Масутацу ояма семья. Спорт! Это не только голы, метры, секунды. Становление Оямы Масутацу, как мастера карате

Выдающийся мастер и преподаватель каратэ, один из самых знаменитых представителей боевых искусств, обладатель 10 дана, основатель стиля Кёкусинкай, популяризатор каратэ в Японии и других странах, автор большого количества популярных книг о каратэ, организатор национальных и мировых спортивных соревнований по каратэ. Основав свой стиль, быстро завоевавший славу «сильнейшего каратэ», Ояма создал и до самой своей смерти в 1994 году возглавлял Международную организацию Киокусинкай (IKO), членами которой стали несколько миллионов человек во всём мире.

Биография

Масутацу Ояма появился на свет 4 июня 1923 года в Корее, в городе Кимдже, провинции Чолла-Пукто, находившейся тогда под властью Японии, в семье родовитого янбана (высшее сословие, и принадлежность к нему передавалась наследственно), и получил при рождении имя Чхве Ён Ый, и до того, как стать знаменитым, сменил несколько псевдонимов, среди которых были Чхве Бай-Дал, Сай Моко, Гарю, Мас Того.

В начале XX века Корея была японской колонией, и права коренного населения ущемлялись. Имя, которое избрал себе юноша - Масутацу Ояма - переводится как «Большая гора» («О» в переводе с японского означает «большой, великий», «яма» - «гора»).

Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье в Маньчжурии. Здесь у работающего в поместье мастера он обучался китайскому кэмпо «18 рук». В 12 лет Ояма вернулся в Корею и продолжил обучение. В 1936 году он получил чёрный пояс по кэмпо. В 1938 году 15-летний Ояма отправился в Японию, чтобы стать военным лётчиком. Масутацу стал одним из первых корейских военных лётчиков.

Несмотря на тяжёлые условия жизни, юноша продолжал заниматься единоборствами, посещая школы дзюдо и бокса. В университете Ояма сдружился со студентами, котрые занимались по методике знаменитого Фунакоси Гитина, выходца с Окинавы, основателя стиля Сётокан. Так Ояма узнал о существовании этого стиля.

Учителя

Информация об учителях Оямы противоречива. В его многочисленных работах довольно сложно отыскать имена его наставников. Ояма достаточно подробно описывает годы своего детства и юношества, но лишь вскользь упоминает, что изучал стили Сётокан и Годзю-рю «и другие», но пошёл своим собственным путём. Иногда, утверждения самого Оямы противоречат друг другу. В итоге представляется довольно трудно составить представление об истории становления Оямы как мастера. Создаётся впечатление, что Масутацу Ояма сознательно замалчивал имена своих учителей. Но всё же, сохранились некоторые, весьма почтительные, воспоминания Оямы о нескольких наставниках. Так, о Гитине Фунакоси он говорит: «Учитель Фунакоси выправил меня. Он показал мне подлинную суть каратэ». Во время второй мировой войны Ояма изучал дзюдо, школу айки дзю-дзюцу Дайто-рю у крупного мастера Котаро Ёсиде, о котором Ояма сообщает: «Я прочел и изучил множество книг и романов, посвященных боевым искусствам, но никогда не видел и не слышал о приёмах, столь замечательных, как приёмы моего учителя Ёсиды. Можно сказать, что его мастерство и искусство были совершенными…». Ояма изучал каратэ Годзю-рю под руководством корейца Со Нэйтю, ближайшего соратника и подвижника знаменитого Ямагути Гогэна. Позже Ояма стал учеником уже самого Ямагути Гогэна. В 1956 году «Токийская ежедневная вечерняя газета» организовала показательные выступления и демонстрационную схватку (кумите) между Масутацу Ояма и главой японской школы Годзю-рю Ямагути Гогэном, причем Ямагути вручил Масутацу Ояма сертификат на обладание 7-м даном Годзю-рю и званием кёси (Почётное звание, учрежденное в июне 1901 года Дай Ниппон Бутоку кай за особые достижения в преподавании будо). Запись о присвоении Ояма Масутацу звания кёси - «наставника» - и степени 7-й дан, датированная 1954 годом, действительно имеется в Тетради фиксации сведений о присвоении мастерских степеней, и сделана она рукой самого Ямагути Гогэна. Однако в том же 1956 году Масутацу Ояма неожиданно порвал с Ямагути Гогэном, создал собственное додзё и начал пропагандировать свой собственный стиль каратэ. Он осознавал, что может претендовать на большее, чем быть вторым номером при Ямагути. Достоверно известно, что конфликт между Масутацу Ояма и Ямагути был довольно острым.

Как бы там ни было, уйдя от Ямагути, Ояма фактически разорвал все отношения с миром каратэ, ведь для ортодоксально настроенных каратистов его поступок был ничем иным, как предательством по отношению к учителю. Хорошо известно, что многие представители японского каратэ и до этого неоднократно критиковали Масутацу Ояма за нарушение писаных и неписаных норм каратэдо - за чрезмерную жестокость, проявленную в убийствах быков, за получение денег при демонстрации каратэ в США и т. д. Разрыв с Ямагути, похоже, переполнил чашу терпения и превратил Масутацу Ояма в самого настоящего изгоя. Правда, позже, когда школа Кёкусинкай набрала силу и превратилась в одну из крупнейших организаций каратэ в Японии, руководителям ведущих организаций при решении различных вопросов не раз приходилось садиться с ним за стол переговоров.

Со своей стороны, на изгнание из мира каратэ Ояма, похоже, отреагировал тем, что стал вымарывать собственный путь в боевых искусствах, замалчивать имена своих реальных учителей и создавать мифологизированную историю своей жизни и своей школы, чтобы и с морально-этической стороны обеспечить её состоятельность в глазах широкой публики. Похоже, именно так рождался образ просветленного мастера, познавшего каратэ в затворничестве в горах и спустившегося в лохмотьях в этот мир, чтобы дать всем желающим Кёкусин - «Абсолютную истину».

