Значение уровня развития двигательных качеств спортсмена для технического мастерства. Понятия: «спортивный отбор», «спортивная ориентция», «спортивные способности Значение уровня развития двигательных качеств спортсмена для технического мастерства

Получение того или иного разряда - серьезный шаг от любительского спорта к профессиональному. А присвоение звания - это уже заслуженное признание достижений именитого спортсмена. Но многие путаются в существующих в российском спорте разрядах и званиях, их порядке. Постараемся внести ясность этой статьей.

Спортивные звания и разряды

Спортсменам в начале карьеры присваиваются разряды, а по достижении всех последних - звания. Начинается восхождение к пьедесталу с юношеских спортивных разрядов:

  • 3-й юношеский;
  • 2-й юношеский;
  • 1-й юношеский;
  • 4-й разряд (применим только в шахматах - нужно разыграть не менее 10 партий и набрать при этом не менее 50 % очков в групповой игре);
  • 3-й разряд;
  • 2-й разряд;
  • 1-й разряд.

Отметим, что юношеские разряды присваиваются только в тех разновидностях спорта, где возраст - решающий фактор на соревнованиях, где важна сила, выносливость, скорость реакции, быстрота участника. Там, где он не является важным преимуществом или недостатком (например, в интеллектуальном спорте), юношеский разряд не присваивается.

Имеющему 1-й спортивный разряд могут быть присвоены уже звания. Перечислим их в порядке возрастания:

  • мастер спорта;
  • мастер спорта международного класса/гроссмейстер;
  • заслуженный

Давно бытующий обычай предписывает называть мастеров спорта международного уровня в интеллектуальных играх (шашки, шахматы и т.д) гроссмейстерами.

О ЕВСК

В РФ подтверждение и присвоение спортивных разрядов и званий определяет документ, который называется Единой всероссийской спортивной классификацией (ЕВСК). Он указывает нормы в каждом виде спорта, которые необходимо выполнить, чтобы получить определенный из разрядов и званий. Первый такой документ был утвержден в 1994 году; принимается ЕВСК на четыре года. Сегодня для действителен вариант 2015-2018 гг., для летних -2014-2017 гг.

Документ опирается на Всероссийский реестр видов спорта и список признанных Министерством спорта РФ видов спортивных игр. Документ диктует как нормативы, которые надо выполнить для получения того или иного спортивного разряда или звания, так и условия, при соблюдении которых все это должно происходить: уровень противника, важность соревнований, квалификация судейского состава.

Зачем нужен спортивный разряд?

Присвоение разрядов в спорте имеет несколько четко обозначенных целей:

  • Массовая популяризация занятий спортом.
  • Стимул для повышения уровня спортивной подготовки и мастерства.
  • Моральное поощрение спортсменов.
  • Унификация оценок достижений, мастерства.
  • Утверждение единого для всех порядка присвоения спортивных разрядов и званий.
  • Развитие и постоянное совершенствование сферы физической культуры и спорта.

Порядок присвоения

Коснемся общих важных моментов присвоения званий и разрядов:

  • Спортсмены обязательно должны быть разделены по юниоры, молодые люди, взрослые.
  • Юный спортсмен, принявший участие в плановом соревновании и выполнивший необходимые нормы для определенного разряда, получает последний. Об этом будет свидетельствовать значок и специальная квалификационная книжка.
  • Зачетная книжка спортсмена обязательно должна быть зарегистрирована в организации, где он получил этот документ. В дальнейшем на всех соревнованиях, в которых будет участвовать спортсмен, будет вносить в эту квалификационную книжку все сведения о его результатах на соревнованиях, присвоенных и подтвержденных разрядах, завоеванных призах. Каждая запись делается с опорой на определенный протокол, заверяется подписью ответственного лица и печатью спортивной организации, организовавшей соревнование.
  • Присвоение спортивного звания - прерогатива Министерства спорта РФ. В подтверждение его спортсмен получает удостоверение и почетный

Требования к присвоению разрядов и званий

А теперь рассмотрим требования, которые должен выполнить спортсмен, и чему он должен соответствовать, чтобы получить определенный разряд:

  • Основание для присвоения разряда - только определенный измеримый результат спортивной деятельности: занятие конкретного места на официальных играх или соревнованиях, достижение в течение последнего года определенного количества побед над соперниками конкретного уровня, выполнение ряда количественных нормативов в видах спорта, где они возможны.
  • Каждый разряд или звание подразумевают достижение спортсменом определенного возраста.
  • Если в рамках соревнования спортсменам присваиваются разряды и звания, то оно должно отвечать целому своду строгих правил: состав и уровень участников, определенное число судей и спортсменов, количество выступлений, поединков и игр в отборочном и основном этапе.
  • На международных соревнованиях дополнительно определяется наименьшее число стран-участниц. Чтобы получить звание мастера спорта международного класса или гроссмейстера, необходимо участие в соревнованиях такого уровня.
  • Высшие звания присваиваются только гражданам РФ и только Федеральным агентством по физкультуре и спорту.
  • Разряды правомочны присваивать региональные исполнительные органы сферы физкультуры и спорта.
  • Свой спортивный разряд спортсмен должен подтверждать не реже одного раза в два года.

Все разряды и звания спорта в РФ регламентируются ЕВСК. После получения той или иной категории по приведенному порядку и в рамках актуальных требований, спортсмен должен также периодически подтверждать ее.

Повышение функциональных возможностей организма, воспитание двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости) происходит под влиянием оптимально повторяющихся и постепенно повышающихся требований к органам и системам, к двигательному аппарату спортсмена. На этом базируется прежде всего приобретение физической подготовленности и улучшение волевых и психических качеств. В процессе спортивной тренировки спортсмен достигает тренированности, т. е. такого состояния, которое характеризуется повышенной работоспособностью в тех упражнениях, в которых он специализируется.

Спортивная тренированность и уровень мастерства складываются из ряда компонентов: технической, тактической, физической, психологической и теоретической подготовки. Все эти элементы тесно взаимосвязаны и влияют на уровень развития друг друга. Искусство тренера или тренерского коллектива (если это на сборе) заключается в том, чтобы правильно оценить способности боксера, найти способы и методику их развития.

Совершенствование техники. Совершенствование техники предусматривает:

а) расширение арсенала технических средств для ведения боя с противниками разного стиля; б) совершенствование наиболее удачно применяемых технических приемов; в) устранение технических недостатков в передвижении, ударах, защитах и контрдействиях за счет более рационального и экономного выполнения движений, увеличения быстроты движений.

