораздо больше. А посему именно качественное связывание стало одним из важнейших умений ниндзя, военного сословия и полицаев.
Японский гений породил неисчислимое множество видов опутывания пленника, но в целом можно выделить несколько основных направлений этого славного искусства:
- Полное связывание , совершенно лишающее пленника возможности шевелиться. Естественно, такое связывание использовалось в тех случаях, когда от пленника требовалось только лежать и не подавать признаков жизни. Часто подобное опутывание превращало "арестанта" в бревно, причиняющее себе невыносимые муки одной лишь попыткой движения: расположенные нужным образом узлы давили на болевые точки, петли врезались в горло и душили, перевязанные части тела грозились оторваться. Нередко данные связывания применялись и в качестве пыток: выгнутый дугой пленник становился луком, удушаемым собственной тетивой каждый раз, когда он пытался хоть немного расслабиться.
- Частичное связывание , позволяющее совершать движения в пределах, предусмотренных узлами. Очевидно, что эти техники применялись при конвоировании (опутывались руки, туловище и частично ноги для ограничения возможности бежать) либо при содержании узника, полезного как раз своими действиями (например, оружейника). Ну и разумеется, ничто не мешало сделать петли и узлы болезненными, дабы полностью исключить у связанного мысль о побеге.
- Эстетическое связывание, или сибари (shibari) - добровольное связывание с целью получения эстетического удовольствия. Появилось в середине ХХ века как один из элементов наследия театра Кабуки.
Поскольку от выполнения заданий зачастую зависела сама жизнь ниндзя, уверенное владение ходзё-дзюцу входило в обязательную подготовку синоби. Умение и связать противника, и, при необходимости, выбраться из пут было важно для всех ночных воинов.
Сегодня
В наше время обучение ходзё-дзюцу официально входит в программу многих школ дзю-дзюцу (ну и ниндзей, конечно же) - например, Итацу-рю и Такэноути-рю .
Наследие хитрых предков все так же осваивается одним поколением бойцов за другим, передаваясь не только как традиция, но и как вполне практическое знание. Так, к примеру, полицейские в Японии до сих пор используют модифицированные техники ходзё-дзюцу для задержания преступников. Кто знает, возможно, и у нас когда-нибудь это безусловно полезное искусство будет взято на вооружение.
ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ
(яп.) - искусство связывания противника
Восточные единоборства, краткий глоссарий. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ХОДЗЕ-ДЗЮЦУ
— японское искусство связывания … - ХОДЗЁ
(Ходзёси), род - военно-феодальный род эпохи Камакура (1185-1333). Семья была основана Тайра-но Токииэ, принявшего имя Ходзё. Его внук Ходзё Токимаса … - ХОДЗЁ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
феодальный дом, находившийся у власти в Японии в 13-14 вв. Глава дома Х. - Токимаса Х. (1138-1215), породнившись с семьей … - ФУКИБАРА-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— японское искусство стрельбы иглами из духового ружья в виде … - ТАЙХО-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— японское искусство полицейских, заключающееся в умении обезвредить преступника и взять его … - НАГИНАТА-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— см. нагината джицу … - ИАИ-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— японское искусство моментального выхватывания меча и нанесения из любого положения удара на опережение … - ДЗЮ-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— комплекс боевых единоборств с оружием и без него в средневековой … - ДЗЕ-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— японское фехтование на … - БО-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— японское фехтование на боевых … - ЯДОМЭ-ДЗЮЦУ
(яп.) - искусство отражения стрел голыми руками или … - ЮБИ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - искусство поражения уязвимых точек … - ФУКИБАРИ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - искусство поражения отравленными стрелками при помощи духовой … - ТИКУДЗЁ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - искусство … - ТАИ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - разновидность … - СЭНДЗЁ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - искусство маневрирования частями в … - СУЙЭЙ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - искусство … - СО-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - фехтование на … - САЙМИН-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - искусство … - НОРОСИ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - раскладывание сигнальных … - НИН-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - система психофизического … - ВА-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - название комплекса … - АИКИ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - вид японской борьбы, разновидность средневекового … - ХОДЗЁ МАСАКО в Энциклопедии Япония от А до Я:
(1157-1225) - дочь Ходзё Токимасы, жена Минамото-но Ёритомо - основателя сёгуната Камакура (1185-1333), мать Минамото-но Ёрииэ и Минамото-но Санэтомо. После … - ИАИДО в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— современный аналог … - ИАИ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
— см. иаи-дзюцу … - ЕРОИ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
КУМИУТИ — разновидность дзю-дзюцу — искусства рукопашного боя в … - ЕРОИ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
КУМИУТИ — вид техники дзю-дзюцу со стилетом. Выполняется в полном … - ЯВАРА-ДЗЁ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - короткая палка, подручное оружие в … - ЯВАРА в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - одно из названий … - ЦИНЬ-ГУН в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(кит.) - вид психофизического тренинга, сходного с … - УДЭ-АТЭ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - удары руками в боевом дзю-до и … - ОСАЭ-ВАДЗА в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
(яп.) - “захзат”, прием в дзю-дзюцу и … - ТОКУГАВА ИЭЯСУ в Энциклопедии Япония от А до Я:
(1542-1616) - полководец и государственный деятель, основатель династии сёгунов Токугава. Один из ближайших сподвижников и последователей Оды НОбунага и ТоЁтоми … - НИТТА ЁСИСАДА в Энциклопедии Япония от А до Я:
(1301-1338) - знаменитый воин и полководец. Отпрыск семьи, родственной правящему клану Минамото и владевшей районом Нитта в провинции Кодзукэ, он … - МУРОМАТИ в Энциклопедии Япония от А до Я:
- исторический период с 1333 г. по 1568 г. Часто подразделяется на два подпериода: Южной и Северной императорских династий (1336-1392) … - МИНАМОТО-НО САНЭТОМО в Энциклопедии Япония от А до Я:
(1192-1219) - сын первого японского сёгуна Минамото-но Ёритомо (1147-1199). Потеряв отца в восьмилетнем возрасте, в двенадцать лет сам стал сёгуном. … - МИНАМОТО-НО ЁРИТОМО в Энциклопедии Япония от А до Я:
(1147-1199) - основатель первого военного правительства в Японии - сёгуната Камакура (1192-1333). Ёритомо был третьим сыном полководца Минамото-но Ёситомо, убитого … - МИНАМОТО в Энциклопедии Япония от А до Я:
, род - одна из великих семей (наряду с Тайра и Фудзивара), определявших государственную политику Японии в периоды Хэйан (794-1185) … - КАМАКУРА в Энциклопедии Япония от А до Я:
1) один из самых древних городов Японии, был основан в 1192 г. Город с трех сторон окружен лесистыми горами, а … - ИМПЕРАТОРСКАЯ ДИНАСТИЯ в Энциклопедии Япония от А до Я:
считается самой древней из всех поныне сохранившихся наследственных монархий в мире. По утверждению исторических хроник страны - " Кодзики " … - ЗАМКИ в Энциклопедии Япония от А до Я:
стали интенсивно возводиться в период Адзути-Момояма (1568-1600), но и до этого времени имелись многочисленные укрепленные поместья крупных феодалов. Ранее большинство … - ДЗЮДО в Энциклопедии Япония от А до Я:
- один из видов боевых искусств, спортивное единоборство, являющееся олимпийским видом спорта. Прообразом дзю-дзюцу (джиу-джицу), ныне известного во всем мире …