В 1963 году Ояма построил штаб-квартиру (Хонбу) Международной организации каратэ (IKO), которая в 1964 году получила официальное название Кёкусин кайкан - «Дворец общества абсолютной истины».

В 1966 году небольшая команда учеников Масутацу Ояма в составе Куросаки Кэндзи, Накамуры Тадаси и Фудзихиры Акио приняла вызов, брошенный представителями таиландского бокса, и в матче с сильнейшими представителями муай-тай в Бангкоке одержала победу со счетом 2:1, поддержав тем самым репутацию каратэ.

Популяризатор каратэ

Масутацу Ояму можно назвать одним из самых выдающихся популяризаторов боевых искусств. В 50-х годах он совершил несколько зарубежных поездок, во время которых организовывал показательные выступления с показом техники каратэ и тамэсивари (разбивание твёрдых предметов незащищёнными частями тела, практикуемое в японских боевых искусствах (каратэ)), проводил показательные бои. Благодаря пропагандистской деятельности Ояме удалось в сравнительно сжатые сроки основать одну из крупнейших организаций - Международную организацию каратэ (IKO).

Ученики

Ояма воспитал огромное количество талантливых учеников, некоторые из которых создали собственные стили. Наиболее известными учениками Оямы стали:

-Стив Арнейл

Президент IFK, 10-й дан, первый человек прошедший хякунин-кумитэ.


-Йон Блюминг

Президент IBK, 10-й дан Кёкусинкай, 10-й дан Хапкидо. 9-й дан дзю-до, создатель Европейской организации каратэ Кёкусинкай.


-Сигэру Ояма

Основатель Ояма-каратэ, 10-й дан Ояма-каратэ и 8-й дан Кёкусинкай.


-Хидэюки Асихара

Создатель Асихара-каратэ.


-Тадаси Накамура

Создатель стиля Сейдо-каратэ.


-Адемир да Коста

Создатель школы Сэйвакай.


-Такаси Адзума

Основатель стиля Дайдо Дзюку (Дайдо Джуку) (Кудо).


-Дольф Лундгрен

Актёр, режиссёр, сценарист и продюсер, мастер боевых искусств

Будучи корейцем по происхождению, Ояма за годы службы в японской армии стал настоящим японцем и всерьёз увлёкся традициями самураев. В 1946 году, подобно легендарному мастеру меча Миямото Мусаси, он решил на время покинуть мир и обрек себя на несколько месяцев добровольного отшельничества на горе Синобу. Всё это время он упражнялся в тамэсивари, обрубая ребром ладони стволы и ветки сосен, и выдержал несколько схваток с дикими зверями.


-Согласно официальной версии, за всю свою карьеру Ояма победил на арене 52 быка. Из них у 48 он ребром ладони отрубил рога, а 3-х убил насмерть.
-Масутацу Ояма был категорически против того, чтобы каратэ занимались женщины. Но всё же после того, как он побывал на одном из кумитэ в котором учавствовали мастера-женщины, он поменял своё мнение на этот счёт и даже использовал фотографии женщин для иллюстрации техники в своих книгах (например, «Классическое каратэ»).

90 лет назад, 27 июля 1923 года в Корее родился один из самых знаменитых представителей боевых искусств, выдающийся мастер и преподаватель каратэ, обладатель 10 дана Масутацу Ояма (яп. 大山 倍達 ; кор. Чхве Ён Ый 최영의, 崔永宜)) — создатель стиля Кёкусинкай.

Масутацу Ояма родился 27 июля 1923 года в Корее, находившейся тогда под властью Японии, в семье родовитого янбана, и получил при рождении имя Чхве Ён Ый, и до того, как стать знаменитым, сменил несколько псевдонимов, среди которых были Чхве Бай-Дал, Сай Моко, Гарю, Мас Того.
В начале XX века Корея была японской колонией, и права коренного населения ущемлялись. Имя, которое выбрал себе юноша — Масутацу Ояма — переводится как «умножающий свои достижения подобно высокой горе».

Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье в Маньчжурии. Здесь у работающего в поместье мастера И учился китайскому кэмпо «18 рук». В 12 лет Ояма вернулся в Корею и продолжил обучение. В 1936 году он получил чёрный пояс по кэмпо. В 1938 году 15-летний Ояма поехал в Японию, чтобы стать военным лётчиком. Масутацу стал одним из первых корейских военных лётчиков.

Несмотря на тяжёлые условия жизни, юноша продолжал заниматься единоборствами, посещая школы дзюдо и бокса. В университете Ояма сдружился со студентами, занимающимися по методике знаменитого Фунакоси Гитина, выходца с Окинавы, создателя Сётокан. Так Ояма узнал о существовании этого стиля.
Информация об учителях Оямы противоречива. В его многочисленных работах затруднительно отыскать имена его наставников. Ояма достаточно подробно описывает годы своего детства, но лишь вскользь упоминает, что изучал стили Сётокан и Годзю-рю «и другие», но пошёл собственным путём. Порой утверждения самого Оямы противоречат друг другу. В результате представляется затруднительным составить представление об истории становления Оямы как мастера.
Однако, сохранились некоторые, весьма почтительные, воспоминания Оямы о некоторых наставниках. Так, о Гитине Фунакоси он говорит: «Мастер Фунакоси выправил меня. Он показал мне подлинную суть каратэ».
О другом своём наставнике — Котаро Ёсиде — Ояма пишет: «Я прочел множество книг и романов, посвященных боевым искусствам, но никогда не видел и не слышал о приёмах, столь замечательных, как приёмы моего учителя Ёсиды. Можно сказать, что его мастерство и искусство были совершенными…».

Будучи корейцем по рождению, Ояма за годы службы в японской армии стал настоящим японцем и всерьёз увлёкся традициями самураев. В 1946 году, подобно ле-гендарному мастеру меча Миямото Мусаси, он решил на вре-мя покинуть мир и обрек себя на несколько месяцев добро-вольного отшельничества на горе Синобу. Всё это время он упражнялся в тамэсивари, обрубая ладонями стволы и ветки сосен, и выдержал несколько схваток с дикими зверями.

