Комплексы пальчиковой гимнастики. Пальчик, пальчик, где ты был? Пальчиковые игры пальчик мальчик где ты был

Пальчиковые игры для малышей – один из старинных и очень действенных способов «раннего развития». Не нужно никаких игрушек, карточек или сложных систем воспитания – только вы, малыш и желание пообщаться.

Играя, ребенок разминает пальчики, учится координировать движения, а в результате готовит ручки к более сложным навыкам – сборке конструкторов, рисованию, письму. Проговаривая забавные стишки, вы развиваете речь малыша, его память, чувство ритма, умение соотносить слова с действиями.

В пальчиковые игры можно начинать с самого раннего возраста. Подберите такие стишки и потешки, рассказывая которые, вы сами сможете массировать или загибать пальчики малыша. А ближе к году-полутора он уже будет прекрасно узнавать ваш репертуар и с радостью помогать вам или выполнять движения сам.

Как играть?

  • Прежде чем начинать играть, сначала потренируйтесь сами, чтобы не сбиваться.
  • Развивайте и правую и левую руку малыша – играйте попеременно то на одной, то на другой руке.
  • Играйте тогда, когда малыш к этому готов – он поспал, поел и пребывает в хорошем настроении.
  • Пусть вас не смущает, что тексты потешек очень просты – малышу они нравятся, они ритмичны, понятны, а главное имеют отношение именно к нему – ведь это его пальчики «показывают» стишок.

Вот несколько простых игр, которые обязательно понравятся малышу:

Этот пальчик хочет спать

В эту игру хорошо играть перед сном.

Пусть малыш сожмет все пальчики в кулачок.

Этот пальчик хочет спать (разогните большой пальчик малыша)

Этот пальчик лег в кровать, (разогните указательный пальчик малыша)

Этот пальчик прикорнул, (разогните средний пальчик малыша)

Этот пальчик уж уснул! (разогните безымянный пальчик малыша)

А последний – пятый пальчик

Шустро прыгает, как зайчик. (потеребите мизинчик за кончик)

Мы сейчас его уложим

И уснем с тобою тоже! (положите мизинчик рядом с другими пальчиками)

Замок

Пусть малыш повторяет за вами ваши движения.

На двери висел замок.

Да никто открыть не мог. (соедините ладони, переплетите пальцы, а большие скрестите)

Потянули, (не расцепляя пальцев, потяните руки в разные стороны)

Покрутили, (не расцепляя пальцев, покрутите кисти рук то в сторону правой руки, то в сторону левой)

Постучали (не расцепляя пальцев, постучите ладонями друг о друга)

И открыли. (расцепите пальцы и разведите руки в разные стороны)

Сорока-белобока

Сорока-белобока

Кашку варила,

Деток кормила! (положите ручку малыша ладошкой вверх и сделайте по ней несколько круговых движений указательным пальцем)

Этому дала, (загните большой пальчик малыша)

Этому дала, (загните указательный пальчик малыша)

Этому дала, (загните средний пальчик малыша)

Этому дала, (загните безымянный пальчик малыша)

А этому не дала:

«Ты воды не носил,

Ты дров не рубил,

Ты печь не топил,

Ты чашки не мыл!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!» (возьмите мизинчик малыша за кончик и потеребите немножко, приговаривая)

Бабушкины пирожки

(возьмите руки малыша в свои и похлопайте ими в такт потешке)

Стала бабушка гостей созывать,

Стала милая гостей созывать:

«И Тимоша приходи,

И Антоша приходи,

Да и Проша приходи

И Митрошу приводи. (положите ладонь малыша тыльной стороной вверх на свою левую ладонь, а правой рукой по очереди поднимайте по одному пальчику малыша, начиная с большого за кончик вверх. После среднего поднимайте сразу и средний, и безымянный вместе (Прошу и Митрошу).

А уж Ванечка,

Моя лапочка,

Ну пожалуйста! (дойдя до мизинца, поднимите его и потере-бите за кончик несколько раз).