Некоторым боксерам больше удается атака, чем контратака, другие плохо владеют защитой от одного из ударов, например от бокового, и т. д. Опытный тренер сразу заметит эти недостатки. Но дело не только в исправлении недостатков; важно найти у боксера хорошие качества, выделить удачно применяемые приемы и умело их развивать и совершенствовать. Эффект от удара во время атаки и контратаки зависит от правильно рассчитанной дистанции, сочетания поступательного движения вперед, в стороны или назад с поворотом туловища, переноса массы тела с одной ноги на другую, положения кулака, направленности движения руки, точности попадания, быстроты нанесения удара, устойчивого положения и самостраховки защитными действиями от встречных ударов противника. В связи с тем что у каждого боксера по-разному проявляются технические способности, основной формой учебного процесса является индивидуальный урок с тренером. При этом тренер пользуется тремя приемами обучения и тренировки: упражнениями в одиночных и групповых ударах на лапах; работой с учащимися в роли партнера; непосредственным наблюдением только за одним боксером, когда тот тренируется с партнером или на снаряде.

Если боксер имеет недостатки (в движениях ударов, защитных действиях или маневренности), то в задании акцентируется внимание именно на их исправлении и упражнения повторяются до тех пор, пока боксер не добьется правильного выполнения. Например, боксер при нанесении бокового удара правой и голову недостаточно заворачивает кулак и бьет запрещенной частью перчаток; в этом случае упражнения должны включать этот удар с разных дистанций и из разных положений. Второй случай: боксер при подходе к противнику для атаки прямыми ударами подвергает свою голову встречным ударам ввиду прямолинейности движения. Ему надо выработать навыки небольших уклонов с ударами: при атаке прямым ударом левой делать небольшой уклон вправо, при атаке прямым ударом правой - уклон влево. Некоторые боксеры при поступательном движении вперед во время атаки теряют равновесие; им следует овладеть умением сохранять дистанцию, развивать устойчивость.

Отдельные удары или несколько последовательных ударов совершенствуют упражнения на снарядах, вначале по заданию тренера, затем по выбору самого боксера. Детали техники исправляют и улучшают сначала во время индивидуального урока, потом на общих занятиях и, наконец, применяют в учебной боевой практике.

Если боксер в основном пользуется небольшим набором излюбленных технических средств, то, естественно, это снижает его тактические возможности. Поэтому наряду с совершенствованием излюбленных боевых приемов надо систематически работать над улучшением других (как технических, так и тактических). Это дает возможность боксеру разнообразить формы ведения боя, расширять применение различных приемов.

Совершенствование тактики. Во время совершенствования тактического мастерства прежде всего ставятся задачи: 1) овладеть наибольшим количеством вариантов тактических эпизодов с учетом своих технических и физических возможностей; 2) изучить тактические приемы для борьбы с разными по стилю и манере противниками; 3) разработать избранные варианты тактики; 4) в предсоревновательной тренировке и в турнире смоделировать технику и тактику предстоящих противников.

Техника и тактика в боксе неразрывны. Каждое техническое действие применяется для решения тактического замысла. Прямой одиночный удар левой в голову тактически построен на сохранении дальней дистанции. Обманным действием прямым ударом правой в туловище хотят заставить противника рефлекторно опустить правую руку, с тем чтобы нанести в открывшуюся часть головы прямой или боковой удар левой, и т. д. Но боксер не осуществит своего тактического замысла, если не владеет необходимым арсеналом технических средств, например не обладает скоростью приближения и умением внезапно действовать (противник сумеет маневрировать и будет наносить встречные прямые и боковые удары). Когда боксер плохо владеет защитными действиями от боковых ударов, он не сможет вести бой на средней дистанции, потому что уязвим с флангов.

Обучая боксера технике даже простых действий, одновременно надо объяснять ему различные варианты их тактического применения. Например, при изучении бокового удара правой в голову следует рассказать, в каких случаях пользоваться этим ударом, показать его применение в качестве атакующего и контратакующего удара, дать практические задания в парной тренировке и, далее, в условиях боевой практики.

Боксер-разрядник должен решать задачи более сложного характера, чем новичок. В практике учебно-тренировочных занятий в течение одного раунда он может трижды менять тактику подхода к противнику, если хочет вести бой на ближней дистанции. Например, быстрый прямолинейный подход к противнику не принес успеха, не достиг боксер результата и при заходе с той стороны, в которую движется противник. Тогда надо попытаться завести противника в угол ринга.

Чаще всего боксер навязывает противнику форму боя, которой он хорошо владеет, или ту, которой хуже владеет противник. Может случиться так, что оба противника хорошо владеют, скажем, ближним боем. Тогда один из них, умеющий в равной степени вести бой на разных дистанциях и не имеющий в данном случае преимущества в ближнем бою, отрывается от противника и навязывает ему бой на дальней дистанции, в которой он может оказаться сильнее.

Применение разнообразной тактики в зависимости от сил и возможностей (своих и противника) составляет тактическое искусство, основанное на техническом разнообразии.

Основные формы совершенствования тактических действий - боевая практика и состязания.

Чтобы боксер смог получить практику применения боевых средств в различных тактических формах, надо подбирать для него партнеров разного стиля и манеры ведения боя. В соответствии с техническим и тактическим умением партнера боксер должен ставить перед собой тактические задачи и добиваться их осуществления.

Особое внимание совершенствованию тактики боксеры высших разрядов уделяют на последнем этапе подготовки к турниру. На учебно-тренировочных сборах есть возможность каждому боксеру иметь учебные спарринги с разными по манере и тактике партнерами, что способствует успешному совершенствованию тактического мастерства.

Совершенствование физических качеств. В задачу совершенствования физических качеств входят: 1) развитие специальной выносливости; 2) совершенствование «взрывных действий»; 3) развитие скоростно-силовых качеств реакции на действия противника; 4) совершенствование специальной ловкости, основанной на высоком уровне координации, быстроте действий, свободе движений. В боксерской деятельности эти качества неразрывно связаны между собой и влияют друг на друга. Вместе с тем одно из качеств, допустим выносливость, может проявляться лучше, а, например, быстрота реакции может быть развита меньше и т. д.