Популяризатор каратэ
Масутацу Ояму можно назвать одним из самых выдающихся популяризаторов боевых искусств. В 50-х годах он совершил несколько зарубежных поездок, в ходе которых организовывал показательные выступления с демонстрацией техники каратэ и тамэсивари, проводил показательные бои. Благодаря пропагандистской деятельности Ояме удалось в сравнительно сжатые сроки создать одну из крупнейших организаций — Международную организацию каратэ (IKO).

В 50-е годы Ояму часто можно было застать в додзе Годзюкан в токийском районе Асакуса, где после войны обосновался легендарный "Кот" Ямагути. В 1956 году состоялись показательные выступления и демонстрационная схватка между Оямой и главой японской школы Годзю-рю Ямагути Гогэном, организованные газетой "Токе майсэки симбун" ("Токийская ежедневная вечерняя газета"), а двумя годами раньше Ямагути присвоил Ояме 7 дан Годзю-рю и звание кеси.

Начиная с 1952 года, Ояма, с целью популяризации своей концепции новой школы каратэ, совершает целый ряд международных турне, произведя настоящий фурор на Западе. Он ломает толстенные доски и камни, крошит черепицу и ломает рога быкам, словом потрясает воображение зрителей.

Согласно официальной версии, за всю свою карьеру Ояма победил на арене 52 быка. Из них у 48 он отрубил рога ударом ладони, а 3-х убил насмерть. Впрочем, некоторые биографы выражают сомнения.

Благодаря своему ошеломительному успеху, по возвращении на родину в 1954 году, Ояма открывает свое первое додзе, которое превращается в настоящую Мекку для бойцов со всей страны. Их привлекает как личность мастера, так и поистине революционный подход к каратэ, как будо-искусству. Ученики, пришедшие к Ояме в этот период, впоследствии составили славу Кёкусинкай, став блестящими мастерами. В их тренировках и спаррингах родился стиль Кёкусин. Однако в 50-х годах самого этого названия еще не было, и называли этот стиль просто "каратэ Оямы". С тех самых пор Кёкусинкай становится одним из крупнейших стилей каратэ.

Сам Ояма обучал каратэ тысячи человек, но лишь единицы могут похвастаться, что видели своими глазами, как он спарринговал. Дело в том, что в 1956 году Ояма получил тяжелую травму колена, и после этого всерьез уже практически никогда не дрался. Поэтому описать его боевой стиль могут лишь те ученики, кто пришел к нему в небольшой промежуток между 1954 и 1956 годами.

В 1963 году Ояма строит штаб-квартиру (хомбу) своей школы каратэ, которая в 1964 году получает официальное название Кёкусинкайкан - Дворец общества абсолютной истины.

В 1966 году небольшая команда учеников Оямы в составе Куросаки Кэндзи, Накамуры Тадаси и Фудзихиры принимает вызов, брошенный представителями тайландского бокса, и в матче с сильнейшими бойцами муай-тай, в Бангкоке, одержала победу со счетом 2:1, поддержав репутацию каратэ.
С 1969 года, когда прошел первый Открытый всеяпонский турнир по каратэ-до, начинается спортивное развитие стиля Киокусин. В дальнейшем подобные чемпионаты стали проходить ежегодно, а в 1975 году состоялся Первый открытый чемпионат мира по каратэ Кёкусинкай.

"Чтобы самоотверженно тренироваться часами, каждый день, человеку необходимо забросить обычные удовольствия и отдых. У него должно быть сильное чувство самоотречения, осознания цели, которое поможет ему в преодолении соблазнов.Человек, чей разум горит желанием научиться всему на выбранном Пути, будет посвящать любую возможную минуту тренировке."

До самых последних дней своей жизни Ояма проводил тренировки в Хонбу, являя собой яркий пример истинного мастера Будо.
В 1994 году Ояма скончался от рака лёгких. По восточным меркам не такой уж и старый, если бы не болезнь - мог бы дожить и до нынешнего юбилея...

Ояма воспитал большое количество талантливых учеников, некоторые из которых основали собственные стили. Наиболее известными учениками Оямы являются:
Стив Арнейл — президент IFK, 10-й дан, первый человек после самого Оямы, прошедший хякунин-кумитэ.
Йон Блюминг — президент IBK, 10-й дан Кёкусинкай, 10-й дан Хапкидо. 9-й дан дзю-до, основатель Европейской организации каратэ Кёкусинкай.
Сигэру Ояма — основатель Ояма-каратэ, 10-й дан Ояма-каратэ и 8-й дан Кёкусинкай.
Хидэюки Асихара — основатель Асихара-каратэ.
Тадаси Накамура — основатель Сейдо-каратэ.
Адемир да Коста — основатель Сэйвакай.
Такаси Адзума — основатель Дайдо Дзюку (Дайдо Джуку) (Кудо).
Мацусима Ёсиказу — президент IKO Matsushima, 9-й дан Кёкусинкай.

Для своих учеников Ояма разработал целый каскад головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэ на физическом уровне:

Пробивание подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
- раскалывание подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
- раскалывание нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров;
- раскалывание плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
- раскалывание руками, ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
- раскалывание ударом "рука-меч" или "железный молот" трех положенных друг на друга кирпичей;
- раскалывание ударом "рука-меч" трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в три дюйма каждая;
- пробивание рукой и головой ледяной глыбы;
- раскалывание массивных булыжников основанием ребра ладони;
- проникновение ударом "рука-копье" в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
- пронзание ударом "рука-копье" подвешенной коровьей туши.
- отрубание горлышка стоящей бутылки;

Все описанные действия относятся, соответственно, к категории позитивных (Ян), воплощая принцип активного нападения. Hе менее важное место в демонстрационной программе Кёкусинкай занимают и номера, раскрывающие удивительную способность организма к пассивному сопротивлению и относящиеся к категории негативных (Инь). Hапример, палка толщиной в два дюйма ломается при ударе о голову, спину, грудь, руки или ноги спокойно стоящего человека. Или такое: человек ложится спиной на утыканную гвоздями доску, на грудь ему кладут гранитный валун весом не менее 50 килограммов и разбивают валун ударом кувалды. Впечатляюще. Впрочем, еще более невероятные трюки демонстрируют индийские йоги-факиры или китайские мастера цигун.