Стала бабушка гостей угощать,

Стала милая гостей угощать: (снова возьмите руки малыша в свои и похлопайте ими в такт потешке).

«И Тимоше пирожок,

И Антоше пирожок,

Да и Проше пирожок,

И Митроше пирожок, (положите ладонь малыша тыльной стороной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди мягко нажимайте на подушечки пальчиков малыша, начиная с большого)

А уж Ванечке,

Моей лапочке,

Мятный пряничек! (дойдя до мизинца, нажмите на его кончик несколько раз)

Стала бабушка гостей провожать,

Стала милая гостей провожать: (возьмите правую ручку малыша (или левую, если он левша) и помашите ей, словно он прощается)

«Прощевай Тимоша,

Прощевай Антоша,

Прощевай и Проша

Да и ты, Митроша. (положите ладонь малыша тыльной стороной вниз на свою левую ладонь, а большим пальцем своей правой руки по очереди загибайте пальчики малыша к ладошке, начиная с большого)

А уж Ванечка,

Моя лапушка,

Посиди еще

Вместе с бабушкой. (дойдя до мизинца, погладьте его от ладони к кончику несколько раз)

Пастушок

Вышел, вышел пастушок на лужок,

Он собрал, созвал буренок в кружок,

Наказал им никуда не ходить,

А, коль волк придет, его разбудить.

Посчитал коров и сладко зевнул

Да под белою березкой уснул. (Один из пальчиков малыша становится пастушком. Положите руку ладонью вверх. Пастушок ложится под любой из четырех березок-пальчиков. Большой палец в игре не участвует. Березка наклоняется к пастушку и пытается до него дотронуться: «Не спи!». Малыш должен успеть убрать пальчик и лечь под другую березку.

Когда малыш освоится в игре, разбуженный пастушок становится березками, то есть игроки меняются ролями.)

Бавушки-забавушки, русские народные пальчиковые игры для детей .Составление и обработка Олеси Емельяновой.

Елена Морина
Комплексы пальчиковой гимнастики

1-2 неделя сентября

«Собираем ягоды» - расслабленная кисть левой руки (опущены вниз) изображает ветку с ягодами. Пальцами правой руки «снимаем с ветки ягоды» .

«Пальчики здороваются » - кончики пальцев правой и левой рук соприкасаются : мизинец с мизинцем, безымянный с безымянным и т. д.

«Пальчики моются » - согнутые пальцы одной руки смыкаются с согнутыми пальцами другой руки в «замочек» и шевелятся.

«Замочек» - пальцы одной руки – между пальцами другой , сгибаются, закрывая «замочек.

«Пальчик-мальчик , где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!»

3-4 неделя сентября

«Пальцы шагают » - правая рука шагает направо – левая – налево.

«Колечко» - большой палец правой руки поочередно с каждым пальцем образует колечко , который одевают на каждый палец левой руки : большой с указательным – на указательный, большой со средним – на средний и т. д.

«Зеркало» - повторить со взрослым разнообразный движения каждого пальца .

«Гармошка» - пальцы раскрытой ладони сходятся и расходятся.

«Пальчик , пальчик непоседа ,

Где ты бегал, где обедал?

Я с мизинцем ел калинку,

С безымянным ел малинку,

Ел со средним землянику,

С указательным – клубнику ел

1-2 неделя октября

«Бутончик» - кончики пальцев собирают в горстку , а затем ладошка раскрывается – «цветок раскрылся навстречу солнцу» .

«Зайка» - указательный и средний пальцы выпрямлены . Согнутый большой палец – на согнутом мизинце и безымянном.

«Коза-рогатая» - указательный и мизинец выпрямлены, большой палец – на согнутый безымянном и среднем.

«Мишка-косолапый» - четыре пальца вертикально стоят на столе, средний согнут – это «голова медведя» .