Задача тренера - найти средства и методы развития отдельных сильных и, особенно, слабых физических качеств боксера. Для этой цели используются упражнения общеразвивающего характера, но главным образом специализированные упражнения в парах и на снарядах. Надо всегда помнить, что на совершенствование спортивного мастерства очень влияет уровень психологической подготовки.

Совершенствование волевой подготовки. Волевая подготовка проявляется не только во время поединки, по и при выполнении упражнений, связанных с деятельностью боксера, и соблюдении режима тренировки, режима питания и водно-солевого. Большие тренировочные нагрузки (как по объему, так и по интенсивности) требуют волевых напряжений. В подготовительном периоде, по мере приближения к турниру, у большинства боксеров увеличивается нервное напряжение: ответственность за результат, ожидание сильных противников и др. В этих случаях нужны высокие волевые качества, для того чтобы саморегулировать эмоции. Волевые качества укрепляются уверенностью боксера в успехе, правильным регулированием тренировочных нагрузок, подбором партнеров для учебных произвольных боев, объективной самооценкой, оптимальным сочетанием тренировки и отдыха, созданием условий для проявления положительных эмоций.

Искусство тренера заключается в том, чтобы найти связи между отдельными компонентами мастерства боксера, определить, в какой мере фактор технический влияет на развитие тактического, а технико-тактический уровень - на волевые качества. Поэтому наиболее эффективно проходит совершенствование спортивного мастерства на учебно-тренировочных сборах, где работает коллектив опытных тренеров, много боксеров высокого класса и разного стиля, созданы благоприятные условия для реализации планов тренировки.

ТРЕНИРОВКА В УСЛОВИЯХ ГОРНОГО КЛИМАТА

Практический опыт и научные исследования доказали полезность тренировки в условиях среднегорья. Поэтому боксеры всего мира, готовясь к соревнованиям крупного масштаба, часть своей тренировки проводят в горах. Это, как правило, происходит в переходном периоде тренировки или в первой половине подготовительного, а в случаях, когда соревнования предвидятся на высоте 500-1000 м и выше над уровнем моря, в горах проводят тренировку все время (до турнира).

Акклиматизация в горах

Тренировки в горах значительно повышают физические возможности спортсменов. На организм благотворно влияет прежде всего горный воздух.

При несколько пониженной температуре горного воздуха работоспособность значительно улучшается, повышается внимание, точность и координация движений, скорость реакции, способность к переключению с одного вида работы на другой.

Как известно, гигиеническая характеристика воздуха слагается из его физических свойств - температуры, влажности, скорости движения, атмосферного давления, солнечной радиации; радиоактивности, электрического состояния, химического состава, содержания механических примесей (пыли, дыма, сажи), микрофлоры (бактериального загрязнения). Каждый из перечисленных факторов имеет определенное физиологическое значение. Чем выше местность над уровнем моря, тем воздух чище и положительней влияет на организм: улучшается дыхание, настроение, общее самочувствие, аппетит и сон.

Заметное влияние на организм человека и горах оказывают пониженное атмосферное и парциальное давление кислорода. Если при нормальном давлении в состоянии покоя с каждым вдохом в легкие поступает 400-600 см 3 воздуха, что дает (при 16-20 дыханиях в минуту) 6-8 л, то при пониженном давлении на высоте 1500-2000 м количество вдыхаемого воздуха увеличивается соответственно до 600-800 см 3 и 9-11 л/мин. У человека, впервые попавшего на высоту свыше 1500 м, при физической работе появятся (хотя и малозаметные) симптомы гипоксии - горной болезни, которая характеризуется учащенным дыханием и пульсом, несколько приподнятым настроением, более быстрыми, но менее координированными движениями, усилением жестикуляции, ускоренной речью. По истечении некоторого времени организм приспосабливается (акклиматизируется): увеличивается количество гемоглобина, повышается обмен веществ и работоспособность восстанавливается полностью.

Положительное влияние на организм оказывает большое количество отрицательных ионов в горном воздухе. Воздух ионизируется при распылении воды (у водопадов, бурных горных рек). Ионизации способствуют ультрафиолетовые лучи. Степень ионизации воздуха является критерием его чистоты. Установлено, что чем больше солнечного света, тем меньше случаев и меньше продолжительность инфекционных заболеваний, распространяющихся через воздух. Облучение кожи ультрафиолетовыми лучами, на которые богато горное солнце, улучшает ее физиологические свойства. Для создания биологической прочности организма этот фактор имеет важное значение. На сроки акклиматизации влияют несколько факторов и прежде всего- «горный стаж»: чем больше бывает и тренируется боксер в горных условиях, тем быстрее происходит приспособление его организма к ним.

Вторым фактором является разность высоты между местом постоянного жительства и тренировки и горной местности, где будет проходить тренировка.

Третий фактор, влияющий на эффективность акклиматизации,- это степень общей физической подготовки и специальной тренированности. Чем больше тренирован боксер, даже в условиях низменности, тем быстрее и легче он переносит рубеж так называемой острой акклиматизации.

Тренировка боксеров в условиях горной местности

Обычно сбор в горах проводят в переходном периоде или в начале подготовительного (20-25 дней). За этот короткий срок надо боксеру успеть акклиматизироваться и провести тренировку на высоком уровне.

Со второго дня пребывания в горах приступают к прогулкам по пересеченной местности, постепенно удлиняя маршруты, выбирая все более сложный рельеф местности и увеличивая темп движения. Такие прогулки следует совершать не реже чем через день но 2-3 ч, организм при этом должен испытывать умеренные физические нагрузки.

Во время тренировочных занятий в горной местности, как и на равнине, надо развивать все компоненты подготовки: физическую, техническую, тактическую и психологическую. Однако удельный вес их не одинаков: основное внимание уделяется общей физической подготовке со специальной направленностью (70% общего времени тренировки).

Пребывание в горах следует разбить на три этапа.

I этап («острой» акклиматизации - 4-6 дней). Этот этап предусматривает первичную функциональную перестройку организма под влиянием климатических условий и средств тренировки. В тренировку следует включать легкие вольные упражнения, уделять немного внимания упражнениям на снарядах. Бегать не рекомендуется (чтобы не перегружать сердечно-сосудистую и дыхательную системы), лучше быстро ходить, особенно во время утренней гимнастики.