Силовые номера в Киокушинкай сочетаются со всевозможными пробами на быстроту, четкость и точность. Здесь следует упомянуть гашение свечи на расстоянии различными ударами рук и ног, разрубание ребром ладони спичечного коробка из тонкой фанеры, выдергивание бумажного листа из-под пачки сигарет, стакана или стоящей сигареты, стряхивание пепла с зажженной сигареты в зубах партнера ударом ноги и тому подобные фокусы, рассчитанные на зрелищный эффект.

Кстати, о зрелищах. "По мотивам" жизни Масутацу Оямы сняты художественные фильмы «Обречённый на одиночество» («Kenka karate kyokushinken», Япония, 1975) и «Воин ветра» (Южная Корея, 2004). Также Ояма послужил прообразом каратиста Ороти Доппо из аниме-сериала «Боец Баки».

Некоторые фото Мастера.

Масутацу Ояма родился 27-го июля 1923 года в Южной Кореи. Настоящее его имя было Енг И Чой . На путь боевых искусств Ояма ступил в возрасте девяти лет, находясь в Маньчжурии. Там он изучал стиль китайского Кемпо под названием «Рука 18 архатов».

В 1938 году, в возрасте 15 лет, он вернулся в Японию и поступил в летное училище. К слову сказать, корейцам очень трудно приходилось жить в Японии, так как в те времена Корея была японской колонией, и к ее жителям относились как к людям второго сорта. Но, несмотря на подобное отношение Ояма продолжает заниматься боевыми искусствами, в частности боксом и дзюдо. В это же время он становится учеником Фунакоши Гичина , и под его началом осваивает Окинава Карате, в наше время эта школа называется Шотокан карате. Всего за два года он получает 2 дан, а к моменту поступления на службу уже 4 как по Окинава карате, так и по дзюдо, и это всего в двадцать лет.

Становление Оямы Масутацу , как мастера карате.

Становление Масутацу Оямы как мастера карате началось в 1945 году, после поражения Японии во Второй Мировой Войне. Стоит сказать, что это поражение крайне негативно сказалось на всем японском населении, огромное количество людей совершили ритуальное самоубийство «харакири», не выдержав позора поражения. Ояма также воспринял все это очень близко к сердцу и впал в глубочайшую депрессию. Он даже на некоторое время полностью забросил тренировки. Справиться с собой ему помог мастер Со.

Со Ней Чу - земляк Оямы , живший в Японии, был признанным мастером Годзю -Рю . Именно он предлагал Ояме посвятить жизнь Пути Воина и уединится от общества для тренировки тела и духа на 3 года.

В 23 года Ояме повезло познакомиться с Эйджи Йошикавой , автором романа « Мусаши» ,в котором описана жизнь самого известного самурая Японии Мусаши Миямото , и его понимание кодекса Бушидо .

В тот же год Масутацу Ояма отправился на гору Минобу , к слову сказать, на этой самой горе разработал свой стиль боя на мечах и сам Мусаси Миямото , название этого стиля Нитэн -Ити -Рю (Нито -рю ). Среди вещей взятых с собой Оямой была и книга «Мусаши». Сопровождал его боец по имени Яширо . Но после 6 месяцев суровых тренировок Яширо сбежал под покровом ночи. Эта новость потрясла Ояму , и он думал о прекращении тренировок, так как очень тяжело переносить одиночество. И снова на помощь ему пришел Со Ней Чу , который убедил Ояму продолжать тренировки.

К сожалению, источник средств человека снабжавшего Ояму средствами существования иссяк, и тренировки, по истечении 14 месяцев пришлось прекратить.

Через некоторое время, в 1947 году, Масутацу Ояма выиграл Первый Послевоенный Всеяпонский турнир по карате. Вдохновленный своей победой он снова уединился в горах и решил полностью посвятить жизнь карате.

Тренировки Масутацу Ояма в горах

На этот раз он поднялся на гору Киезуми , которая также как и предыдущая находилась в префектуре Чиба . Тренировки были просто нечеловеческие и длились по 12 часов ежедневно.

Был строго разработанный режим:


  • 4 часа утра — пробуждение. Медитация — 10 мин. Бег по горам — 2 часа. А это около 15 километров по пересеченной местности.

  • 7 часов утра — приготовление пищи.

  • 8 часов утра - прием пищи, одновременно совмещающий завтрак и обед.

  • 9 часов утра — начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:


  • поднять 20 раз шестидесяти килограммовую штангу;

  • отжаться на пальцах 20 раз;

  • отжаться в стойке на руках 20 раз;

  • подтянуться на перекладине 20 раз;

  • нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару . Иногда вместомакивары использовались деревья.

В 1964 году наступило время для основания собственного стиля. С названием стиляо пределялись очень долго, и в июне этого же года приняли название Киокушинкай - «Общество абсолютной истины». Очень быстро Киокушин набрал обороты ираспространился в 120 странах мира, на данный момент число последователей искусства Оямы насчитывает 12 миллионов каратистов по всему миру, это одна из самых крупных организаций боевых искусств по всему миру.

Подведя итоги можно сказать что Ояма и полностью достиг своей цели, основав и популяризировав свой контактный стиль карате Киокушинкай .

Умер Масутацу Ояма в апреле 1994 года в возрасте 70 лет, причиной смерти стал рак легких. Следует сказать, что Ояма не имел пристрастия к курению, и вообще вредных привычек (берите пример!!). Хотя он и назначил официального преемника Шокея Мацуи , имеющего на тот момент 5-й дан, Киокушинкай все равно раскололся на множество групп. Есть мнение, что Ояма специально разделил свою школу на несколько ветвей, чтобы она могла функционировать и без него.

