Три великих изобретения третьяка. Тактика игры Стили игры вратарей в хоккее

Обязательно имеет пару олимпиадных тем, какой стиль лучше. Приводятся цифры статистики, забитые/пропущенные, как играл вратарь и т.п. Как правило, обсуждающие с трудом понимают разницу между игрой в стойке, баттерфляем и комбинированным стилем. В лучшем случае, понимать понимаю, сказать не могу.

История появления

В седые времена вратарям лёжа играть вообще запрещалось. Причина в том, что хоккей с шайбой произошёл от «бэнди», хоккея с мячом. И вообще эта игра имеет английские корни. А джентльменам не пристало ползать по льду на коленках.

Но, потом правила пришлось поменять. Причина банальна. Рост скорости полёта шайбы. Вратарям, кстати, игравшим без шлемов и масок, становилось сложнее оставлять ворота сухими.

Вратари расширили арсенал приёмов ловли и отбивания шайбы. Хотя, в тех же СССР, длительное время считалось некошерным играть на коленках. Только стойка. В Канадах вратари тоже на колени становились редко. Главным отличие «их» школы от вратарской школы СССР была более активная игра клюшкой.

Но, постепенно, вратари всё же стали пользовать колени. Пионером этого дела выступил В. Третьяк (тот самый). Фактически Третьяк зародил некий прототип «баттерфляя». Играла легенда, преимущественно, пользуя коленки.

Но по-настоящему заиграл некто Патрик Руа. Судя по фамилии, парень не играл в ЦСКА. Карьера воротника в главной лиге Земли началась в 1984 году. Во многом, благодаря его усилиям Монреаль Канадиенс стали обладателями Кубка Стэнли.

Сам современный стиль начал складываться уже в 1990-х. Игру на коленках сменила игра на боковых поверхностях щитков (это такие «матрацы», которые у хоккейных вратарей на ногах).

Сейчас, по разным данным, 70-80 % вратарей (в Северной Америке) играют именно в стиле «баттерфляй». В Европе, по историческим причинам, чуть меньше. Хотя уже нет. Есть же КХЛ.

Встань и стой

Именно так переводится «stand-up». Суть стиля простая:

1. Вратарь играет стоя, когда угроза воротам наиболее вероятно, он приседает, т.н. низкая стойка. Есть ещё высокая и средняя. Выбор стойки зависит от высоты вероятности удара по воротам.

2. Вратарь смещается по линии шайбы. В «стэндапе» важным моментом является именно выбор позиции между воротами и бросающим.

3. Активная игра клюшкой приветствуется.

5. Вратарь активен в воротах, он постоянно смещается, закрывая всю вертикаль части ворот за собой.

6. Вратарь активно играет на выходах, сокращая угол обстрела ворот.

Частично к «стендапу» можно отнести комбинированный стиль . Хотя многие его относят ближе к «баттерфляю». Эта та самая игра на коленках. Суть в том, что ситуативно вратарь остаётся в стойке, или наоборот, падает на колено, вытягивая ногу. Большинство современных «стэндапистов» играют именно в комбинированный стиль...

История хоккея с шайбой насчитывает без малого 150 лет. Первый официальный матч состоялся в Монреале в далеком 1875 году, а первый свод правил составлен в 1877-м. За полтора века в хоккее поменялось почти все: от правил и количества игроков на поле до амуниции. Современные хоккеисты отличаются от своих предшественников так же, как бойцы элитных военных отрядов от римских гладиаторов. Особенно ярко смена эпох и технологий в экипировке просматривается на примере вратарей. Ведь голкипер - самая уязвимая фигура на ледовой площадке, нуждающаяся в повышенной защите. О том, как менялась вратарская амуниция с начала хоккейной эпохи по сегодняшний день, смотрите в нашей новой интерактивной статье.

К сожалению, ваша версия браузера устарела. Если вы хотите просмотреть инфографику, пожалуйста, обновите браузер.

Просто кликните на иконку, и вы попадете на страницу загрузки.

Эволюция вратарской амуниции

  • 1910–1940
  • 1940–1970
  • 1970–1990
  • 1990–2000
  • 2000–Н.В.