II этап (5-8 дней). При хорошем самочувствии и положительных медицинских показателях, педагогическом наблюдении и самоконтроле следует увеличивать темп и количество упражнений, вводить в них разнообразные элементы с напряжениями, упражнения на сопротивление и с отягощениями; упражнения с партнером (борьба в стойке, перебрасывание набивных мячей); спортивные игры (с короткими таймами и длительными перерывами). Можно тренироваться в ударах на снарядах по два-три раунда в небольшом темпе.

В этот период целесообразно заниматься три раза в день по одному часу (включая упражнения утренней гимнастики). До обеда спортсмены совершают прогулки (зимой на лыжах), вечером проводят игры и выполняют специализированные упражнения. Как в первом, так и во втором этапе не следует выполнять скоростно-силовые упражнения на результат.

III этап. Начинается после 15-дневного пребывания в горах. Можно проводить трехразовые занятия по 1,5-2 ч или двухразовые по 2-3 ч. В третьем этапе повышается интенсивность и продолжительность утренних упражнений, в которые можно включать легкий бег по слабо пересеченной местности и спортивные игры. Прогулки более длительные, местность выбирается средней пересеченности. Специализированные упражнения принимают характер полноценной тренировки с подготовительной, основной и заключительной частями (1,5-2 ч). Уделяется больше времени упражнениям с партнером и на снарядах.

Для разнообразия летом можно совершать походы с ночевками, организацией бивуаков, ознакомлением с бытом местного населения и т. д.

Исследования показали, что при активной деятельности спортсмена, в том числе и боксера, в условиях среднегорья расходуется до 7000 ккал. Это объясняется значительным повышением окислительных процессов в организме. Рационы должны быть обогащены овощами, относительно бедны жиром и богаты витаминами В и С, потребность в которых в горных условиях повышается (В. С. Асаимани рекомендует потреблять до 500 мг в сутки аскорбиновой кислоты - витамина С).

В условиях активной спортивной деятельности возрастает потребность в витаминах А, В 2 , РР. Этими витаминами богаты морковь, красный перец, зеленый лук, чеснок. Полезны соки, кефир, простокваша, которые ускоряют процесс пищеварения.

Пребывание и тренировка спортсменов в условиях горного климата создают благоприятные условия для совершенствования спортивного мастерства. Функциональные изменения в организме, развившиеся в процессе пребывания в горах, сопровождаются улучшением общего самочувствия и повышением работоспособности, которые сохраняются на продолжительный срок при возвращении в обычную обстановку на место постоянной тренировки боксера.

Этап спортивного совершенствования начинается в 16-17 лет и заканчивается в 19-20 лет, имеет цель максимального повышения спортивных результатов в избранном виде спорта. Основные задачи данного этапа:

− совершенствование в избранном виде спорта;

− повышение спортивного мастерства;

− дальнейшее развитие физических качеств, технической

подготовки;

− целенаправленная соревновательная подготовка в избранных дисциплинах;

− совершенствование вариантов индивидуальной техники и тактики;

− повышение психической устойчивости спортсмена к нагрузкам и соревнованиям;

− изучение и совершенствование методики спортивной тренировки и оздоровительных форм физической культуры.

Лучшие учащиеся, которые закончили обучение в спортивной школе, продолжают заниматься в группах спортивного совершенствования СДЮШОР, в училищах олимпийского резерва (УОР), школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ).

Этот период характеризуется стабилизацией темпов роста физических качеств, окончанием сенситивного развития организма подростков, заметными различиями в физической подготовленности юношей и девушек. Заканчивается период полового созревания.

Продолжается увеличение мышечной массы, силовые способности дифференцируются и активно проявляются как в комплексных приспособлениях, так и изолированно, в специализируемых направлениях и режимах.

При переходе от этапа углубленной тренировки к этапу спортивного совершенствования необходимо учитывать уровень спортивных результатов и темпы их прироста, уровень здоровья и физической подготовленности. На этом этапе необходимо достижение высоких спортивных результатов на уровне кандидата и мастера спорта.

Молодые легкоатлеты участвуют в соревнованиях старшей юношеской группы (16-17 лет), юниоров (18-19 лет) и взрослых.

Возраст 16-17 лет является своеобразным переходом к периоду полного формирования организма. Поэтому можно полагать, что легкоатлеты, прошедшие 4-6-летнюю подготовку в ДЮСШ, могут выполнять достаточно большие объемы тренировочных и соревновательных нагрузок. В связи с этим меняется отношение к средствам, методам направленной специальной спортивной подготовки молодых спортсменов.

Исходя из теории сенситивных периодов развития физических качеств, можно выделить возрастные этапы, сформулировать конкретные задачи и определить средства и методы для совершенствования двигательных качеств молодых спортсменов. Оценка количественной взаимосвязи спортивного результата в видах легкой атлетики, отражающих специальную физическую подготовленность, показала, что основное значение в достижении высокого спортивного результата имеют показатели, характеризующие скоростные и скоростно-силовые способности, специальную и скоростную выносливость, силовые проявления.

Этап высшего спортивного мастерства в легкой атлетике предусматривает подготовку спортсменов старше 20 лет и объединяет молодежную группу и группу взрослых спортсменов. Основной задачей этапа является максимальная реализация индивидуальных возможностей спортсмена и достижение максимального результата в избранном виде. Объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок на этом этапе достигает своих максимальных значений, при этом интенсификация и специализация подготовки являются приоритетными направлениями в подготовке высококвалифицированных легкоатлетов. Особое значение на этапе высшего спортивного мастерства приобретает индивидуализация подготовки, а подбор специальных средств подготовки, их объема и интенсивности определяется строго с учетом индивидуальных возможностей спортсмена, уровня и структуры технико-физической подготовленности спортсмена, всего предшествующего опыта подготовки.

Особенности тренировки на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в легкой атлетике проявляются в следующих положениях:

2) увеличивается количество тренировочных занятий до 2-3 в день;

3) значительно возрастает объем и интенсивность нагрузок;

4) строгая индивидуализация тренировочной нагрузки;

5) физическая подготовка отличается (от предыдущих этапов) значительным ростом тренировочных нагрузок с повышением удельного веса специальной работы;

6) проведение систематических тренировок в условиях тренировочных сборов;

7) распределение занятий в нагрузочных микроциклах моделируется в соответствии с регламентом соревнований;

8) внедрение в тренировочный процесс научно-методического обеспечения является обязательным в организации и проведении подготовки спортсменов;

9) составной частью процесса тренировки являются мероприятия, направленные на ускорение восстановления работоспособности (сауна, массаж, гидропроцедуры и т.д.);

10) важнейшим условием успешного осуществления спортивной тренировки является правильное планирование и проведение комплексного контроля;

11) обязательное условие полноценной тренировки – приобретение теоретических знаний (о построении тренировки, средствах, методах, режиме, врачебном контроле, гигиенических требованиях и т.д.).