В завершении данной статьи я хотел бы привести несколько цитат Масутацу Оямы , которые будут полезны для любого бойца:

Масутацу Ояма (Йонг И Чой) родился 27-ого июля 1923 года, в Южной Кореи. Когда ему исполнилось 9 лет, он переехал жить к сестре в поместье на юг Китая, где у работающего в поместье мастера Юи учился китайскому кемпо 18 рук.

В 12 лет он вернулся в Корею и продолжил занятия корейским кемпо. В 1936 г. он получил черный пояс.

В 1938 году, в возрасте 15 лет, он уехал в Японию, и поступил в авиационное училище, чтобы стать летчиком, подобно герою его времени, первому летчику-истребителю из Кореи. Выжить в тех нелегких условиях в том возрасте, оказалось более трудным чем, он думал, тем более что корейцы, обучающиеся в летных училищах Японии были на правах чужих. Несмотря на тяжелое время в своей жизни он продолжал заниматься боевыми искусствами, занимаясь дзюдо и боксом, и однажды он заметил студентов, обучающихся Окинава Каратэ. Это заинтересовало его, и он поехал в доджо Гитин Фунакоси в Университете Такушоку, где занимался известным видом каратэ - шотоканом, удивляя всех своими успехами. Его прогресс в тренировках был таким, что к семнадцати годам он был уже вторым Даном, и к моменту поступления на службу в Японскую Имперскую Армию в 20 летнем возрасте, он был четвертым Даном.

«Если меня спросят, чему человек должен посвятить жизнь, я отвечу - тренировкам. Тренируйтесь больше, чем спите, и, независимо от преследуемых целей, вы не пожалеете», - говорил Ояма. В это время он также серьезно заинтересовался дзюдо, и его прогресс в этом виде боевого искусства был не менее удивительным. К моменту завершения тренировок по дзюдо он, меньше чем за четыре года с начала тренировок, достиг четвертого Дана в дзюдо.

После поражения Японии во Второй Мировой войне, Масутацу Ояма впал в отчаяние и депрессию и почти забросил тренировки. В эти годы Ояма встречается со своим соотечественником Шу Нэй Чуом, одним из авторитетных каратистов школы Годзю Рю, который по - новому освещает связь духовного с физическим. Именно он и воодушевляет Ояму на то, чтобы посвятить жизнь каратэ, отойти от мирской суеты и предаться духовному и физическому развитию в одиночестве.

В 23 летнем возрасте Масутацу Ояма встретил Едзи Йосикаву, автора романа "Мусаси", основанного на жизни и деятельности наиболее известного Самурая Японии. И роман, и автор помогли Ояме глубже понять кодекс Самурая - Бушидо и его смысл. В тот год Ояма отправился на гору Минобу в Префектуре Чиба, где Мусаси основал свой стиль боя на мечах Нито-Рю. Ояма думал, что это будет соответствующим местом, чтобы начать суровые тренировки. Среди вещей, взятых с собой, была копия книги Иосикавы. Вместе с Оямой на гору поднимается его ученик, который не выдерживает одиночества и режима суровых тренировок и тайно покидает его через 6 месяцев. Это тяжело сказалось на Ояме потому, что желание возвратиться в общество стало еще сильнее. Так Ней Шу большим количеством примеров убедил Ояму продолжить тренировки, и Ояма принял решение стать сильнейшим каратистом Японии. Но после 14 месяцев нечеловеческих тренировок Ояма вынужден покинуть гору из - за финансовых затруднений.

В 1947 г. в Киото на Первом Всеяпонском чемпионате по каратэ Ояма, одержав блестящие победы, занимает первое место. Отсутствие достойного противника в каратэ и страстное желание постичь тайны и истину настоящего каратэ вновь зовут Ояму в горы. В 1948 г. он подымается
на гору Кийозуми в префектуре Чиба. Теперь его тренировки стали фанатическими по нагрузкам - 12 часов в день, каждый день без дня перерыва, стоя под холодными струями водопадов, бросая речные камни своими руками, используя деревья как макивару, совершая сотни отжиманий в день. Каждый день также включал изучение научных трудов классиков Боевых искусств, Дзэн и философии. После восемнадцати месяцев он завершил свое уединение уверенным в себе и способным полностью себя контролировать.

В недолгой период в горах Ояма жил по строго разработанному режиму, который нередко фигурирует в биографиях мастера и служит наставлением легкомысленным ученикам:
4 часа утра - подъем. Медитация с закрытыми глазами - 10 мин. Бег трусцой по горам - 2 часа.
7 часов утра - приготовление пищи.
8 часов утра - трапеза, совмещающая завтрак и обед.
9 часов утра - начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
1) поднять 20 раз шестидесятикилограммовую штангу;
2) отжаться на пальцах 20 раз;
3) отжаться в стойке на руках 20 раз;
4) подтянуться на перекладине 20 раз;
5) нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару.
После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11 часов.
11 часов утра - выполнение ката.

При этом ежедневно выполнять по 100 раз какое-либо одно ката. Например, в первый день Хэйан-1, во второй Хэйан-2 и т. д., пока не будут выполнены все пять комплексов Хэйан, а затем выполнять их в обратном порядке. То же самое проделать с остальными ката.
2 часа пополудни - поднятие тяжестей. Поднять шестидесятикилограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку. Сделать 1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на четырех пальцах, 400 раз на пяти пальцах. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
3 часа пополудни - разработка приемов спарринга; упражнения с макиварой; лазание по канату; упражнения для брюшного пресса - 200 раз; разбивание камней.
5 часов пополудни - приготовление пищи. Ужин.
6 часов пополудни - медитация и отход ко сну.
Многие подвижники и энтузиасты кэмпо придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь.