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

Клинт Бенедикт стал первым профессиональным вратарем-новатором в истории хоккея. В те времена правила игры существенно отличались от нынешних. Пас вперед был запрещен, игроки не имели права подыгрывать себе шайбу коньком, а смена состава была разрешена только во время остановки игры. Малые штрафы длились по 3 минуты, и исключения не делались даже для вратарей: в случае удаления голкипер отправлялся на скамейку штрафников, а его место в воротах временно занимал защитник или нападающий. За нарушение правил игры участники расплачивались... наличностью. Сумма штрафов составляла от 2 до 15$. Минимальный штраф касался голкиперов, которые падали на лед для того, чтобы отбить шайбу. Тогда этот прием был запрещен. Однако «поскальзываться и спотыкаться» голкиперам все же позволялось, чем максимально артистично пользовался Бенедикт. За свои частые «падения» на колени Клинта прозвали «молящимся вратарем». Бенедикт спровоцировал президента НХЛ Фрэнка Колдера на первое изменение пункта правил в Лиге: 9 января 1918 года функционер объявил, что голкиперы для защиты ворот могут играть и на коленях. «Если захотят, пусть стоят хоть на головах», - заявил тогда Колдер.

Начало эпохи

В начале ХХ века понятия «вратарская амуниция» в хоккее фактически не существовало, поэтому защитная экипировка заимствовалась у спортсменов из других видов спорта, в частности, крикета или бейсбола. Впрочем, и сам хоккей тогда сильно отличался от современного - пас вперед был запрещен, а хоккеистов за нарушение правил игры штрафовали деньгами.

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

МОНРЕАЛЬ КАНАДИЕНС

Олицетворением той эпохи стал голкипер Жак Плант - шестикратный победитель Кубка Стэнли и семикратный обладатель титула лучшего вратаря года. Он был первым голкипером в НХЛ, который регулярно надевал вратарскую маску и играл за пределами своей площадки, помогая защитникам. Уже в середине 30-х годов североамериканские стражи ворот вынуждены были столкнуться с новым грозным атакующим оружием - щелчками. Легкая амуниция уже не могла эффективно защищать ни от щелчков, ни от кистевых бросков усовершенствованными клюшками с загнутым крюком. Поэтому «броня» голкиперов была значительно усилена.

Переходный период

Середина прошлого века в хоккее стала временем коммерциализации и стандартизации как самой игры, так и производства амуниции к ней. До научно-технического прорыва было еще далеко, но вратарская экипировка в общих чертах уже напоминала нынешнюю.

ЦСКА МОСКВА

ЦСКА МОСКВА

Трехкратный олимпийский чемпион и десятикратный чемпион мира Владислав Третьяк стал символом эпохи 1970-х во вратарской игре. Именно Третьяка принято считать первым ярким представителем нового стиля «баттерфляй». До Владислава абсолютное большинство голкиперов предпочитало играть в высокой стойке, падая на лед лишь в случае крайней необходимости. Третьяк же садился на щитки заблаговременно, закрывая ими нижние углы ворот. «Девятки» можно было защитить ловушкой и блином. Получавшаяся «бабочка» оказалась на редкость неожиданным и эффективным средством охраны ворот. Однако новый стиль потребовал и многих новых технических решений в производстве экипировки.

Революция

Начало 1970-х годов стало определяющим для мирового хоккея. Первые встречи североамериканских профессионалов с европейскими командами предопределили развитие этого вида спорта на десятилетия вперед. Революционной эпоха стала и в отношении экипировки игроков. Новые материалы и технологии позволили поднять хоккей на новый уровень.

НЬЮ-ДЖЕРСИ ДЕВИЛЗ

НЬЮ-ДЖЕРСИ ДЕВИЛЗ

Возросшие скорости вынудили вратарей в очередной раз менять манеру игры. Рассчитывать на одну лишь реакцию стало бессмысленным: ситуация на площадке менялась слишком стремительно. Новым стилем игры стал «гибрид» - сочетание классической высокой стойки и «баттерфляя». Одним из наиболее выдающихся представителей «гибрида» был обладатель более чем 20 вратарских рекордов НХЛ канадец Мартин Бродёр. Внушительные габариты Бродёра (рост 188 см, вес 98 кг), а также огромные щитки и широкий нагрудник позволяли ему перекрывать почти весь створ своим телом и отбивать шайбу, даже не реагируя на бросок. Похожим способом - заранее перекрывая максимальную площадь ворот - стали играть и многие другие голкиперы.

Золотой век

В конце ХХ века сформировался тот «сногсшибательный» (в прямом и переносном смысле) хоккей, в который играют и по сей день: скоростной, жесткий и контактный. В первую очередь это было связано с дальнейшим технологическим развитием: нейлон сменился кевларом, пластмасса - композитными материалами. О возросшем темпе говорит хотя бы тот факт, что сейчас хоккеисту достаточно 14 секунд, чтобы оббежать хоккейную коробку. В 1970-х годах на это уходило вдвое больше времени.