В группах спортивного совершенствования 60% времени отводится специальной физической нагрузке, 30% – общей физической подготовке и 10% – упражнениям, повышающим эмоциональность занятий.

Нельзя забывать, что юноши и девушки начинают активно интересоваться перспективой собственного развития. Поэтому спортсмен должен знать задачи, стоящие перед ним, разбираться в средствах и методах воспитания физических качеств, в формах тренировочных занятий и планировании их, периодизации круглогодичной тренировки, вести учет проделанной работы в спортивном дневнике. Спортсмен обязан изучить литературу, касающуюся вопросов тренировки, и ему следует оказывать помощь в этом деле.

Техническая подготовка на этапах занимает достаточное время и направлена на максимальное совершенствование индивидуального стиля в избранном виде легкой атлетики, устранение недостатков в процессе выполнения элементов техники.

Для углубленного понимания техники легкоатлетического упражнения, формирования рационального индивидуального варианта техники необходимо:

1) установить характерные его особенности, его отличие от других упражнений;

2) выделить в упражнении отдельные части, фазы, уяснить структуру движений в связи с решением частных задач;

3) установить в структуре движений главные (рабочие) фазы, определяющие спортивный результат, и фазы вспомогательные и второстепенные, а также фазы относительного отдыха;

4) уточнить основные стороны и характеристики движений спортсмена при выполнении каждой фазы упражнения, направление, амплитуду, скорость, силу, согласованность, темп, количество повторений.

Уточнение основных характеристик движений позволяет определить работающие группы мышц, последовательность включения их в работу и характер самого двигательного действия при выполнении спортивного упражнения. Зная все это, можно планировать средства тренировки для совершенствования технического мастерства спортсмена, используя различные специальные упражнения.

Методика контроля. К настоящему времени накопилось большое количество тестов, рекомендуемых для использования в процессе контроля и спортивной тренировки. Но не все они информативны и доступны для контроля спортсменов. Поэтому одна из основных задач контроля – правильный подбор комплекса тестов, которые должны отвечать дифференциальным факторам, определяющим спортивный результат в избранном виде легкой атлетики. Для каждого вида легкой атлетики необходимо выбирать те факторы, воздействие которых оптимально. Например, для спринтерского бега это: 1) быстрота реакции на старте; 2) способность к ускорению; 3) максимальная скорость бега; 4) скоростная выносливость; 5) техническое мастерство.

Все перечисленные факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на результат в спринтерском беге, обладают различной значимостью и все же главные из них – максимальная скорость бега и скоростная выносливость. Остальные факторы имеют значительно меньший удельный вес. Следовательно, совершенствованию этих качеств и выбора тестов для контроля необходимо уделять большее внимание, чем другим факторам.

Такого рода подход является конструктивной основой, способствующей дальнейшему совершенствованию критериев в процессе специального контроля спортсменов.

Участие в соревнованиях. Нельзя достичь высоких спортивных результатов, редко выступая на соревнованиях. Поэтому отличительной чертой современной методики тренировки считается увеличение числа соревнований в каждом году. Участие спортсменов в соревнованиях оказывает многостороннее воздействие на физические и психологические качества спортсмена. Частые выступления в соревнованиях дают спортсмену знания и опыт. Количество стартов в течение года определяется исходя из вида спорта и индивидуальных особенностей спортсмена. Цель, масштаб и степень психической напряженности в соревнованиях могут быть различными. Поэтому спортсмену ставятся задачи с учетом направленности соревнований на рекорд, на победу, контроль уровня подготовленности, проверку тактических замыслов, приучение к условиям «поля боя».

Спортсмены, имеющие высокие спортивные результаты (на уровне КМС и МС), выступают довольно часто на различного рода соревнованиях. В связи с переездами появляются свои сложности, касающиеся времени переезда на соревнования и акклиматизация, изменение суточного режима. Поэтому спортсмену целесообразно учитывать и непосредственную подготовку к соревнованиям. Меняется тренировочная работа в последние дни перед стартом и т.д.

При непосредственной подготовке к основным соревнованиям необходимо правильно чередовать тренировочную работу и отдых путем планирования занятий с различными нагрузками, активным и обычным отдыхом. После тренировочного занятия или серии занятий в недельном микроцикле к назначенному дню обеспечить полное восстановление организма спортсмена, перед соревнованием отдыхать не более одного дня. Не меньше чем за неделю до ответственных соревнований уменьшить общее количество тренировочной работы, и за 24 часа до соревнований проделать разминку, не допуская максимальных усилий.

Регулярно участвовать в соревнованиях, чередуя одно особо ответственное соревнование с тремя-четырьмя меньшего масштаба. Не участвовать в соревнованиях при появлении после разминки нежелания соревноваться. В этом случае целесообразно перейти на занятия другими физическими упражнениями.

При определении количества соревнований в году необходимо предусмотреть главные и второстепенные соревнования.

Индивидуальный подход к спортивной тренировке. На этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства в тренировочном процессе возникает необходимость подходить к спортсмену дифференцированно, иными словами, переходить от индивидуально-группового метода тренировки к индивидуальному.

Экспериментальная разработка конкретных подходов в индивидуализации спортивной тренировки стала разрабатываться главным образом в последние двадцать лет. Все чаще индивидуализация находит широкое применение в практической работе в спорте. Наметилось несколько путей в индивидуальном построении тренировочного процесса. В рамках микро- и мезоцикла индивидуальное построение тренировки осуществляется с учетом:

– биологических колебаний функционального состояния в различные фазы эндогенного ритма;

– текущего состояния тренированности спортсмена;

– меры индивидуальной величины максимальной нагрузки;

– данных о факторах и модельных характеристиках в подготовленности спортсмена, выявление сильных и слабых сторон в подготовленности.

В современном понятии индивидуальность – это неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа человека. В настоящее время в биологии (анатомия, физиология, генетика и т.д.) индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, организма и своеобразия сочетания наследственных и приобретенных свойств, что является результатом онтогенеза и выражается в особенностях генотипа и фенотипа.