Тем не менее, для мастера, решившего бросить вызов крупнейшим школам, желающего внедрить новую методику обучения каратэ, одной победы на чемпионате было явно недостаточно. Человек, вполне современного склада, Ояма быстро понял, что помочь ему в таком смелом начинании сможет только шумная реклама. С присущей ему целеустремленностью он занялся подготовкой грандиозной рекламной компании, оттачивая чисто трюковые номера. В 1949 г. он поселился в лачуге возле городской бойни и провел там семь месяцев, изучая повадки животных. Он разработал новый способ убоя быков голыми руками, научившись отрубать животным рога под корень ударом "рука-меч".

В 1950 году, основатель (Sosai) Масутацу Ояма начал демонстрировать свою силу, борясь с быками. Всего, он боролся с 52 быками, три из которых были убиты, и 49 быкам обрубил рога ударом руки "шуто". Нельзя говорить о том, что ему это было легко сделать. Ояма любил вспомнить о своей первой попытке, закончившейся лишь тем, что разъярил быка. В 1957 году в Мексике, в возрасте 34 лет, он был на грани смерти, когда бык рогом пропорол Ояму. Ояма сумел свалить быка и отрубить ему рог. Он был прикован к постели в течение 6 месяцев, восстанавливаясь от обычно смертельной раны. Общество защиты животных Японии выступило с протестом против боев Оямы с животными, после того как Ояма объявил о намерении провести бои с тигром и медведем, хотя быки, убитые Оямой были предназначены для бойни.

В 1952 году, Ояма отправился в гастрольную поездку по Соединенным Штатам, где произвел фурор и привел в полнейшее смятение публику, демонстрируя сверхчеловеческие номера. Поистине, как можно было не удивляться, когда Ояма ломал огромные булыжники, словно хрупкие фарфоровые изделия, ударял молотком по рукам, ломал руками и ногами толстые доски. Бои Оямы с известными американскими боксерами длились секунды. Его называли «Божественная рука».

Ояма стал первым человеком в мире, который три дня подряд боролся с 300 разными бойцами, проводя в день по 100 боев длительностью в две минуты, каждый раз выходя победителем. Большинство участников после первых же секунд подвергались нокдауну. Его принцип борьбы был прост: он сближался с соперником и наносил удар, в результате которого соперник получал перелом. Если соперник блокировал удар, то блок был смят или разбит. Если соперник не блокировал атаку, то ребра были сломаны. Ояма стал известным как "Рука Господа", как живое проявление принципа японских воинов "Один удар - смерть". Это было истинной целью техники каратэ. Замысловатая техника ног и сложные приемы были вторичны (хотя применялись им весьма эффективно). Этот своеобразный марафон состязаний прекратился из - за отсутствия желающих бороться.
В 1953 году, Масутацу Ояма открыл свой первое додзе в Медзиро в городе Токио. В 1956 году, первый постоянный додзе был открыт в прежней студии балета за территорией Университета Риккио, в 500 метрах от нынешнего Японского центрального Додзе. В 1957 году Ояма имел 700 учеников, несмотря на большое количество, не выдержавших тяжелых изнурительных тренировок. В этом додзе была заложена основа 1000 - дневных тренировок для начинающих, 10000 - дневных - для раскрытия истины.
Ояма приступил к созданию новой школы каратэ, открыто противопоставив ее всем ранее существовавшим направлениям и стилям кэмпо, выбрав наиболее эффективные для своей системы элементы, которые в комплексе обеспечивали силу и стойкость спортсмену, назвав свою школу «Киокушинкай» (общество абсолютной истины).

В 1964 г. в Японии официально был признан центр Киокушинкай Хонбу, который впоследствии становится международным центром Киокушинкай (ИКО).

В 1969 г. в Токио был организован Первый Всеяпонский открытый чемпионат Киокушинкай.

В 1975 г. состоялся Первый всемирный открытый чемпионат Киокушинкай в Токио, который утвердил славу и мощь Киокушинкай. Из 128 участников из 36 стран чемпионом стал Кацуаки Сато.

В 1979 г. состоялся Второй всемирный открытый чемпионат в Токио, где чемпионом стал Макото Накамура.

В 1983 г. состоялся Третий всемирный открытый чемпионат, на котором победителем опять стал Макото Накамура.

В 1987 г. состоялся Четвертый всемирный открытый чемпионат, в котором участвовали 200 спортсменов из 70 стран, чемпионом стал Мацуи Шокей.

В 1991 г. состоялся Пятый всемирный открытый чемпионат, на котором из 250 участников из 110 стран, чемпионом стал Кенджи Мидори. На чемпионате Ояма Масутацу демонстрирует ката "Энтэнкэн" и сам называет это свое выступление последним. Ояма Масутацу был в зале до конца своих дней, в летних лагерях в Японии. Через шесть месяцев он ушел из жизни 26 апреля 1994 года, на 71 году жизни.

Масутацу Ояма-неповторимая яркая звезда, мысль и душа, которого, проникая во все уголки мира, распространяют здоровье, силу и волю.

В статье поговорим про Масутацу Ояму. Это известный мастер, который преподавал каратэ. Он известен своими достижениями в этой области. Является популяризатором этого боевого искусства. Мы поговорим о жизненном и творческом пути человека, а также поближе с ним познакомимся.

Детские годы

Биографию Масутацу Оямы начнем рассматривать с того, что он появился на свет летом 1923 года. Произошло это в небольшом городке под названием Кимдже, который находятся в Корее. В то время провинция находилась под японским гнетом, поэтому, когда мальчик родился в семье родовитого дворянина, его назвали Чхве Енъи. Интересно, что до того, как молодой человек стал знаменитым борцом, он несколько раз менял свои псевдонимы. Так, он был известен как Чхве Бэдаль, Гарю, Мас Того, Сай Мокко.

В начале прошлого века Корея была всего лишь японской колонией, поэтому права и свободы населения сильного ущемлялись. На себе это ощутила и семья героя нашей статьи. Нельзя было выбирать себе имя, свободно себя чувствовать на улицах города и заниматься тем, чем хочется. Конечно, говорить что-то, не угодное власти, тоже было нельзя.