ДИНАМО МОСКВА

ДИНАМО МОСКВА

Уже сейчас скорость полета шайбы после мощного щелчка превышает 50 м/с, что практически не оставляет вратарям шансов среагировать на бросок с близкого расстояния. Поскольку новые правила жестко ограничивают размеры амуниции и больше не позволяют просто перекрывать створ ворот своим телом, голкиперы вынуждены искать какой-то иной стиль игры. В частности, «баттерфляй» теперь играют не статично, а в движении - перемещаясь по льду в щитках. Одним из первых подобную вратарскую технику стал демонстрировать двукратный чемпион мира, шестикратный чемпион России голкипер московского «Динамо» Александр Еременко.

Наши дни

В ХХI веке уровень технологий достиг такой космической высоты, что его применение в спорте скорее приходится сдерживать. Скорость и атлетизм в хоккее, вероятно, вышли на свой максимальный уровень. Новые, еще более жесткие требования предъявляются не только к полевым игрокам, но и к вратарям, чью жизнь научно-технический прогресс скорее усложнил, чем облегчил.

В качестве единственной защиты торса использовались толстые вязаные свитера и плотные шорты на шнуровке. Поскольку щелчок тогда еще не изобрели, а шайбу редко отрывали ото льда, голкиперам, чтобы смягчить удар, хватало и этого.

Ловушка и блин

У первых вратарей не было ни ловушки, ни блина, руки защищали лишь краги. Впрочем, хоккейных краг тоже не существовало, поэтому обходиться приходилось спортивными перчатками. Это могли быть жесткие варежки или перчатки для крикета.

Вратарские коньки не отличались от коньков для полевых игроков ни формой, ни материалом, ни весом. Те же кожаные ботинки с прикрепленными к ним металлическими лезвиями. Впрочем, никто не мешал экспериментировать кустарным способом с дополнительными защитными накладками, а также высотой и шириной лезвия. Играть в самодельных коньках в НХЛ разрешалось до 1927 года.

Вратари первого поколения, не мудрствуя лукаво, использовали щитки из крикета, реже - бейсбола. С учетом того что голкиперам в те времена запрещалось падать на лед, эта экипировка была достаточно надежным и эффективным средством защиты.

На первых порах вратарская клюшка мало отличалась от обычной. Конечно, в дальнейшем голкиперы предпочитали играть клюшками с более широким крюком (правда, в те времена загибать крюк еще не догадались). Кроме того, угол между черенком и крюком у вратарской клюшки чуть меньше стандартного, чтобы было удобней закрывать «домик» (пространство между щитками и льдом). Производились же все клюшки из дерева: сначала из клена и ивы, потом из березы и дуба.

Если в любительском хоккее маски вратари стали надевать уже в 20-х годах прошлого века - использовались фехтовальные и бейсбольные сетки, то в профессиональном хоккее подобное «малодушие» считалось моветоном. Клинт Бенедикт стал первым голкипером НХЛ, вынужденно нарушившим негласный запрет. Чтобы дать срастись сломанному носу, он применил жутковатой конструкции кожаную маску. Которая, однако, не прижилась из-за того, что сокращала угол обзора, а защищала лицо весьма слабо.

Поскольку теперь шайбу часто приходилось отражать не только щитками, но и телом, голкиперы обзавелись первыми примитивными «панцирями» - кожаными нагрудниками, позаимствованными опять-таки из бейсбола, и шортами с жесткими вставками. Также пришлось укрывать от бросков спину и верхнюю часть ног, до которой «недотягивали» основные щитки.

Ловушка и блин

В первую очередь «научно-техническая революция» коснулась таких фундаментальных вратарских атрибутов, как ловушка и блин. На смену неэффективной краге пришла... перчатка бейсбольного кетчера, которую голкипер Эмили «Кот» Фрэнсис надел на матч в 1947 году. Ловить шайбу в этот «сачок» стало намного удобней. А вот блин пришлось мастерить самим - его делали из губчатой резины с деревянным каркасом и крепили на внешнюю сторону перчатки.

Это кажется странным и нелепым, но обычные хоккейные коньки - кожаные ботинки с фабрично приклепанными к ним лезвиями - стали серийно производить только в конце 1920-х - начале 1930-х годов. Со временем эволюция коснулась лишь лезвия, которое приняло более закругленную форму, а также усиления защиты в носках и голени. Первые пластиковые вставки начали использовать лишь в 60-х годах. Вратарские коньки по-прежнему мало отличались от игровых.

Производство полноценных вратарских щитков в хоккее началось лишь в начале 30-х годов. В технологическом плане они мало чем отличались от щитков для бейсбола или крикета - натуральное кожаное покрытие и, чаще всего, хлопковое наполнение. Основное различие было лишь в размерах.

Уже в 1930-е годы вратарская клюшка обрела свои привычные очертания: расширенный книзу черенок, широкий крюк. Ее по-прежнему делали из дерева, но уже по иной технологии - не из цельного материала, а посредством прессования слоев. В 1960-е клюшки стали ламинировать стекловолокном и другими синтетическими материалами. Все вместе это придавало изделию большую легкость и гибкость.