«Мальчик с пальчик , где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, зайку,

Ежика в иголках

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил»

3-4 неделя октября

«Лиса» - ладонь держат вертикально, изображая профиль лисы. Большой палец чуть приподнят – это ухо. Указательный палец согнут – это лоб. Средний – нос. Сомкнутые безымянный и мизинец отходят от среднего – пасть лисы раскрыта.

«Волк» - большой палец – ухо – слегка приподнят, сложенные попарно указательный и средний, безымянный и мизинец сходятся и расходятся – это пасть волка.

«Гусь» - рука, опираясь на локоть, располагается вертикально. Кисть – «голова гуся» .

«Гусь щиплется» - кончик большого пальца смыкается с кончиками остальных пальцев .

«Этот пальчик – дедушка ,

Этот пальчик – бабушка ,

Этот пальчик – папочка ,

Этот пальчик – мамочка ,

Этот пальчик – я ,

Вот и вся моя семья!»

1-2 неделя ноября

«Человечек» - указательный и средний пальчики «бегают по столу» , сначала левой, затем правой рукой.

«Дети бегают наперегонки» - как упражнение «человечек» , только обе руки одновременно.

«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук , соединить их.

«Флажок» - большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

«Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять –

3-4 неделя ноября

«Гнездо» - соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты .

«Корни» - прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить вниз.

«Паук» - пальцы согнуты , медленно передвигаются по столу.

«Ножницы» - указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку.

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья

Друг без друга им нельзя»

1-2 неделя декабря

«Сжимание пальцев в кулак и разжимание» : ладонями вверх; ладонями вниз; обеих рук одновременно; правой и левой рук одновременно; правой и левой по очереди.

«Щупальца » - два-три пальца касаются друг друга .

«Стол» - правая ладонь, сжатая в кулак, левая – прижата сверху.

«Большой пальчик – сливы трясет

Второй их собирает,

Третий их домой несет,

Четвертый высыпает.

Самый маленький – шалун

Все, все, все съедает!»

3-4 неделя декабря

«Дверь» - сведенные кончики пальцев рук , прижатые друг к другу в горизонтальном положении.

«Крыша» - кончики пальцев рук , соединенные в наклонном положении ладоней.

«Мостик» - положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга . («Дом» - положение рук горизонтальное)

«Этот пальчик маленький ,

Мизинчик удаленький

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну, а этот средний длинный,

Он как раз посередине

Пальчик замечательный .

Этот – указательный,

Большой пальчик ,

Хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся ,

Вместе дело спорится»

2-3 неделя января

Локоть правой руки на столе, пальцы широко разведены – «дерево» . Два пальца левой руки взбираются вверх – «малыш взбирается на дерево» .

«Улитка с рожками» - правая рука прижата к столу ладонью вниз, указательный и средний – широко разведены и выпрямлены вперед.

Положение правой руки то же, что и в предыдущем упражнении, левая рука лежит на тыльной стороне правой руки – «дом улитки» .

«Полет птицы» - пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед.

«В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом –

Все на кухне кувырком

То топочут под столом,

Лакомятся молоком,

На скамейку сесть хотят

И пугают нам ребят.

То на стуле шалунишки,

То на шкаф залезут мышки

Так и хочется поймать,

А они шмыг – и под кровать»

(Пальчиковая игра – «домик» - обеими ладонями изображать крышу, «стол» - правая рука сжимается в кулак, левая прижимается сверху, «скамейка» - одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны, «стул» - правая сжимается в кулак, левая прижимается ладонью, «шкаф» - кулаки кладутся друг на друга)

3-4 неделя января

«Пчелиный рой» - вращательные движения указательными пальцами .

«Беседующие люди» - два кулака с высоко поднятыми вверх большими пальцами .

«Стул, кресло» - правая ладонь сжата в кулак, левая прижата вертикально к правой.

«Пассажиры в автобусе» - руки сцеплены пальцами внутрь . Тыльные стороны кистей рук наружу, большие пальцы приподняты кверху .