Индивидуальный подход предполагает знание индивидуальности, то есть того особенного, неповторимого, что отличает одного человека от всех других и включает природные и социальные, физические и психические, врожденные и приобретенные свойства. Индивидуальный подход, рассматриваемый в педагогике как один из важнейших принципов обучения и воспитания, определяется как деятельность обучающего, предполагающая временное изменение ближайших целей относительно содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы, с учетом индивидуальных особенностей личности ученика для реализации наиболее успешного развития ее социальной типичности и индивидуального своеобразия.

В теории и методике физического воспитания общепринятым считают положение о том, что определяющую роль в подготовке юных спортсменов играет собственно обучение. Однако тренировка как внешняя причина действует через внутренние условия, без учета которых ее воздействие будет недостаточно эффективным. К внутренним условиям, оказывающим влияние на тренировочный эффект, относятся индивидуальные особенности спортсмена. Это предполагает необходимость организации учебно-тренировочного процесса на основе глубокого учета индивидуальных различий в физической, технической, тактической, психологической подготовленности, морфологических особенностях спортсмена.

Для объективности суждения о достоинствах или недостатках индивидуального подхода к спортивной тренировке (построения тренировки в целом, отдельных ее частей, компонентов и др.) необходимо располагать критериями, отвечающими требованиям индивидуализации: состояние здоровья, уровень биологической зрелости и физического развития, уровень технической и тактической подготовленности, психическая и теоретическая подготовленность, медико-биологические, морфологические, физиологические характеристики, социальная среда.

Именно поэтому в понимании индивидуальности следует исходить из характеристик как функционального оптимума, служащего основой для достижения запланированных результатов. В этой связи важно, чтобы целевое задание на определенный тренировочный цикл соответствовало индивидуальным особенностям конкретного спортсмена. Этому требованию не отвечает в полной мере среднегрупповой критерий планирования тренировочного задания.

Во-первых, каждый человек индивидуален и ему присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Очевидно, что такая бесконечность не может быть объектом специального изучения. В этом случае исследование должно носить интегральный характер, то есть достаточно изучить связи между ограниченным набором индивидуальных свойств, относящихся к разным иерархическим уровням.

Во-вторых, в соответствии с принципом системности необходимо рассматривать специфические области индивидуальных особенностей спортсмена не только сами по себе, но и в зависимости от интегральной индивидуальности.

В большинстве случаев подготовка спортсмена осуществляется групповым методом. Поэтому всегда возникает вопрос о том, как индивидуализировать подготовку в рамках общего для группы плана. Кроме этого значительные трудности для индивидуальной подготовки возникают при поиске эффективных способов установления индивидуально-оптимальных средств, методов, форм спортивной подготовки. Преодоление указанных трудностей лежит на пути индивидуальных различий в подготовке юных и взрослых спортсменов.

Методика определения индивидуальных норм. Индивидуальный подход к спортсмену предполагает знание индивидуальных особенностей, которые отличают одного человека от всех других и включают природные и социальные, физические и психические, врожденные и приобретенные свойства.

По индивидуальным характеристикам физической подготовленности в скоростно-силовых видах легкой атлетики и видах на выносливость все спортсмены разделены на четыре группы: с преимуществом быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости. Индивидуальные особенности состоят из множества факторов, которые группируются вокруг трех основных: генетические предпосылки, уровень подготовленности, социальная среда.

Особенности физической подготовленности и функционального состояния в соответствии с уровнем физической работоспособности делятся на высокий, средний и низкий. Особенности психологической подготовленности квалифицированных спортсменов классифицированы по возрастным критериям, в основе которых лежат индивидуально-психологические особенности личности и высшие психические функции.

В связи с этим одним из основных требований проблемы интеграции будет ограничение круга входящих показателей. Это положение сохраняет свою правомерность и в исследованиях по спортивной тренировке, в том числе и в детско-юношеском спорте. В настоящее время для оценки уровня физической подготовленности применяется широкий круг разнообразных тестов. Они имеют различную степень корреляции со спортивным результатом. В то же время с точки зрения критерия рациональности только те контрольные упражнения могут быть признаны надежными, которые отражают динамику физической подготовленности спортсменов по мере роста их мастерства и имеют сильную взаимосвязь со спортивным результатом. Обусловлено это тем, что этапы начальной спортивной специализации и углубленной тренировки характеризуются высокими темпами роста, а этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства – стабилизацией показателей подготовленности спортсменов. Контроль за исследуемыми параметрами по количественным и качественным характеристикам позволяет выявить динамику индивидуальных особенностей юных спортсменов и служит основанием для коррекции тренировочного процесса.

Для оценки индивидуальных особенностей спортсменов наиболее адекватны комплексные критерии, отражающие мощность, экономичность и устойчивость функционирования опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной системы и энергообеспечения организма спортсмена. Эти критерии позволяют выявить индивидуальную структуру функциональной подготовленности организма юного спортсмена к соревновательной нагрузке. Процедура определения индивидуальной нормы может быть такова:

− определение времени начала тренировки и ее продолжительности;

− систематическое тестирование занимающихся по комплексу наиболее информативных тестов в течение определенного этапа;

− определение средних величин и стандартных отклонений;

− принятие значения X ± 0,5 а за среднюю норму, а остальных градаций как низкая – высокая, очень низкая – очень высокая;

− значение результата в тесте свыше X ± 2 а считать очень высокой нормой.

В основу методики определения индивидуальной нормы функционального состояния организма юного спортсмена положено исследование диапазона функционирования систем, определяющих успешность выполнения основного упражнения.

На основе полученных данных рассчитывались индивидуальные нормы физической подготовленности, соответствующие лучшему на данный этап спортивному результату.

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная техника - это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль спортивной техники в различных видах спорта неодинакова. Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой:

1. Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика и др.). В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения

2. Виды спорта c проявлением выносливости(бег на длинные дистанции). Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, c искусством движений(гимнастика, акробатика, прыжки в воду и др.). Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность в изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой. Высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством.



Критериями технического мастерства являются:

1. Объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

2. Разносторонность техники - степень разнообразия технических приёмов. Данные показатели технического мастерства являются особенно значимыми в тех видах спорта, где имеется большой арсенал технических действий, - спортивные игры, единоборства, гимнастика, фигурное катание.