1 ноября 1959 года в профессиональном хоккее произошла революция: впервые в истории НХЛ голкипер стал постоянно играть в защитной маске. После того как Жаку Планту наложили швы на сломанный шайбой нос, голкипер «Монреаля» вернулся на лед в самодельной маске, которую носил на тренировках. Лицевой протектор был сделан из стекловолокна, слабо амортизировал шайбу и мог даже поранить в случае трещины при сильном броске. Но именно он стал прообразом большинства вратарских масок, появившихся в 1960-е и 1970-е годы.

Возросшая мощь бросков потребовала дальнейшего улучшения вратарского «панциря». Кожа и даже кожзаменитель перестали быть надежной защитой от шайбы после мощных щелчков нападающих, поэтому им на смену пришли синтетические материалы, такие как пластик и нейлон. Панцирь стал «монолитным»: нагрудник объединили с защитой для рук.

Ловушка и блин

В 1970-е годы производство ловушек и блинов стандартизировали. Формой ловушки была окончательно утверждена доработанная и измененная в размерах бейсбольная перчатка кетчера, блин же стал тыльной стороной серийной вратарской краги.

1980-е годы окончательно отправили на пенсию устаревшие кожаные коньки. Прочные ботинки из пластика и нейлона значительно надежней фиксировали голеностоп, а пластмассовая база для стального лезвия (стакан) позволила существенно уменьшить общий вес и увеличить мобильность. Наконец-то появились и специализированные вратарские коньки - с более широким, длинным и низким лезвием, укороченным задником, а также с усиленной пластиковой защитой носа и боков.

Щитки изменились мало и остались наиболее консервативной частью вратарской амуниции. Хотя и при их производстве использовались новые технологии, множество голкиперов классического стиля игры все еще предпочитало играть в компактных щитках, а не в раздутых до максимальных размеров тяжелых «матрасах».

В производстве клюшек также наступил переворот: классические «деревяшки» постепенно отошли в прошлое, уступив стекловолокну и даже алюминию. Дерево теперь чаще всего использовали в комбинации с другими материалами. Впрочем, вратарскую клюшку изменения почти не коснулись.

Владислав Третьяк оказался новатором не только в манере игры, но и в области вратарской амуниции. Его шлем с изогнутой металлической сеткой, прозванный за форму забрала «кошачий глаз», стал прародителем нынешних вратарских масок и завершил эру стекловолоконных накладок на лицо. Подобный шлем выдерживает прямое попадание шайбы, не травмируя голкипера.

В попытках максимально увеличить нагрудник вратари стали прибегать к разнообразным хитростям. Некоторые подкладывали под свитер подушечки. Фантазия других простиралась до сложных технических решений - конструкций из проволоки, которые вставляли в рукава и которые подобно крыльям расширялись под мышкой, когда голкипер расправлял руки.

Ловушка и блин

Ловушка и блин особых изменений не претерпели, хотя их производили из более прочных, долговечных и безопасных материалов. Но и они унаследовали общий тренд - были увеличены до максимальных размеров, разрешенных регламентом.

Производству коньков для вратарей стали уделять столько же внимания, сколько изготовлению обычных. Главное революционное изменение - внутренняя часть ботинка была сделана из термоформуемых материалов. Под воздействием высокой температуры они принимали анатомическую форму ноги, тем самым еще больше увеличивая устойчивость и маневренность. Кроме того, вратарские коньки были адаптированы под разные стили игры - классический, «баттерфляй» или «гибрид».

В конце ХХ века щитки некоторых голкиперов больше походили на среднегабаритные матрасы, чем на протекторы от шайбы. Результативность матчей катастрофически упала - счет хоккейных поединков стал напоминать футбольный. Ради того чтобы вернуть спорту зрелищность, было принято решение уменьшить ширину щитков. Однако, поскольку длина щитков зависит от роста голкипера, некоторое преимущество осталось у высокорослых вратарей. Настоящую войну размерам вратарских щитков объявили уже в ХХI веке.

К концу ХХ века деревянные, стекловолоконные и алюминиевые клюшки передали эстафетную палочку более легким и надежным графитовым клюшкам. Большинство вратарей уже отдавали предпочтение клюшкам с немного загнутым крюком, поскольку такой клюшкой проще отдать передачу партнеру или даже бросить по пустым воротам в концовке матча.

Ловушка и блин

Технология термоформовки добралась и до ловушки, которая теперь может принимать индивидуальные размеры и форму руки. Изготавливают ее из композитных материалов с пенной подкладкой и, иногда, карбоновым покрытием. Ее длина не должна превышать 41 см, а ширина - 20 см. Из композитных материалов выполняют и блин, его размеры ограничены 38 см в длину и 20 см в ширину.