Когда мальчику исполнилось 9 лет, он переехал жить к своей сестре. Она жила в большом поместье на ферме в Маньчжурии. Здесь мальчик жил и развивался. Он познакомился с мастером Йи, который трудился в поместье у сестры. Именно этот мужчина начал обучать Масутацу Ояму боевому искусству под названием «18 рук».

Дальнейшее развитие

Когда мальчику исполнилось 12 лет, он снова вернулся в Корею. Тут он продолжил свое обучение в области боевых искусств. Тренировки Масутацу Ояма проводил регулярно и никогда не пытался отлынивать. Он уделял должное внимание своему физическому и духовному развитию, потому что знал, что боевое искусство покорится только тому, кто силен и духом, и телом.

Родители не возражали против его увлечений, потому что считали это достойным занятием, но понимали, что ему придется выбрать дело, которое будет приносить деньги. В 1936 году, в возрасте 13 лет, мальчик уже получил черный пояс по кэмпо. Этим словом ранее обозначались боевые искусства в принципе.

Уже через два года молодой парень поехал в Японию, для того чтобы стать военным летчиком. Помимо увлечения боевыми искусствами, ему надо было строить карьеру и реализовывать себя в каком-то конкретном деле, поэтому он выбрал именно эту область. Отметим, что история Масутацу Оямы очень интересна, потому что помимо больших успехов в каратэ в будущем, он стал первым корейским летчиком.

Развитие

Молодой парень настойчиво продолжал заниматься боевыми искусствами, посещая школу дзюдо и бокса. Он познакомился со студентами, которые занимались окинавским каратэ. Молодого бойца очень заинтриговал такой вид боевого искусства, и он решил отправиться в университет "Такусоку".

Так, осенью 1939 года он начинает учиться у Фунакоси Гичин - известного мастера и первого человека, который в принципе принес каратэ в Японию. Продолжая заниматься, уже через два года, молодой человек получает второй дан по каратэ. Отметим, что из университета "Такусоку", о котором мы упоминали выше, в настоящее время сформировалось известнейшее направление Шотокан.

Планам молодых людей развиваться, заниматься своими делами, жениться и влюбляться помешала война. Очень многие ценят цитаты Масутацу Оямы по той простой причине, что они действительно полны смысла. Про наступление войны он говорил так:

Япония выбрала себе другую дорогу. В результате для нее началась новая история, которая очень быстро завершилась крахом.

Когда молодого парня забрали в императорскую армию в возрасте 20 лет, у него уже был четвертый дан. В армии молодой человек тоже продолжал тренироваться, его прогресс был действительно впечатляющим.

Новый виток

В 1945 году молодой человек уходит из армии. Поражение Японии негативно сказалось на его настрое, но тем не менее он понимал, что впереди еще вся жизнь. Весной 1946 года биография Масутацу Оямы продолжается в университете "Васеда", куда он поступает для изучения физической культуры. Там жизнью сводит его с корейцем по имени Со Ней Чу.

Это был человек, родом из родной деревни Оямы. По совместительству он был прекрасным мастером боевого стиля годзю-рю. Он славился по всей Японии не только своей физической силой, но и духовной мощью. Интересно, что именно этот человек определил дальнейшую жизнь Масутацу Оямы.

В 1946 году именно он побуждает его на 3 года уйти в горы и совершенствовать свое мастерство. Масутацу оставляет свою жену и старшую дочь, полностью посвящая себя саморазвитию.

В возрасте 23 лет мужчина знакомится с человеком, который написал историю о жизни и достижениях самурая Миямото Мусаси. Сам автор романа и роман научили Масутацу Ояма тому, что такое кодекс Бусидо. Именно эта книга помогла понять и принять путь воина. После ее прочтения мужчина утвердился в своей идее пойти на гору Минобэ.

Школа

В апреле 1949 года мужчина понимает, что вся его жизнь - это боевые искусства. Он хочет развиваться постоянно, не теряя ни минуты. На 18 месяцев он уходит в горы для совершенствования своих навыков. Он отправляется туда, где жил и тренировался легендарный самурай, о котором он читал. В тех местах Миямото Мусаси основал свою школу Двух мечей.

Масутацу Ояма, фото которого мы наблюдаем в статье, хотел отыскать место, в котором он сможет тренироваться и строить планы на будущее. И он его нашел. С собой взял только самое необходимое, а также прихватил книгу про самурая.

В духовно-физическое путешествие с ним отправился студент по имени Шотокан Еширо. Однако молодой неопытный парень уже через полгода сбежал, потому что не вынес жизни вдали от цивилизации и людей. Но философия Масутацу Оямы была крепкой и основательной. Он уже испытывал себя подобным образом, поэтому был закаленным и готовым к сложностям. Ояма вовсе не собирался так быстро возвращаться домой. Впереди его еще ждали духовные уроки и изнурительные физические тренировки. Очень долгое время мужчина занимался только тем, что развивал свое тело и душу. В итоге он стал самым сильным и умелым каратистом в Японии, хотя сам еще про это не догадывался.

Однако путешествие в горы пришлось неожиданно прекратить, потому что спонсор Оямы заявил, что у него больше нет средств для поддержания тренировок. Таким образом, через 14 месяцев одиночества Масутацу вернулся домой.

Бои Масутацу Оямы

Наконец, после своего возвращения, мужчина решил принять участие в Национальном чемпионате по боевым искусствам, который проходил в Японии. Герой нашей статьи выступил в стиле каратэ и победил. Но эта публичная победа не принесла ему никакой радости, потому что он жаждал внутренней победы. Его очень огорчало, что он не смог завершить 3 года своих тренировок в полном одиночестве. Именно поэтому он снова решает отправиться в горы. Теперь он отправляется на гору Кедзуми.

Там занимается тем, что тренируется по 12 часов в день. Его увлечение каратэ доходит до фанатичности, потому что мужчина нагружает себя, не признавая выходных и праздников. Он тренируется, стоя под зимними водопадами, разбивая силой своих рук скалы.