3. Эффективность владения спортивной техникой, близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту. Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

а) сопоставление ее с некоторым биомеханическим эталоном. Если техника близка к биомеханически рациональной, она признается наиболее эффективной;

б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;

в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена - силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег от 30 м с низкого, а затем высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;

г) сопоставление показанного результата с затратами энергии и сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

4. Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие.

Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

г) автоматизированность выполнения действий.

Виды подготовки:

Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности. Специальная подготовка направлена на овладение специальными техническими приёмами, присущими конкретному виду спорту и спортивной специализации.

Задачиобщей технической подготовки :

1.Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта.

2. Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

Задачи специальной технической подготовки:

1. Сформировать знания о технике спортивных действий.

2. Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможности спортсмена.

3. Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования).

5. Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее (например, «фосбюри-флоп» в прыжках в высоту; техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска; «коньковый» ход в лыжах и др.).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и

методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. К ним относятся:

а) беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

б) показ техники изучаемого движения;

в) демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др.;

г) использование предметных и других ориентиров;

д) звуко- и светолидирование;

е) различные тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации.

Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких-либо физических упражнений:

а) общеподготовительные упражнения. Они позволяют овладеть разнообразными умениями и навыками, являющимися фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта;

в) методы целостного и расчлененного упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

г) равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный и другие методы, способствующие главным образом совершенствованию и стабилизации техники движений.

Применение данных средств и методов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

Оценка технической подготовленности. Контроль за технической подготовленностью заключается в оценке количественной и качественной сторон техники действий спортсмена при выполнении соревновательных и тренировочных упражнений.

Контроль техники осуществляют визуально и инструментально. Критериями технического мастерства спортсмена являются объем техники, разносторонность техники и эффективность:

· Объем техники определяется общим числом действий, которые выполняет спортсмен на тренировочных занятиях и соревнованиях. Его контролируют, подсчитывая эти действия.

· Разносторонность техники определяется степенью разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен и использует их в соревновательной деятельности. Контролируют число разнообразных действий, соотношение приемов, выполненных в правую и левую сторону (в играх), атакующих и оборонительных действий и др.

· Эффективность техники определяется по степени ее близости к индивидуально оптимальному варианту. Эффективная техника – та, которая обеспечивает достижение максимально возможного результата в рамках данного движения.

· Спортивный результат – важный, но не единственный критерий эффективности техники. Методы оценки эффективности техники основаны на реализации двигательного потенциала спортсмена.

В циклических видах спорта особенно важны показатели экономичности техники, так как отмечается вполне четкая закономерность – обратно пропорциональная зависимость между уровнем технического мастерства и величиной усилий, физических затрат на единицу показателя спортивного результата (метра пути).

Высокий уровень современных спортивных результатов, боль­шие (порой достигающие предельных величин) объемы трениро­вочных нагрузок обусловливают необходимость качественного совершенствования подготовки спортсменов. Одним из путей в этом направлении является достижение более полной реализа­ции спортсменом своих физических возможностей. В связи с этим

огромное значение в многолетней спортивной тренировке приоб­ретает постоянное совершенство технического мастерства в рам­ках технической подготовки.

Под техническим мастерством или технической подготов­ленностью принято понимать степень освоения спортсменом сис­темой движений, соответствующих особенностям данного вида спорта и позволяющих более полно реализовать его физические возможности, обеспечивающие достижение высших результатов.

По мнению В.М. Защгорского (1979), для характеристики тех­нической подготовленности необходимо определить, что умеет спортсмен и как он владеет освоенными действиями. Ответ на во­прос «что?» характеризует объем и рациональность технических действий, на вопрос «как?» - эффективность и освоенность вы­полнения двигательных действий.

Объем технической подготовленности определяется чис­лом технических действий, которые выполняет спортсмен. Раз­личают общий и соревновательный объем технической подготов­ленности.

Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий или упражнений, которые освоил данный спортсмен в тренировочном процессе. Соревновательный объем - числом различных технических действий или упражнений, выполняемых спортсменом в условиях соревнований.

Так, например, соревновательный объем технической подго­товленности прыгуна в длину характеризуется умением спортс­мена выполнить прыжок с разбега. Для этого ему необходимо овладеть большим арсеналом специальных подводящих и имита­ционных упражнений для совершенствования технического ма­стерства в прыжке. Общий объем его технической подготовлен­ности должен охватывать навыки владения техникой различных видов легкой атлетики (бега, прыжков, метаний), а также других видов спорта (для проведения полноценной общей и специальной физической подготовки).

Другой пример. В борьбе дзюдо более 3000 приемов. Ведущие борцы владеют в совершенстве двумя-тремя приемами, которые в основном и используют в решающих схватках. Но их арсенал не ограничивается только этими приемами, поэтому в тренировках и в схватках со спортсменами более низкой квалификации они могут демонстрировать существенно большой объем технических действий.

Степень разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен, характеризует его разносторонность. Разно­сторонность технической подготовленности определяется как способностью продемонстрировать тот или иной арсенал техни­ческих действий в условиях состязания, так и возможностью ис­пользовать большой объем разнообразных упражнений в трени­ровке для развития силы, быстроты, выносливости координации (ловкости) и совершенствовании техники мастерства.

Ответ на вопрос «Что может выполнить спортсмен?» пред­полагает не только то, каким объемом двигательных действий он владеет, но и насколько рациональны эти движения. Под рацио­нальностью техники понимают определенный способ выпол­нения движений (используемой разновидности техники), позво­ляющий наиболее полно реализовать возможности спортсмена для достижения наивысших спортивных результатов. На наш взгляд, наиболее полное определение рациональной технике дал В.М. Дьячков (1972): это - специализированная система одно­временных и последовательных движений, направленных на ра­циональную организацию взаимосвязей внутренних и внешних сил с целью наиболее полного и эффективного использования их для достижения более высоких результатов.

Рациональность технических действий обусловлена, с одной стороны, учетом основных законов биодинамики, с другой - ин­дивидуальными особенностями строения и функционирования организма спортсмена, а также особенностями внешних воздей­ствий (действий партнеров и противников, воздействия внешней среды и т.п.).

Эффективность техники - это качество владения техниче­ским действием самого спортсмена, т.е. степень близости ее наи­более рациональному варианту. Характеризуя эффективность, мы отвечаем на вопрос «как?».