Профессиональные хоккейные коньки обычно изготавливаются по индивидуальному заказу с учетом особенностей строения, манеры игры и предпочтений голкипера. К примеру, для представителей стиля «баттерфляй», вынужденных перемещаться по льду, сидя на щитках, внутренние стороны носков ботинок немного скашиваются. Это позволяет отталкиваться от поверхности даже в таком положении.

Для того чтобы вратарю было удобно перемещаться по льду, сидя на коленях, современные щитки делают прямоугольной формы. Их наружный слой - износостойкий кожзаменитель, внутри - спрессованный пенный наполнитель разной степени жесткости. Особенность современных протекторов - низкая амортизация, чтобы шайба отлетала подальше от ворот, а не застревала на пятачке. Ширина щитков не должна превышать 28 см, а их высота зависит от роста голкипера, но не больше 27 см над коленом.

Новое поколение профессиональных клюшек целиком производят из карбона, иногда с титановым напылением. Для игроков топ-уровня клюшки изготавливают под заказ, с учетом предпочтений в высоте, жесткости и загибе крюка.

Вратарский шлем «гибрид» теперь изготавливается из углепластика, а вот забрало по-прежнему стальное. Аэрография на маске (рисунок, наносимый распылителем) зависит лишь от фантазии и личных предпочтений каждого вратаря.

Аннотация

В статье обсуждается проблема совершенствования тренировочного процесса хоккейных вратарей. Представлены экспериментальные данные по эффективности игры вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим, как в профессиональном, так и в юношеском хоккее.

Ключевые слова: скандинавский и классический стили, хоккейный вратарь.

WHAT STYLE TO CHOOSE - SCANDINAVIAN OR CLASSICAL? SOME RESULTS OF RESEARCH OF GAME OF THE HOCKEY GOALKEEPER

Vadim Evgenevich Mitin, the post-graduate student,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg,
Vladislav Sergeevich Volkov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg,
Kirill Vitalevich Korenkov, the head coach,
School of goalkeepers of N.G. Puchkova, St.-Petersburg

Annotation

In article, the problem of perfection of training process of hockey goalkeepers is discussed. Experimental data by efficiency of game of goalkeepers by the Scandinavian style, in comparison with classical, both in professional, and in youthful hockey are presented.

Keywords: The Scandinavian and classical styles, the hockey goalkeeper.

ВВЕДЕНИЕ

Изучением спортивной деятельности хоккейных вратарей специалисты занимаются давно . Перечисленные работы дают определенные сведения, отражающие как состояние игроков на различных этапах подготовки, так и рекомендации для построения этой подготовки в части, исследуемого авторами компонента вратарской деятельности. В тоже время, указанные сведения и рекомендации носят разнообразный характер, поэтому возникает сложность их интерпретации и применения непосредственно в учебно-тренировочном процессе юных хоккейных вратарей. В тоже время, необходимо отметить, что в отечественной научной и учебно-методической литературе отсутствуют данные по анализу результативности игры вратарей в скандинавском и классическом стиле.

Поэтому в исследовании решались две задачи: 1) провести анализ результативности игры профессиональных вратарей в скандинавском и классическом стиле и 2) изучить эффективность этих стилей в игре юного хоккейного вратаря.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для решения первой задачи нами проводились наблюдения за играми вратарей профессионалов из НХЛ и КХЛ, а также матчи чемпионатов Мира, Олимпийских игр, МХЛ и Высшей лиги России, Elite division Швеции и GET liagen Норвегии. Всего было просмотрено 30 игр в сезоне 2008-2009 года, 50 игр в сезоне 2009-2010 года и 40 игр в сезоне 2010-2011 года.

Анализ показал, что в скандинавском стиле играют почти все вратари в Европе и большая часть вратарей из НХЛ. Российские лиги в этом плане более консервативны, четко играющих вратарей скандинавского стиля нет.

Наиболее подробно проанализированы по 15 матчей НХЛ с участием двух вратарей, приверженцев разных стилей игры - Мартина Бродо (New Jersey Devils, классический стиль) и Йонаса Хиллера (Anaheim Ducks, скандинавский стиль). Команды New Jersey Devils и Anaheim Ducks выбраны были не случайно, так как они играют в четко поставленную игру без особых импровизаций. В таких командах на игре вратарей строится оборонительная линия, и в большинстве матчей именно от их действий зависел конечный результат. Эти вратари также являлись первыми номерами в своих сборных на Олимпийских играх в Ванкувере.

Оценка проводилась по 9 показателям: процентное соотношение бросков по воротам низом, верхом, на средней высоте; процентное соотношение пропущенных голов низом, верхом, на средней высоте; процентное соотношение надежности игры вратарей при бросках низом, верхом, на средней высоте.