Все это делалось для того, чтобы максимально улучшить свои показатели. Однако кроме тяжелых физических нагрузок, он также интересовался вопросами дзена, медитация и философии. Для этого изучал разные школы боевых искусств, чтобы брать себе лучшее из них. После 18 месяцев такой жизни он добился того, чего хотел. Любые окружающие события потеряли для него смысл.

Битвы с быками

Фотографии Масутацу Ояма показывает нам, что это было крепкий спортивный мужчина. Именно поэтому он решает проверить свою физическую силу и возможности. Делает это посредством того, что участвует в представлениях с быками.

Всего за свою жизнь он сразился с 52 быками, трое из которых погибли сразу в результате битвы. 49 животным он отрубил рога своим коронным ударом. Однако новые победы давались мужчине с большим трудом. Однажды в интервью он рассказывал о том, что свою первую победу завоевал с большим старанием. Так, в результате его атаки животное сильно разозлилось, и только в последний момент мужчине удалось одержать победу.

В 1957 году, когда ему было 34 года, он чуть не погиб в Мехико во время сражения со свирепым быком. Тогда животное задело тело мужчины, но тот в последний момент отпрянул и сломал ему рог. После этой битвы Ояма полгода лежал в постели, после чего чудом выздоровел от смертельной раны.

Признание

В 1952 году Масутацу отправляется в США на год, чтобы выступать и демонстрировать карате. Там он появляется на различных аренах, его даже показывают по Центральному телевидению. Следующие несколько лет для него быстро проходят, потому что он побеждает абсолютно всех своих противников. Всего он бился более чем с 270 борцами. Многие из них были сокрушены всего лишь одним метким ударом.

Интересно, что на арене мужчина никогда не был более 3 минут. К этому времени, зачастую, исход уже был решен. Сам каратист объяснял свой успех тем, что все его тренировки и философия основаны на главном принципе самураев, который звучит так: один удар - неминуемая смерть.

Со временем Масутацу Ояму стали называть божественным кулаком. В сознании людей он был классическим проявлением непобедимых японских воинов.

Во время очередного визита в Соединенные Штаты Америки Масутацу Ояма, высказывания и острый язык которого были хорошо известны, знакомится с силачом румынского происхождения Яковом Сандулеску. Это был мужчина огромных размеров, который весил более 190 кг, при росте выше 190 см. Когда ему было 16 лет, его взяли в плен, а потом отправили работать в угольные шахты, где он провел два года своей жизни. Эти мужчины, которые имели стальную волю, стали хорошими друзьями. Теплые отношения между ними сохранялись до последних лет жизни.

В 1953 году Масутацу открывает доджо - небольшой участок земли, на котором можно заниматься тренировкой молодых ребят. Через три года открывается более масштабный джоджо возле университета "Риккю". Уже спустя год после открытия там тренировалась порядка 700 человек, несмотря на то что требования были очень высокими, а тренировки отличались повышенный жестокостью.

Интересно, что мастера других уважаемых школ приходили сюда для того, чтобы проверить свои навыки и потренироваться с великим Оямой. Кроме того, боевая техника Оямы была популярной по той простой причине, что он не ограничивался только техниками каратэ. Он изучал разные боевые искусства и комбинировал самые действенные приемы.

Многие новички с опаской вступали в бой, потому что боялись выйти из него с травмами или вообще не выйти. Однако со временем жестокие атаки в голову и пах, захваты, удары головой, броски стали обыкновенным делом на тренировках. Бой всегда продолжался до тех пор, пока один из его участников не сдавался. Именно поэтому молодые каратисты всегда были с травмами. Травматизм тренировок Оямы равнялся приблизительно 90%. При этом его ученики не использовали защитную одежду или специальные приспособления, и правильной одежды для тренировок у них тоже не было.

Показательные выступления

В 1952 году борец еще выступал на Гавайях. Тогда его увидел Бобби Лоу. Мужчина был впечатлен силой корейца, хотя сам был довольно сильным человеком, который разбирался в боевых искусствах. Изначально Бобби занимался со своим отцом, который был инструктором по кунг-фу и мог преподавать любой стиль боевого искусства. В возрасте 33 лет он имел 4 дан по дзюдо, 2 дан по кемпо, 1 дан по айкидо. Несмотря на это Бобби Лоу решил тренироваться с Оямой. После длительных тренировок, которые растянулись на полтора года, он сказал, что начать познавать боевое искусство можно только после 1000 дней тренировок.

Самых лучших учеников Масутацу, которых он лично отбирал, называли самураями XX века.

В 1957 году Бобби возвращается на Родину и открывает первую школу Масутацу заграницей. В 1964 году был открыт мировой центр МОК. Именно отсюда боевое искусство Масутацу распространилось более чем на 120 стран. Количество человек, которые занимались этим видом боевых искусств, превышало 10 млн.

Среди известных людей, которые практиковали эти техники, можно отметить Шона Коннери, Дольфа Лундгрена и Нельсона Манделу.

Завершение карьеры

Весной 1994 года, в возрасте 70 лет, Масутацу умер в больнице от рака легких. Ответственным в его организации остался мастер 5 дана, который был техническим директором. В итоге это привело к различным политическим и экономическим конфликтам, которые до сих пор полностью не разрешены. Специалисты говорят о том, что может произойти раскол организации, подобно тому, который произошел в школе боевых искусств Шотокан.

Сейчас часть последователей великого мастера занимаются тем, что участвуют в этих распрях, а другая часть посвятила себя тому, чтобы развивать собственный стиль и совершенствовать умения. Вероятно, Масутацу Ояма желал бы, чтобы все его ученики и последователи занимались саморазвитием.

Подводя итог, отметим, что сегодня мы обсудили биографию и карьеру выдающегося мастера каратэ. Какой мы можем сделать вывод? Чтобы достигнуть каких-либо результатов в любом деле, необходимо посвящать ему максимум своего времени. Только если вы преданны тому, что любите, можно рассчитывать не только на успех и достижения, но и на признание во всем мире.