В связи со специфическими особенностями оценки результа­тов соревновательной деятельности в различных видах спорта специалисты используют разные критерии оценки эффективно­сти технического мастерства.

Существуют несколько показателей эффективности техники:

- абсолютная эффективность - в качестве оценки ее уровня избирается вариант двигательных действий, позволяющий до­биться наилучшего спортивного результата. В простейшем случае мерой эффективности может служить сам спортивный результат.

К такому критерию часто прибегают в игровых видах и единобор­ствах (техника эффективна, если приводит к забитому голу, за­вершенному приему);

- сравнительная эффективность - за образец берется тех­ника наиболее выдающихся спортсменов, с пей сравнивают ка­чество исполнения других атлетов. Такие критерии используют в сложнокоординационных видах спорта;

- реализационная эффективность - оценивается либо степень реализации спортсменом своего двигательного потенциала в со­ревновательном упражнении, либо затраты энергии и сил при вы­полнении оцениваемого спортивного движения. Такие критерии чаще всего используют в скоростно-силовых и циклических видах.

Наряду с эффективностью оценивается освоенность движений, или надежность их выполнения. Освоенность, или надежность, выполнения спортивных упражнений во многом зависит от обе­спечения устойчивости систем движения к сбивающим факторам при достижении высоких спортивных результатов.

По мнению Д.Д. Донского, В.М. Зациорского (1979), следует учитывать следующие показатели:

Стабильность и вариативность;

Стандартизацию и индивидуализацию;

Произвольность и автоматизм.

Устойчивость обеспечивается, с одной стороны, стабильно­стью технических действий, а с другой - необходимой ее вариа­тивностью.

Стабильность - это высокая степень постоянства воспроиз­ведения действий. Стабилизация требуется не во всех элементах движения, а только в главных, решающих для повышения устой­чивости достижения высокого спортивного результата.

Вариативность - это организация вынужденной изменчиво­сти отдельных структур двигательного действия с целью обеспе­чения стабильности высокого конечного результата.

При оценке необходимого уровня стабильности и вариатив­ности технического мастерства следует учитывать, что все спор­тивные упражнения в зависимости от основных задач достижения результата можно разделить на три группы:

1-я группа - упражнения с большой необходимостью стаби­лизации кинематической структуры - выполнение движений заданной формы и характера (гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание, спортивные танцы и т.н.);

2-я группа - упражнения с преимущественной стабилизацией динамической структуры - достижение максимального количе­ственно изменяемого результата (тяжелая атлетика, легкая атле­тика, плавание, гребля и т.п.);

3-я группа - упражнения с необходимостью большой вариа­тивности спортивных действий - обеспечение конечного эффек­та в переменных условиях (единоборства, спортивные игры).

Требование к выполнению упражнений 1-й группы в значи­тельной мере обусловлены сложившимися традициями, стили­стическими и эстетическими оценками. Требования к технике выполнения упражнений заключаются в строгости соблюдения формы движений. Огромное значение имеют совершенство рит­мической структуры, точнейшее соблюдение временных отноше­ний, амплитуды, обеспечивающих зрительный эффект внешней картины движений.

Вследствие больших технических трудностей выполнения уп­ражнений высокого класса велики требования и к их динамиче­ской структуре. Но поскольку кинематическая структура должна обладать большой устойчивостью, динамическая структура долж­на обладать достаточной приспособительной изменчивостью, по­зволяющей преодолевать помехи, возникающие по ходу выпол­нения упражнений. При этом формируется приспособительная и корригирующая устойчивость кинематической структуры к по­мехам.

Мастерство в упражнениях, направленных на достижение максимального количественного результата (2-я группа), опре­деляется возможностью в полной мере реализовать внешние и внутренние силы спортсмена. Поэтому конечный эффект будет зависеть от стабильности динамической структуры.

Совершенствование мастерства обусловлено подбором двига­тельных действий, соответствующих современному уровню фи­зической и функциональной подготовленности, которые в спорте неизменно повышаются. Новые физические возможности требуют новых форм их реализации. Очень большое значение имеет инди­видуализация техники, связанная не только с учетом физического состояния спортсменов, но и с воздействиями внешней среды.

Переменные условия соревновательной борьбы в единобор­ствах и спортивных играх (3 группа) требуют минимальной так­тической информативности технических приемов. Отсюда вы­текают высокие требования к владению большим арсеналом

разнообразных подготовленных фаз. Для проявления мастерства требуется высокая стабильность выполнения техники основных приемов при различных начальных условиях их выполнения. Приспособительная изменчивость подготовленных действий должна сочетаться с большой устойчивостью основных рабочих действий.

Стандартизация - это соответствие двигательных действий определенному образцу, отвечающему требованиям биомехани­ческой целесообразности и обуславливающему рациональность техники. Стандартизация осуществляется с определением допу­стимых отклонений (приспособительных и индивидуальных).

Индивидуализация - это приведение техники в соответствие с индивидуальными особенностями спортсменов, обеспечиваю­щими высокую эффективность усилий. Индивидуализация до­стигается отражением в технике положительных особенностей спортсмена.

Человек управляет движениями произвольно, то есть созна­тельно. Поэтому каждый спортсмен должен иметь четкое пред­ставление о выполняемом движении в целом и об отдельных его элементах. Однако при выполнении движений он не может кон­тролировать осознанно каждую деталь. Поэтому эффективность и надежность технического мастерства во многом обусловлены способностью организма управлять отдельными элементами движения на уровне подкорки, без участия сознания - автома­тически. Сочетание произвольности и автоматизма вырабаты­вают в процессе тренировки. По мере многократного повторения и уточнения двигательных действий многие детали уходят из-нод произвольного контроля - управление становятся автоматизиро­ванным. На сознание возлагается роль регулирования смысловой стороной. Создаются способности и навыки переключения вни­мания с деталей движений на общие задачи (достижение цели, борьбы с помехами и др.).

Таким образом, техническое мастерство спортсменов не может быть оценено каким-либо одним показателем. Его полная харак­теристика требует многостороннего подхода. Помимо объема, раз­носторонности и рациональности технических действий, которы­ми владеет спортсмен, необходимо учитывать их эффективность (с помощью абсолютных, сравнительных либо реализационных критериев) и освоенность техники. Только в этом случае можно полностью оценить техническую подготовленность спортсмена.