Анализ результатов игры вратаря классическим стилем показывает следующее: из общего количества бросков по воротам голы забивались низом в 58,0% случаев, на средней высоте в 31,2% случаев и верхом в 10,8% случаев. Общий показатель надежности составляет 86,3%.

При игре вратаря скандинавским стилем голы забивались низом в 32,0% случаев, на средней высоте в 62,2% случаев и верхом 5,8% случаев. Общий коэффициент надежности игры вратаря данным стилем составил 93,3%.

По мнению специалистов, игра вратаря считается результативной в том случае, если его общий коэффициент надежности начинается с 92,0%.

Помимо общего коэффициента надежности, проводилось также сравнение результативности игры вратарей по разным высотам бросков.

Скандинавский стиль Йонаса Хиллера более продуктивен при бросках низом, так как он активно применяет «игру сидя» и соответственно перекрывает угрозу, исходящую от бросков, посланных по льду. Классический стиль Мартина Бродо менее продуктивен, так как нападающие, зная, что вратарь играет в высокой стойке, бросали низом или на средней высоте, неудобной для вратаря.

Также сказывается тот факт, что после первого броска, особенно при игре на «добивание», вратари классического стиля стремятся сразу встать в «стойку». В ближнем бою это открывает пространство между ног и под руками. Учитывая, что в ограниченной по времени ситуации игрок старается просто направить шайбу в ворота без прицельного броска, преимущество имеет тот вратарь, который оставляет меньше «зазоров» для шайбы. Мартину Бродо трудно справляться с большим количеством таких бросков, соответственно преимущество скандинавского стиля Йонаса Хиллера в этом случае бесспорно.

Дальнейший анализ показывает, что Йонас Хиллер, играя в сплите, также более эффективно отражает шайбы, посланные верхом. Необходимо также заметить, что большой процент голов Мартину Бродо забивали с дальних дистанций при подправлении шайбы на пятачке. Чаще всего шайба пролетала в «створ» вратаря, у Йонаса Хиллера таких шайб гораздо меньше из-за компактной игры в сплите. Выявлен примерно равный процент отбитых и пропущенных шайб при отражении штрафных бросков, здесь опытный канадец не дал себя переиграть. Таким образом, можно заключить, что: а) в скандинавском стиле играют почти все вратари в Европе и большая часть вратарей из НХЛ. Российские лиги в этом плане более консервативны, четко играющих вратарей скандинавского стиля нет; б) вратарь, играющий в скандинавском стиле более экономичен в движениях, его игра более эффективна при бросках шайбы по воротам на любых высотах. Скандинавский стиль требует от вратарей большей мобильности в игре. Практически, отсутствует игра на линии ворот, что характерно для классического стиля.

Вторая задача по изучению эффективности скандинавского и классического стилей в игре юного хоккейного вратаря реализовывалась на основе применения тестовых игровых заданий: броски со средней дистанции; атака из-за ворот; атака 2х0; игра на «пятачке». Во время каждого задания вратарь выполнял 10 игровых отрезков.

Исследование проводилось в сезоне 2008-2009 года на базе Школы вратарей им. Н. Г. Пучкова (Санкт-Петербург) с участием вратарей 1992-1994 года рождения в количестве 20 человек. Экспериментальная группа (ЭГ, 10 чел.) осваивала технику игры в скандинавском стиле, контрольная (КГ, 10 чел.) - в классическом стиле. Для сравнения результатов применялся t-критерий Стьюдента.

Вратари контрольной группы во время исследований тренировались в своих командах. С вратарями экспериментальной группы занимались тренеры Школы вратарей им. Н. Г. Пучкова три раза в неделю.

Необходимо также отметить, что наблюдения за технико-тактическими действиями вратарей обеих групп во время соревновательных игр показали, что они были примерно одинаковыми и сводились к одной цели - отбивании шайбы любой ценой. Юные вратари не рассчитывали свою позицию в воротах, ошибочно определяли позицию нападающего и степень угрозы воротам в разных игровых моментах. Обилие лишних движений сказывалось на физическом состоянии, которое быстро ухудшалось и приводило к еще большим недостаткам в игре. В тоже время наблюдался малый объем катания, и частое падение вратаря на живот, на бок и на спину. Такие действия проявлялись как раз из-за неуверенной игры в стойке перед броском. Вратари также не умели выжидать моменты, часто первыми бросались на шайбу, чем давали преимущество полевым игрокам, реализуемое в голы.

Полученные результаты исследования представлены в таблице.