«Сидит белка на тележке

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке, воробью,

Синичке, мишке толстопятому,

Заиньке усатому»

1-2 неделя февраля

«Птички летят» - пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

«Птички клюют» - большой палец поочередно соединять с другими пальцами .

«Гнездо» - пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши.

«Сорока-белобока кашу варила

Деток кормила.

Этому дала – он дрова рубил,

Этому дала – он печку топил,

Этому дала – он воду носил,

Этому дала – он кашу варил,

А этому ничего не дала :

Он печку не топил, дрова не рубил,

Воду не носил, кашу не варил.

Нет ему ничего!»

3-4 неделя февраля

«Раковина улитки» - правая рука на столе, левую руку положить сверху.

«Ежик» - ладони соединить прямые пальцы выставить вверх .

«Кот» - средний и безымянный пальцы правой руки прижаты к ладони большим пальцем , слегка согнут, поднять руку вверх.

«Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку – кожура!»

1-2 неделя марта

«Ромашка» - соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны .

«Тюльпан» - полусогнутые пальцы обеих рук соединить , образуя чашку цветка.

Сжимание и разжимание кистей на счет раз-два.

«Алые цветы»

«Наши алые цветки распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки

Тихо засыпают, головой качают»

3-4 неделя марта

Вращение кистями рук по 10 раз : в правую, затем в левую сторону; вовнутрь обеими кистями; наружу.

Выгибание кистей рук по 10-15 раз

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!»

(Пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки , похлопывая друг друга кончиками)

1-2 неделя апреля

Прогибание кистей рук : одновременно; правой, левой по очереди.

Чередование прогибания и выгибания.

Щелчки (по 5 раз)

«Фонарики» - вращение свободными кистями рук.

«За работу»

«Ну-ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить.

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять!»

(Поочередно разгибать пальцы , начиная с большого, а на слова : «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими)

3-4 неделя апреля

«Пальчики здороваются » (по 10 раз) : пальцы правой руки с большим пальцем правой руки ; пальцы левой руки с большим пальцем левой руки ; то же, одновременно двумя руками; пальцы правой руки с соответствующими пальцами левой руки . (сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются)

«Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев .

«Мизинчик»

«Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет,

Безымянный не поймет :

Что все это значит.

Средний пальчик очень важный ,

Не желает слушать.

Указательный спросил :

«Может, хочешь кушать?»

А большой бежит за рисом,

тащит рису ложку.

Говорит : «Не надо плакать,

На, поешь немножко!»

(Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы , начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга)

1-2 неделя мая

Сгибание и разгибание пальцев в кулак : по очереди правой и левой рукой; правой рукой; левой рукой; обоих рук одновременно. (сначала начинать с большого пальца , затем начинать с мизинца)

«Ножницы» - разведение пальцев в стороны : правой, затем левой руки; обоих рук одновременно; соединив ладони вместе.

Разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев .

«Братцы»

«Пошли два братца

Вместе прогуляться,

А за ним еще два братца

Ну, а старший не гулял,

Очень громко их позвал.

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил»

(Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить . Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев , сначала мизинец с безымянным, затем средний с указательным. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей)

3-4 неделя мая

Упражнение с согнутыми ладонями – согнутые ладони перед грудью наклоняются вправо и влево, преодолевая сопротивление : движение согнутыми ладонями перед грудью вперед-назад; сомкнутые ладони вытянуты вперед, разведение кистей в стороны, не размыкая запястья.

Потряхивание расслабленными кистями : руки вверх; руки в стороны.

«На работу»

«Большой палец встал один,

Указательный за ним,

Средний будит безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!» ,

На работу им пора!»