Результаты тестирования при выполнении игровых заданий

Тесты До эксперимента После эксперимента
КГ (n=10) ЭГ (n=10) КГ (n=10) ЭГ (n=10)
Броски со средней дистанции 2,5±0,32 2,6±0,42 1,4±0,12 0,7±0,12
t=0,36; р>0,05 t=4,11; р<0,01
Атака из-за ворот 3,6±0,32 3,5±0,32 2,7±0,32 1,7±0,22
t=0; р>0,05 t=2,56; р< 0,05
Атака 2х0 4,7±0,11 4,8±0,32 4,3±0,32 3,4±0,22
t=0,3; р>0,05 t= 4,50; р<0,01
Игра на «пятачке» 5,6±0,43 5,6±0,43 4,0±0,21 2,8±0,21
t=0; р>0,05 t=4,00; р< ,01

Анализ данных до начала эксперимента позволяет говорить о том, что вратари обеих групп по своей технико-тактической подготовленности практически одинаковые, достоверных различий в показателях не обнаружено. Также наблюдается у них заметная тенденция невысоких результатов в игровых заданиях 3 (атака 2х0) и 4 (игра на «пятачке»). По-нашему мнению это связано со сложностью игрового момента при выполнении этих заданий и слабой сформированностью навыка технико-тактических действий.

После года обучения по скандинавской системе, вратари экспериментальной группы гораздо увереннее себя чувствовали при выполнении всех игровых заданий, особенно при игре 2х0 и игре на пятачке, т.е. при добивании нападающим шайбы у ворот. Игра «сидя» помогает данной группе вратарей активнее вести борьбу с нападающим на «пятачке». Четкое исполнение сплита заставляет нападающих бросать в верхние углы ворот, что также снижает уверенность соперника и вероятность забросить шайбу.

При бросках со средней дистанции (середина зоны), процент брака у «классиков» гораздо выше, при этом отмечается много отбиваний перед собой и недалеко в сторону. Это создавало проблемы для вратарей классического стиля, где отскоки почти всегда завершались добиванием нападающим шайбы в ворота.

Вратари, играющие скандинавским стилем, более уверенно выполняли игровые задания и четче концентрировали внимание на большинстве бросков, что не давало шансов нападающим на доигровку момента с броском шайбы по воротам. Таким образом, полученные экспериментальные данные позволяют говорить о преимуществе игры юных вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные данные позволяют говорить о преимуществе игры вратарей скандинавским стилем, по сравнению с классическим, как в профессиональном, так и в юношеском хоккее. Данный факт свидетельствует о том, что проблема разработки моделей дополнительных специализированных тренировочных занятий с юными вратарями в хоккее в системе общей многолетней подготовки хоккеистов высокой квалификации является актуальным направлением и представляет большой научно-практический интерес.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Горский, Л. Игра хоккейного вратаря: пер. со словац. / Л. Горский. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 215 с.
  2. Крутских, В.В. Структура соревновательной деятельности хоккейного вратаря как основа моделирования процесса его подготовки // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 2000. - С. 19-25.
  3. Крутских, В.В. Особенности физической подготовки хоккейных вратарей 1516 лет на этапах подготовительного периода: дис. ... канд. пед. наук / Крутских В.В. -М., 2002. - 157 с.
  4. Никонов, Ю. В. Характеристика соревновательной деятельности вратарей на XVIII Зимних Олимпийских играх в Нагано // Ученые записки: сб. науч. тр. Вып. 2. -Минск, 1998. - С. 134-141.
  5. Никонов, Ю.В. Игра и подготовка хоккейного вратаря / Ю.В. Никонов. - Минск: Полымя, 1999. - 271 с.
  6. Третьяк, В.А. Советы юному вратарю: кн. для учащихся / В.А. Третьяк. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989. - 94 с.

Вратарь, оставивший не удел форвардов новокузнецкого «Металлурга» и «Сибири», родился в Международный женский день – 8 марта 1982 года. В чемпионате Швеции выступал за «Вестерос» и ХВ-71. Играл за шведскую сборную на различных этапах Евротура, а в 2007 году принял участие – правда, весьма скромное – и в чемпионате мира. Был также в расширенном составе олимпийской сборной, но в Ванкувер так и не поехал.

– Я знаком с этим вратарем. Он играл на Кубке Первого канала, был признан лучшим голкипером сезона 2006/2007 в шведском чемпионате, – рассказал в день подписания контракта старший тренер уфимцев Игорь Захаркин , поработавший в Швеции. – Стиль его игры – классический, а не модный в последнее время баттерфляй, когда голкипер садится на лед и перекрывает нижние углы. Эрик же предпочитает действовать в стойке, но главное его достоинство – он все время в фокусе: это когда голкипер выручает в тех редких острых моментах, возникающих у его ворот. Для нашей команды, большую часть времени проводящей в атаках, последнее качество особенно ценно.

Выступал Эрсберг и за океаном. В «Лос-Анджелесе», пригласившем никем не задрафтованного шведа, вратарская бригада была откровенно слабая, что, как ни парадоксально, только повышало конкурентность: достаточно сказать, что в сезоне 2007/2008 «Короли» задействовали аж семерых голкиперов. За три с небольшим года Эрик провел 53 матча в НХЛ и еще 32 в фарме «Лос-Анджелеса», «Манчестере».

В Уфу швед прилетел в конце октября, когда оба вратаря «Салавата Юлаева» – Виталий Колесник и Александр Еременко – стали действовать несколько неуверенно. Интересно, что сразу же бросилось в глаза несоответствие сказанного Захаркиным с увиденном на льду – Эрсберг играл в ярко выраженном стиле баттерфляй. Но позже перестроился и поэтому сейчас его стиль можно назвать смешанным.

– Не скрою, я держал в голове возможность выступать в России, – рассказывает голкипер. – И мне хотелось попасть именно в хорошую команду. Такую, в которой решают серьезные задачи. И «Салават Юлаев» в этом отношении – идеальный вариант. На самом деле я не очень много знал об этой команде и об Уфе. Я много общался с Робертом Нильссоном , который летом перебрался сюда. Он рассказал много хорошего о городе и клубе. Сомнения отпали напрочь. У нас хорошая команда. Мы сможем выиграть что угодно.

Дебютировав крайне неудачно – три пропущенные шайбы от «Витязя» и пять всего за полчаса от «Барыса» – Эрсберг постепенно привык к новому коллективу, и в конце ноября выдал ударную серию, в трех матчах пропустив лишь один гол.

– Мы верим в Эрика и дадим ему необходимое время, чтобы адаптироваться в российском хоккее, – сказал главный тренер «Салавата Юлаева» Вячеслав Быков . – До начала плей-офф мы будем держать в тонусе всех трех наших вратарей.

Каждый вратарь отличается своим собственным, неповторимым стилем игры, скопировать который невозможно.

Вместе с этим существует несколько типовых моделей поведения голкиперов, распространённых в отечественном и зарубежном хоккее. Это стенд-ап (игра в стойке), хоккей баттерфляй и гибридный. Комбинируя элементы разных стилей, можно добиться больших успехов и выработать свою собственную манеру игры.

Стили игры вратарей в хоккее

Сегодня голкиперы предпочитают играть в одном из двух стилей – гибридном или баттерфляй. Но учитывая, что в стиле стенд-ап играли все вратари конца прошлого столетия, его невозможно не вспомнить.

  • Игра в стойке (стенд-ап). Сегодня единственным представителем этого стиля остаётся вратарь «Нью-Йорк Айлендерс» Евгений Набоков. Характерные признаки модели стенд-ап – бесконечные перемещения вдоль линии ворот, резкие выпады на шайбу и минимум игры на коленях. Для того, чтобы обеспечить наибольшую скорость перемещения, представители этой техники всё время остаются в высокой стойке, ноги держат на ширине плеч, чуть согнутыми в коленях с опорой на коньки. Плюс такой игры – малые энергозатраты и возможность быстро реагировать на броски. Недостаток – сложно контролировать ситуацию у ворот и реагировать на шайбы, летящие на уровне колен.
  • Гибридный. Самая популярная модель игры у любителей и большей части профессиональных вратарей. Это сочетание элементов игры в высокой и низкой стойке, игры на коленях и действий в стиле баттерфляй. Характерные признаки – перемещение катанием, отражение бросков щитками, стоя на коленях. Большую часть времени ноги находятся на ширине плеч, одна нога голкипера стоит на колене, вторая – на коньке, прижатая к штанге ворот. Ловушка остаётся поднятой над щитком. Плюс гибридной модели – большой выбор вариантов защиты в зависимости от ситуации, высокая скорость перемещения. Недостатки – сложность выбора правильной позиции, необходимость постоянно оценивать ситуацию и менять позицию.
  • Баттерфляй. Самый популярный в начале 2000-х стиль, который и сегодня имеет много поклонников. Характерные признаки – постоянное нахождение в положении стоя на коленях и активно действуя руками, а также постоянные перемещения на коньках и коленях. Существует канадский вариант с гибридной стойкой и финский вариант с низкой стойкой. Преимущества – полное перекрытие низа ворот, защита от добиваний. Недостатки – потребление большого количества энергии и слабая защита верхней части ворот.

Любой стиль игры в хоккей – баттерфляй, гибридный или в стойке имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому надёжность и игровые характеристики вратаря в большей степени зависят от личного профессионализма, от того, насколько правильно выбран стиль и насколько полно учтены индивидуальные особенности голкипера. Навыки игры вратаря необходимо постоянно тренировать, даже на