(Сжать пальцы в кулачок , поочередно разгибать их, начиная с большого, а со слов : «Встали братцы все – «Ура!» - широко расставить пальцы в пальцы

Гимнастика пальчиков, которая заключается лишь в лёгком тактильном поглаживании ручек, начинается с самого рождения младенца.
С 3 месяцев, к поглаживанию ладоней и пальчиков, добавляется подтягивание с помощью кулачков рук малыша, удерживаясь за палец взрослого.
В 6-7 месяцев делается массаж кистей рук или начинаются пальчиковые потешки: игры типа «Мальчик- пальчик, где ты был?», « Ладушки».
С 10 месяцев начинается активная тренировка пальчиков малыша: энергичные движения, стишки и математика, катание шариков, игры во вкладыши, пирамидками, кубиками и бусами.

Важно помнить!
Занятия начинаются с нежного поглаживания
Проводить занятия нужно только при хорошем настроении малыша
Характер упражнений должен соответствовать развитию ребёнка
Упражнения должны приносить малышу радость
Для визуального запоминания, упражнения нужно показывать медленно
При проведении упражнений используйте речевое сопровождение
Игры подбираются с учётом возможностей малыша и постепенно усложняются.
Отечественные филологи подтверждают связь развития рук с развитием головного мозга.
В.М. Бехтерев в научных трудах, доказал, что движения рук снимают умственную усталость, улучшают произношение звуков, развивают речь.
Упражнения поддерживают естественное развитие малыша, положительно воздействуют на внутренние органы, развивают мелкую моторику рук, дают заряд позитивных эмоций.
Только задумайтесь: длительность упражнений занимает всего несколько минут, а сколько пользы приносит деткам!

«Ловись рыбка»


Ребёнок находится в положении лёжа на спине.
Просуньте в зажатые кулачки малыша указательные пальцы так, чтобы он крепко их обхватил.
Сначала сгибайте ручки в локтях, затем вытягивайте их вперед, завершая движения обхватыванием.
Упражнение выполняйте несколько раз, читая потешки:
Тяну, тяну,
Рыбу ловлю,
Ловись, ловись рыбка,
Маленькая и большая!

Завершая упражнение разведением рук малыша в стороны.

« Вьюшки»

От 3 до 8 месяцев ребёнок держит ручки сжатыми в кулачок, постепенно пытаясь скоординировать их движения.
В такт потешки вы будете слегка постукивать кулачками малыша друг о друга, совершенствуя движения рук:
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

«Белочка»

Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе, приговаривая:
Сидит белка на тележке,
Раздаёт она орешки:

Погладьте ладошку малыша круговыми движениями.
Мишке толстопятому,
Погладьте большой пальчик.
Заиньке усатому,
Погладьте указательный пальчик.
Лисичке- сестричке,
Погладьте средний пальчик.
Бойкому воробушке.
Погладьте безымянный пальчик.
Синичке желтогрудой.
Погладьте мизинчик.
Кому в роток,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Проведите большим пальцем по ладошке малыша и сожмите ручку в кулачок.
Такую гимнастику можно проводить со стопами малыша.

« Пальчики трудятся»

Массируя и загибая поочерёдно каждый пальчик, поглаживая от основания до кончиков, приговаривайте потешки:
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел.

Массируя пальчики, усиливается кровообращение, что способствует развитию интеллекта ребёнка.

«Птичка- невеличка»

Птичка- невеличка,
Вот тебе водичка.

Проводя указательным пальцем по ладошке малыша, потрясите ручкой, имитируя сбрасывание с неё водички.
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

Совершая указательным пальцем волнообразные движения по ладошке малыша, пощипывая и покалывая.

«Мальчик- пальчик»

Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Возьмите ручку или фломастер и нарисуйте на большом пальце малыша глазки, носик и ротик человечка.
Привлеките внимание крохи рисунком, загибая пальчики, поглаживая и массируя от основания до кончика, читайте потешки:
Мальчик- пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

« Из-за леса, из-за гор»

Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Если его возраст более 7 месяцев, посадите на колени, головой опираясь на ваше плечо.
Раскрытую ладошку малыша положите на свою руку, читая потешки:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:

Поглаживая и пощипывая круговыми движениями ладошку, произносите:
Сам на лошадке,
Массируя и загибая большой пальчик.
Жена на коровке,
Массируя и загибая указательный пальчик.
Дети на телятках,
Массируя и загибая средний и безымянный пальчики.
Внуки на козлятках.
Массируя и загибая мизинчик.
Эти упражнения повторите на другой ручке.

« Тень- тень, потетень»

Соберите пальчики в кулачок, читайте потешку:
Тень- тень, потетень,
Выше города плетень.

Растопырьте пальчики в стороны
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.

Совершая указательным пальцем, круговые движения от центра ладошки к краю, продолжайте читать:
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!

Массируйте мизинчик:
Похвалился зайка:
-Поди, догоняй-ка!

Массируйте безымянный пальчик.
Похвалялися ежи:
-У нас шубки хороши!

Массируйте средний и указательный пальчики.
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Массируйте большой пальчик.
Повторите потешку с пальчиками другой ручки.

«Сорока - белобока»

С 5 месяцев детки становятся более активными и свободными.
Они какое- то время могут заниматься самостоятельно, осваивая новые движения.
Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Совершая указательным пальцем, круговые движения по ладошке, загибайте пальчики, произнося слова известной потешки:
Сорока - белобока
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Ты дров не рубил,
Воды не носил.
Зачем дров не рубил?
Воды не носил?
Каши не варил?

Покачайте мизинчик.

«Ладушки»

В возрасте 8 месяцев детки сами начинают хлопать в ладошки, когда слышат известные слова.
Если эти движения ему не знакомы, то произнося слова потешки, покажите действия ладошками малыша.
- Ладушки- ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
-Бражку.
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили- поели,
Полетели- полетели!
На головку сели,
Сели- посидели,
Ладушки запели!

Игры с участием рук и пальцев поддерживают головной мозг в отличном состоянии, посылая импульсы в центральную нервную систему.

Литература:
Андрей Хвостовцев, 2-е изд, Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2010-174 с.Играем с пальчиками. развиваем мелкую моторику рук и устную речь.

Пальчиковых игр для развития мелкой моторики великое множество. В основном это маленькие стишки-потешки, очень похожие по смыслу, переданные нам бабушками, прабабушками из уст в уста. Приведем в этой статье несколько вариантов, чтобы мамы смогли выбрать пальчиковые потешки по душе

Пальчиковые потешки

Сгибаем пальчики
Раз, два, три, четыре, пять!
Выйти пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
этот - ел.
Ну, а этот лишь глядел!

Разгибаем
Сидит белка на тележке,
Продает свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью,
синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому,
кому в лоток,
кому в зобок,
кому в лапочку.

Мальчик с пальчик, где ты был?
С этим братцем — в лес ходил.
С этим братцем — щи варил.
С этим братцем — кашу ел.
С этим братцем — песни пел!
Мальчик- пальчик, где ты был?
-С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Сорока белобока
(водим пальчиком по ладошке, загибаем пальчики)
Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!»

Поочерёдно загибаем пальчики:
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

Этот пальчик хочет спать,
(загибаем пальчики)
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Маша варежку надела (можно надеть варежку, носочек)
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишка не попал!
Маша варежку сняла,
— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик — самый меткий
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Пальчиковые игры

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрем,
Отдохнем совсем немножко,
А потом опять начнем.

Счет

(Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)

Вышли пальчики гулять.
Один, два, три, четыре, пять-
(Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

Капустка

(Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.

Грабли

Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните:
Листья падают в саду,
я граблями их сгребу
(проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями)

Жук

Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец – вытяните и разведите в сторону.
Шевелите пальцами, проговаривая стишки:
Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!.

Котик

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Вьюшки

Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками:
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!

На мельнице

На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).

Гармошка

Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями
Посмотри, моя ладошка – как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются)
А потом я поиграю.
Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)
Я играю – посмотри!
А потом опять сдвигаю
И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)

Очки

Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки.
Поднесите их к глазам, приговаривая:
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Лыжи

Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи».
Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово:
Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!